Смекни!
smekni.com

Воспитание в национальных традициях детей старшего дошкольного возраста (стр. 5 из 14)

1. Материальная культура:

— основной тип поселений, жилища, основные предметы быта;

— одежда (национальный костюм), украшения;

— национальные кушанья;

— транспортные средства;

— орудия труда;

— труд с учетом его специфики.

2. Духовная культура:

— народные обычаи, обряды, праздники;

— язык, народное творчество (сказки, пословицы и поговорки, детские игры, музыка);

— искусство (песни, танцы, произведения художественного и декоративно-прикладного творчества, литература).

3. Нормативная культура:

— общечеловеческие нравственные качества;

— правила общения между людьми внутри этноса и вне его.

Культура понимается нами вслед за отечественными исследователями как созданное и накопленное человечеством материальное и духовное богатство (Г.Н. Волков); ценность, выполняющая межпоколенную трансмиссию (В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, М. Мид, И.Б. Орлова). Несмотря на различные точки зрения в трактовке термина "культура", позиции многих ученых совпадают в том, что культура создана человеком и существует для человека, для его развития и самовыражения.

Исследователи характеризуют традиции как элементы социального и культурного наследия, которые передаются от поколения к поколению в течение длительного времени (С.А. Арутюнов, А.Б. Гофман, И.В. Суханов, С.А. Токарев и др.). По мнению Ю.В. Бромлея, Р.Ф. Итса традиция - это явление материальной и духовной культуры, социальной или семейной жизни, сознательно передающееся от поколения к поколению с целью поддержания жизни этноса. По утверждению И.В. Суханова, в традициях заложен слой мотивационных качеств и способностей, ценностных ориентации, общих представлений, чувств, настроении, привычек, включаемых в родовой потенциал или выключаемых из родового потенциала культуры.

В нашем исследовании за основу принято определение "традиция", данного Д.И. Водзинским: традиции - прочно установившиеся, унаследованные от предшествующих поколений и поддерживаемые силой общественного мнения формы поведения людей и их взаимоотношений или принципы, по которым развивается общечеловеческая культура [Цит по 48].

Из всех традиций, влияющих на формирование личности, особую роль ученые отводят воспитательным традициям. Л.И. Божович, Л.С. Выготский утверждали, что развитие человека осуществляется через усвоение всего предшествующего опыта культуры. Исходя из позиций Б.Н. Бессонова, Н.К. Дмитриева, К.С. Давлетова, А.М. Сулейманова, в качестве средств этнографической культуры мы рассматривали народные праздники, народные игры, фольклор.

Исходными теоретическими положениями разработки изучаемой проблемы явилась взаимосвязь: "образование-культура-национальная культура-личность". По мнению Н.А. Бердяева, С.И. Гессена задача всякого образования - приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства.

Поликультурное воспитание детей должно осуществляться в трех направлениях:

— информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т.д.);

— эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления — информационного насыщения — важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства);

— поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении) [50].

Задачи воспитателя - раскрыть духовный и нравственный потенциал произведений и довести его до ребенка в доступной форме. Мы придаем большое значение увеличению словарного запаса детей, путем смыслового объяснения незнакомых слов, их происхождения (этимологии) и исторического значения [51].

Этнопедагогический подход, интегрирующий достижения аксиологического и культурологического подходов должен быть конкретизирован в принципах родиноведческого подхода (С.Я. Ромашина) с целью повышения воздействия воспитательного потенциала на дошкольников в ДОУ.

Содержание дошкольного образования должно обеспечивать формирование у детей целостной и непротиворечивой картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества на основе адекватного культуро- и природосообразного жизнеосуществления (С.Я. Ромашина, Б.И. Борискина, 2003).

Родиноведческий подход реализует две основные цели:

1. Познание ребенком значительного пласта отечественной культуры.

2. Способность к взаимообогащению культурного содержания средствами межкультурной коммуникации (С.Я. Ромашина, Б.И. Борискина, 2003).

Его реализация в процессе ознакомления с национальными традициями позволяет адекватно содержанию культуры организовать педагогический процесс в ДОУ.

