Смекни!
smekni.com

Вопросы воспитания средствами театральной педагогики (стр. 6 из 8)

8. Вращение тазобедренным суставом без позвоночника.

9. Вращение тазобедренным суставом с позвоночником и корпусом одновременно.

10. Вращение тазобедренным суставом с позвоночником

11. Вращение прямыми ногами.

12. Вращение коленей (внутрь, наружу).

13. Вращение голеностопом.

Дополнительные упражнения к разминке

1. Подъём высокого колена. Из положения впереди в положение сбоку (поочерёдно каждой ногой).

2. Махи прямыми ногами (вперёд, назад, вбок).

3. Махи прямыми ногами с поддержкой.

4. Махи прямыми ногами через разножку.

5. Наклоны в пол (касание пола кистью, локтями).

6. Продольный полушпагат (сесть, встать – поочерёдно каждой ногой).

7. Поперечный полушпагат (то же самое).

8. Плавный переход из продольного шпагата в поперечный (каждой ногой)

Упражнения на освобождение мышц.

Упражнение 1. вращение: голова – корпус – таз – колени – руки – всё вместе (и наоборот).

Упражнение 2. Расслабление и напряжение всего тела.

Упражнение 3. Расслабление и напряжение определённых групп мышц (например: напрягаем одновременно левую руку и правую ногу – остальные части тела расслаблены).

Упражнение 4. Упражнение называется «Стена». Выполняется по парам. Воображаемую стену надо перевалить на партнёра, прилагая усилия всего тела. Партнёр сначала как бы принимает тяжесть всего тела партнёра (упавшей стены), потом, прилагая усилия со своей стороны переваливает её на партнёра. Упражнение выполняется в рапиде, партнёры не касаются друг друга – между ними чётко сохраняется расстояние, «стена».

Упражнение 5. Сильно напрячь пальцы рук, кисти, плечи. Удерживать состояние напряжения 5–8 секунд. Потом всё расслабить и сохранить ощущение свободы мышц как можно дольше. Повторить несколько раз.

Упражнение 6. Пальцы рук переплести и подложить под нижнюю челюсть. Локти отвести в стороны. Стремиться опустить нижнюю челюсть при сопротивлении рук. Сильно напрячь мышцы челюсти, шеи, рук, плеч. Через 5–10 секунд всё освободить. Ощущение свободы сохранить. Упражнение повторить.

Упражнение 7. Лечь на пол на спину. Расслабиться: шея, плечи, ноги, корпус должны быть надёжно прижаты к полу. Напрячь поочерёдно ноги, руки, голову, корпус. Через 5–10 секунд освободиться. Ощущение свободы сохранить.

Упражнение 8. Наклонить верхнюю часть корпуса вниз; руки, спину, плечи освободить. Медленно напрячь мышцы пальцев, затем кистей, локтей, плеч, спины. Корпус медленно поднимать параллельно полу. Руки вытянуть вверх вперёд. Мышцы спины, живота, ног напрячь. Через 5–10 секунд мышцы пальцев, кистей, локтей, шеи, плеч, верхней части груди постепенно расслабить. Ощущение свободы сохранить как можно дольше. Упражнение повторить.

Упражнения на равновесие

1. Подъём ноги на уровне пояса (впереди, сбоку – по 10 сек.).

2. «Ласточка» (обычная и «передняя») – при выполнении сначала посмотреть на левую руку, потом на правую и назад на ногу. Только после этого свободно опустить ногу.

3. стоя на одной ноге, имитируем бросок какого-либо предмета (в рапиде).

4. Различные беспредметные игры: снежки, бадминтон, волейбол и т.д. (в рапиде).

5. Придумывание обстоятельств: перепрыгивание на болоте с кочки на кочку, путешествие по облакам, движение по сложной местности и т.д.

Упражнения на координацию

1. Вращение рук – одна вперёд, другая назад.

2. «Мельница».

3. Раз – правая рука вперёд.

Два – левая рука в сторону.

Три – обе руки на пояс.

Четыре – обе опустить.

4. Раз – левая рука вперёд.

Два – правая рука в сторону.

Три – обе руки вверх.

Четыре – обе опустить.

5. Раз – правая рука вперёд.

Два – левая рука в сторону.

Три – правую согнуть перед грудью.

Четыре – левую согнуть перед грудью.

Пять – левую руку вперёд.

Шесть – правую руку в сторону.

Семь – обе руки на пояс.

Восемь – обе руки опустить.

6. Раз – левую руку вперёд.

Два – правую руку в сторону.

Три – левую согнуть перед грудью.

Четыре – правую руку вверх.

Пять – правую руку вперёд до уровня груди.

Шесть – левую руку в сторону.

Семь – обе руки на пояс.

Восемь – обе опустить.

7. Правая рука движется на три счёта, левая – на четыре счёта. Правая – вперёд, в сторону, опустить. Рука левая – вперёд, согнуть в локте на уровне груди, в сторону, опустить. Руки работают одновременно. Полный цикл – двенадцать счётов. После усложнять: выполнять упражнение одновременно с ходьбой, с речью и т.д.

Развитие навыков речедвигательной координации

1. Разобраться по парам. Первый номер выполняет любые движения в различном темпе. Второй номер озвучивает их, пытаясь найти голосом характер движений.

2. Выполняется Упражнение 7 на координацию. Одновременно на каждый счёт называются месяцы года или счёт в обратном порядке (12, 11, 10, 9, 8, …).

