Смекни!
smekni.com

Воспитание в национальных традициях детей старшего дошкольного возраста (стр. 8 из 14)

Педагогическая технология приобщения дошкольников к народным традициям строилась на основании следующих подходов: вовлечение детей в разнообразные виды деятельности (специально-организованное общение, учебно-познавательная, изобразительная, музыкальная при сохранении приоритета игровой, включающей сюжетно-ролевую, театрализованную); интеграция различных видов искусств (музыкального, танцевального, декоративно-прикладного) при опоре на фольклор; использование взаимодействия в системе "воспитатель-ребенок-родитель", так как семья является одним из основных институтов первоначальной социализации детей, влияющих на становление личности; осуществление воспитательной работы на основе традиций родной культуры; обеспечение активности детей на всех этапах приобщения к народным традициям.

Формы взаимодействия педагога с детьми

1. Организационные занятия с детьми (1 раз в неделю):

· ознакомление с предметным миром;

· устное народное творчество;

· декоративно-прикладное искусство; народная музыка;

· народные игры и хороводы;

· ознакомление с историей Руси, Москвы.

2. Совместная деятельность педагога с детьми.

3. Самостоятельная деятельность детей.

Приоритетные направления, реализуемые в работе с детьми:

Создание атмосферы национального быта.

Широкое использование фольклора.

Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.

Знакомство с народным искусством.

Знакомство с русскими народными играми.

Знакомство с историей Руси, Москвы.

Одно из приоритетных направлений работы детского сада – ознакомление детей с историей Руси, Москвы. Старшим дошкольникам даются первоначальные сведения о возникновении Москвы, Кремля с их достопримечательностями. Игры-путешествия, сюжетно-ролевые игры развивают у детей интерес к истории и культуре, воспитывают любовь к родной стране и городу.

На формирующем этапе педагогического эксперимента мы исходили из того, что эффективное приобщение дошкольников к родной культуре происходит при условии, когда оно естественно вплетается в жизнь группы и связывается с детскими интересами, желаниями, мотивами, ожиданиями. Это потребовало особого построения занятий по приобщению к традициям родной культуры.

Основанием для определения логики построения эксперимента был выбран подход Н.А. Коротковой, Н.Я. Михайленко к организации образовательного процесса в группах детей старшего дошкольного возраста. Работу с детьми мы построили в рамках блоков субъектно-субъектного взаимодействия педагогов и детей и свободной самостоятельной деятельности.

Особенность методики заключалась в том, что освоение детьми намеченного содержания осуществлялось с помощью различных тем ("Я и моя семья", "Народные праздники", "Народные игры" и др.). В процессе своего развития ребенок активно познает окружающий мир, который предстает перед ним в единстве четырех различных сторон, использованных для построения дидактической модели, включающей: природный мир (природные существа и явления); предметный мир (мир вещей, созданных руками и трудом человека); мир других людей (мир общественных отношений); мир моего "я" (внутренний мир человека).

Отсюда запланированные игры и занятия детей способствовали развитию у них представлений о мире природы, предметном мире, мире других людей и, наконец, о внутреннем мире (индивидуальности) каждого ребенка. Данное построение образовательного процесса позволило логически объединить все этапы и вызвать заинтересованное отношение у детей.

Всю работу с детьми по знакомству детей с былинным материалом предлагается вынести в блок совместной деятельности. В данной методической разработке совместная деятельность воспитателя с детьми осуществляется в три этапа:

· Предварительная работа;

· Сценарий совместной деятельности;

· Итоговая совместная деятельность.

Предварительная работа предполагает погружение ребёнка в атмосферу русской народной былины, накопление впечатлений, которые могут стать основой сотрудничества, общения с воспитателем и сверстниками. В конечном итоге обогащение ребёнка знаниями об истории России ведёт к воспитанию патриотизма, духовно-нравственному развитию.

В предварительную работу обязательно включается чтение былины с последующей беседой по её содержанию. В содержание этого раздела также могут входить следующие виды деятельности:

· Разучивание русских народных подвижных игр;

· Разучивание пословиц, поговорок, закличек, дразнилок и т. д.;

· Театрализованная деятельность;

· Дидактические и настольно-печатные игры;

· Музыкально-ритмическая деятельност2ь;

· Этюды на создание выразительных образов.

Одним из компонентов предварительной работы может быть изобразительная деятельность, где детям даётся возможность отразить свои впечатления об услышанном и увиденном, раскрыть собственные творческие замыслы.