Таким образом, изучив роль и место национальных традиций в воспитании детей старшего дошкольного возраста можно утверждать следующее:

В содержании отдельных разделов дошкольного образования (ознакомление с окружающим, формирование представлений о природе, праздники и развлечения и др.) просматривается включение родной культуры и национальных традиций. В педагогической науке и дошкольной педагогике повышается интерес к национальному самосознанию, обращается внимание на возрождение народных традиций, развитие и понимание роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе. В задачу педагога в контексте данной проблемы входит способность прогнозировать и реализовывать потенциал национальных традиций, обычаев; помочь воспитать интерес к родной культуре и научиться осознавать себя как носителя этой культуры.

Механизмом, позволяющим включить народную педагогику в современный учебно-воспитательный процесс в ДОУ, является народная традиция, выражающая сущность народной культуры и её связь с социальными условиями; она и в настоящее время несёт те же воспитательные и развивающие функции. Главной задачей детского сада русской культурной традиции является закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми

1.3 Условия эффективного воспитания детей в национальных традициях

В последнее время воспитание малыша принято рассматривать с точки зрения формирования ценностного отношения к окружающей действительности.

Н. Непомнящая к базовым ценностям относит реально-бытовые ценности, ценность игры, ценность отношения к другим, ценность познания и ценность деятельности в широком плане. Именно в этом процессе ребенок наиболее эффективно усваивает нравственные понятия, осознает необходимость совершения нравственного поступка. Такому осмыслению помогают воспитательные методы воздействия, опирающиеся на интеллект ребенка (например, вопросы в процессе беседы, направленные на установление зависимостей между характером и поступком, поступком и его следствием, целью и результатом совместной деятельности), а также обучающие методы воздействия, приводящие, например, к формированию преемственности представлений и личностных смыслов между поколениями в семье [8].

В связи с этим любая совместная деятельность родителей и педагогов в этом направлении отвечает требованиям целостного педагогического процесса. Ведь в результате затрагиваются стороны развития ребенка, способствующие гармонизации его личности.

В конце 90-х годов XX – начале XXI века в дошкольных учреждениях реализуются комплексные и парциальные программы, ориентированные на общечеловеческую (мировую) культуру и характеризующие российские культурные традиции. Их авторы предлагают своё видение образовательного процесса в работе с детьми дошкольного возраста, учитывая новые социальные, политические и образовательные условия в целом и в решении проблемы формирования толерантных этнокультурных установок в частности [26].

За сохранение такой целостности отвечают комплексные программы. Но, к сожалению, они не могут учесть всех нюансов развития ребенка, подстроиться под его индивидуальность и запросы родителей. Парциальные программы способствуют углублению образовательного процесса по определенным направлениям образования и развития детей дошкольного возраста, позволяют расширить возможности организации образовательного процесса за счет расширения форм взаимодействия взрослого с детьми.

Парциальные программы, реализуемые в группах кратковременного пребывания, используются для того, чтобы отразить специфику работы учреждения, при котором они созданы; позволяют реализовать возможности культурно-образовательного учреждения в образовании дошкольников (например, при работе группы в краеведческом музее, доме детского творчества, доме культуры и т.п.).

Педагоги и родители, заинтересованные в том, чтобы передать культурно-исторические ценности дошкольникам, оказываются перед выбором достойной программы. Дополнительные образовательные программы осуществляются только по желанию родителей на договорной основе с ними. В некоторых территориях Российской Федерации (Краснодарский, Ставропольский края, Архангельская, Вологодская, Нижегородская, Ростовская области) большое значение придается программам художественно-эстетического цикла, этнокультурным и культурологическим. Среди них особое место занимает социокультурная программа «Истоки». В отдельных случаях в качестве дополнительных могут использоваться парциальные программы дошкольного образования, среди которых выделяются программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Князевой и М. Маханевой, «Развитие у детей представлений об истории и культуре» Л. Галигузовой и С.Мещеряковой, «Наследие» М.Новицкой и Е.Соловьевой.