3. выбрать десять любых глаголов и на каждый глагол придумать движение («манок», то, что побуждает сказать этот глагол).

4. Любое стихотворение (детское, лирическое, патриотическое) выучить и придумать к этому стиху движение («манки»).

5. Контролировать ощущение звука в теле (он будет вырываться наружу через руку, плечо, голову и т.д.).

6. Картина. Ощущение от картины попытаться выразить пластически, чтобы это являлось «манком» к речевому описанию картины. Добиваться единения пластики и речи. Мысль в голове мешает творческому процессу и является зажимом. Надо уметь «думать телом».

7. ученики, держась за концы гимнастических палок, образуют круг. Кто-то читает любое стихотворение и одновременно выполняет любые пластические движения, увлекая за собой весь круг. Затем, как в кино, когда крутят плёнку назад через эти же движения, только в обратном порядке, нужно вернуться в исходное положение.

8. Упражнение на доверие: а) падение на руки партнёра – вперёд, назад; б) размахивание перед лицом партнёра руками и ногами, с размаха; в) перекидывание гимнастическими палками.

9. Сочинить комплекс различных движений и проделывать их, читая одновременно любое детское стихотворение. Например, «Вот серый крот, вот серый крот. Вот серый, серый, серый крот. Он ни красавец, ни урод – он просто серый, серый крот». на это стихотворение придётся минимум 14 движений.

Пластические этюды

Упражнение 1. «Страна чудес».

Упражнение можно проводить в виде разминки перед началом урока. Произвольный бег по кругу. При этом педагог по хлопку просит выполнить команды, например:

– Бежать треугольником! Нет, не по треугольнику, а именно треугольником. Как бегают треугольники?

– Теперь в другую сторону, побежали пунктиром! Каждый сам решает, что значит бежать пунктиром. Не смотрите по сторонам – здесь нет единственного правильного решения. Смелее!

– Побежали картинками, в косую линеечку, столбиком, всмятку!

– по сигналу разбиться на маленькие группки по 3–4 человека. Нет, не по 5 человек, у вас почему-то один лишний! Попробуем ещё раз!

В этом упражнении проявляются такие свойства, как фантазия, лёгкость, непринуждённость поведения. Выполнение упражнения требует как бы забыть о «здравом смысле» взрослого человека. В процессе выполнения упражнения проявляется индивидуальность ученика, происходит освобождение от стереотипов.

Упражнение 2. «Месим тесто».

Все разбиваются по парам. Один из участников играет роль «теста», а второй – «булочника». «Тесто» должен лечь на пол и максимально выключить мышцы. Теперь «булочник» должен хорошенько замесить «тесто», чтобы оно было мягким и эластичным. Для этого упражнения необходимы сценическая вера и серьёзность, непосредственность, владение мышечной энергией. «Тесто» не должно улыбаться, человек, изображающий его, должен максимально расслабиться и не реагировать ни на что, кроме рук «булочника». Естественно, «булочник» не должен причинять своему «тесту» боль или щекотать его.

Упражнение 3. «Пластилинчики».

В упражнении принимает участие вся группа. Из группы выбирается ведущий, остальные участники играют «голову великана». Для этого роли надо распределить следующим образом: один играет роль левого глаза, другой – правого, третий – носа, четвёртый – уха, и т.д. Затем надо скомпоновать такую мизансцену, чтобы образовалась фигура, напоминающая голову великана. Когда всё готово, можно начинать. Перед «головой» становится ведущий и проделывает самые простые манипуляции. Например, он может подмигнуть, потом зевнуть, чихнуть, почесать ухо и т.д. «Голова великана» должна в точности воспроизвести все простейшие действия. В этом упражнении проявляется весь набор качеств, которые обусловливают оригинальность и продуктивность воображения – попробуйте-ка представить себя ухом великана!

Упражнение 5. «Играем в справочник».

В этом упражнении «пьесой» может стать любой текст, записная книжка, клочок газеты, письмо, книга, рекламный проспект и т.д. Все «пьесы» раскладываются на столе. Несколько человек из группы выбирают по одной такой «пьесе». По своему усмотрению каждый из них может пригласить в «спектакль» ещё 2–3 исполнителей. Им даётся время 7–10 минут. По окончании подготовки «пьесу» кладут на стол. Участники по очереди играют свои спектакли. После того, как все спектакли сыграны, зрителям предстоит определить и назвать «пьесы», по которым они были поставлены. В этом заключается основной критерий успешности выполнения задания. Ведь «пьеса» проходит только с использованием пластики, без комментариев и разъяснений.

Упражнение 6. «Театр рук».

В этом театре играют только руки. В качестве 2 пьесы» может быть самый разнообразный текстовый материал. Но наиболее продуктивна работа на отвлечённые понятия: счастье, покой, объяснение, любовь, ссора, боль и т.д. Актёр должен сыграть свой «спектакль» так, чтобы зритель понял его замысел. Возможно «спектакль» может проходить в исполнении двух актёров. Например, «театр рукопожатий», литературных и сценических героев, то есть одна пара может подготовить и показать десять различных рукопожатий: Буратино и Пьеро, Татьяны и Мефистофеля, Чацкого и Молчалина. Представив «сценарии» педагогу, актёр выносит затем свой спектакль на общий суд, при котором зритель должен угадать героев, чьё рукопожатие они видят.