После этапа предварительной работы мы предлагаем проводить совместную деятельность по заранее разработанному сценарию. В сценариях совместной деятельности педагог не ставит задач прямого обучения, как это делается на занятиях. Организация и планирование сценариев совместной деятельности должно быть гибким, нерегламентированным по времени. Педагог должен быть готовым к импровизации, встречной активности ребёнка. В процессе осуществления такого сценария ребёнок должен чувствовать себя младшим партнёром, ведомого взрослым, который постоянно учитывает его инициативу.

Через сценарий ребёнок "проживает" события, происходящие с былинными героями, систематизирует знания, полученные на предварительном этапе работы, в игровой форме учится пересказывать былины, достаточно объёмные по содержанию, закрепляет в разговорной речи старославянские слова и изречения, потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык.

Для подведения итога очередного этапа работы, после знакомства детей с тремя былинами, проводится итоговая совместная деятельность. По результатам итоговой совместной деятельности педагог может определить сильные и слабые стороны своей деятельности, откорректировать методы и приёмы, используемые с детьми.

2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования

Результаты беседы помогли выявить представления детей о традициях и культуре народа. В результате анализа экспериментальных данных было выявлено, что 40% испытуемых называли отдельные, несущественные признаки традиций, выбор не мотивировали; затруднялись в назывании сказок, игр; знания ограничивались одной-двумя сказками; представления о народных праздниках недифференцированы. При этом понимание народных сказок, праздников, игр обнаружено у 57% детей. У детей этой группы каждое понятие наполнено конкретным содержанием, мотивировка выбора осознана. Самую малочисленную группу испытуемых (3%) составили дети, у которых обнаружено правильное обобщенное представление об объектах культуры, выраженное в развернутом суждении о них.

Для определения уровней сформированности интереса к предметам народной культуры использовались показатели, учитывающие устойчивость выбора и мотивацию. На основе анализа экспериментальных данных обнаружено, что большинство детей находятся на среднем (55%) и низком (33%) уровнях сформированности интереса к культуре.

Вместе с тем, полученные данные свидетельствуют о появлении детей с выраженным интересом к предметам родной культуры (28%). Наличие детей с высоким уровнем детских интересов, интуитивное тяготение к предметам национальной культуры, умение почувствовать их красоту и своеобразие свидетельствует о потенциальных возможностях детей в усвоении национальных традиций.

В целях изучения умений старших дошкольников использовать представления о традициях родной культуры в самостоятельной деятельности исследовалась игровая деятельность. Полученные результаты свидетельствуют о том, что у детей самостоятельная игра носила выраженный репродуктивный характер, дети не умели руководствоваться имеющимися представлениями о традициях народной культуры в собственной деятельности.

На основании полученных данных дети были сгруппированы по трем уровням усвоения народных традиций. Основанием такой дифференциации послужила качественная и количественная характеристика уровней.

На этапе констатирующего эксперимента значимыми являлись исходные данные об отношении родителей и педагогов к проблеме исследования.

Количественный и качественный анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента показал, что высокий уровень усвоения обнаружен у 3% детей, средний уровень у 55%, низкий уровень у 42% обследованных дошкольников.

На этапе констатирующего эксперимента нами было выявлено отношение родителей и педагогов к проблеме исследования.

Анкетирование родителей показало, что для большинства из них (70%) характерно положительное отношение к традициям, желание узнать больше, помочь детскому саду по мере возможности в приобщении детей к традициям народа. Вместе с тем ответы родителей показали недостаточную информированность семей о традициях народа, отсутствие национальных семейных праздничных традиций. Все это свидетельствует об определенной утрате преемственности поколений к культуре своего народа.

Анкетирование педагогов позволило прийти к следующему заключению: более 60% имеет достаточно верные представления о традициях своего народа, о необходимости использования их в качестве средств воспитания. Однако эти представления не оказывают существенного влияния на содержание их педагогической деятельности. Анализ календарных планов воспитательно-образовательной работы, предметно-игровой среды детского сада по представленности в ней элементов родной культуры, а также непосредственное наблюдение за работой практиков свидетельствуют о недостаточном внимании педагогов к вопросам приобщения дошкольников к традициям народа. Приходится констатировать, что вопросы приобщения детей к традициям народа не находят достаточного отражения в широкой практике детских садов: соответствующее содержание работы обеднено, однообразно, отсутствует система в работе, недостаточно использованы этнографические средства для успешного ознакомления детей с традициями народа.