Смекни!
smekni.com

Воспитание чуткости у детей через сказку (стр. 7 из 9)

Можно использовать сказки В.А.Сухомлинского, в них глубокий смысл, подкупающая искренность, яркий язык. Для уроков чуткости и человечности миниатюры писателя представляют бесконечное поле деятельности.

Можно провести этическую беседу «Что значит быть чутким», предварительно выбрав какую-либо сказку Сухомлинского. Сначала прочесть сказку, затем побеседовать и проанализировать, прийти к какому-нибудь выводу.

Затем можно приступить к самому понятию «чуткость». Выяснить, как дети понимают это слово, как они должны поступать, обладая таким качеством.

Затем можно предложить проблемные ситуации, которые ученики должны решить. Прекрасно было бы создать «Комнату сказки», как это делал В.А.Сухомлинский в своей школе радости.

В своей будущей педагогической работе надеюсь осуществить свой замысел.

С помощью старших школьников можно создать обстановку, в которой дети чувство­вали бы себя в мире сказочных образов. Много придется по­трудиться, чтобы все вокруг навевало ребятам воспоми­нания о сказке, которую мама рассказывала в раннем дет­стве, о вечерних сумерках, о веселом огоньке в печке. Мы сделаем жилище злой Бабы-Яги — сказочная избушка на курьих ножках, окружённая высокими деревьями и пнями, рядом с избушкой — фигурки сказочных персонажей: Хитрая лиса, Серый волк, Умная сова. В другом углу - хатка дедушки и бабушки, в небе — гуси-лебеди, уносящие на своих крыльях маленького мальчика, героя украинской народной сказки Ивасика-Телесика. В третьем углу — синее море-океан, на берегу которого — ветхое жилище доброго старика и злой старухи, у порога — старое коры­то, на завалинке сидят старик со старухой, а в море пла­вает золотая рыбка. В четвертом углу — зимний лес, су­гробы, среди которых пробирается, утопая в снегу, ма­ленькая девочка,— мачеха послала ее в зимнюю стужу за ягодами... Из окна избушки выглядывает козлик. А вот большая рукавичка, в которой живет мышка, к ней при­ходят нежданные гости. Из фанеры сделаем большой пенек, на нём куклы — девочка-малютка, серый зайчик, лисичка-сестричка, медведь, волк, козлик, соломенный бычок, Красная Шапочка.

Все это постепенно мы вместе с детьми сделаем сами, как некогда сделал Василий Александрович Сухомлинский в своей «Школе радости».

Так как в школе не всегда бывает лишнее помещение, то героев сказки можно убирать во время учёбы, а в Час сказки опять выставлять. А можно сделать одну комнату для всех начальных классов.

Проводить вечера в Комнате сказок нужно нечасто — раз в не­делю, а то и в 2 недели. «Эстетическая потребность никогда не должна удовлетворяться до пресыщения. Там, где есть пресыщение, начинается снобизм, мещанская разочаро­ванность, скука, поиски средств «убить» свободное время...» – считал В.А.Сухомлинский.

В Комнате сказки можно рассказывать детям сказки, дети сами могут рассказывать сказки, сочинять их. Так развиваются фантазия, мышление, речь.

Конечно, надо будет обновлять обстановку. Хорошо было бы, если дети сами будут принимать участие в этом. Например, пускай приносят рисунки по мотивам сказок, которые им наиболее понравились.

Итак, внеклассная работа может быть разнообразной. Это зависит от того, как работает фантазия. Конечно, может не хватать времени, но такую работу следует проводить, ведь нравственные идеи, заложенные в произведениях о добре и зле, правде и неправде, чести и бесчестии, становятся достоянием человека при условии, когда эти произведения прочитаны в детском возрасте.

2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы

В школе №27 города Бреста в 1 «Б» классе с учительницей Коцур Натальей Леонидовной мной были проведены методики исследования на предмет наличия у детей моральных качеств.

Методики:

- «Оценка».

- Сочинение сказки.

- Сочинение – миниатюра «Если бы я был волшебником».

Первой была проведена методика «Оценка». Цель исследования – установить моральные представления о милосердии и чуткости.

Ученикам давалось задание привести примеры, назвать:

1. Добро, сделанное тебе другими.

2. Доброе дело, свидетелем которого ты был.

3. Доброе дело, которое ты сделал.

4. Зло, сделанное тебе другими.

5. Самое большое на свете зло и добро.

На первый вопрос дети отвечают в основном: «Мне подарили, купили, дали (что-то из вещей)». Несколько учеников ответили: «Помогают в учёбе». Один мальчик, Кирилл Щерба, ответил, что добро, которое ему сделали, - это помощь друга.

Второй вопрос анкеты поможет установить, видят ли дети добрые дела других людей, разбираются ли в окружающем мире. Этот вопрос заставил ребят задуматься. И в результате большинство детей ответили, что не видели добрых дел, свидетелями которых они могли быть. О чём это говорит? Ребята недостаточно чутки к окружающему миру. Некоторые давали такие ответы: кто-то кому-то что-либо купил, подарил и так далее. Коростелёв Женя ответил, что видел, как старший мальчик заступился за маленькую девочку, которую обижали одноклассники. А Петручик Полина видела, как подают деньги бедным.

На третий вопрос дети отвечают по-разному. Но суть большинства ответов такова: помощь родителям, родственникам, заключающаяся в выполнении каких – либо действий (уборка посуды, помощь в уходе за младшими братьями и сёстрами и так далее), помощь друзьям в трудную минуту, помощь бездомным животным.

Эти ответы особенно радуют. Значит дети, пусть и не все, могут сопереживать, сердце товарища или братьев наших меньших и оказывать им помощь.

Немногие добром считают то, что они другу подарили какие-то вещи. Одна девочка добром считает то, что она пригласила подругу на свой день рождения.

После «добрых» ответов переходим на «злые». Как же обстоит дело с пониманием зла?

Так как в классе большинство мальчиков, а мальчики, как известно, народ боевой, то пятая часть ответов заключается в том, что злом является драка, то, что побили, и результат этого: синяки, шрамы, царапины. Эти ответы можно понять. Мальчики в отличие от девочек не могут быть такими спокойными в своём возрасте.

Только два ученика – Настя Стельмашук и Кирилл Щерба сказали, что им не делали никакого зла. Это говорит о доброжелательности и незлопамятстве их душ. Ещё были ответы: Обманули, толкнули в лужу, обозвались.

Над последним вопросом дети долго думали. И вот как они ответили.

Самое большое на свете добро:

- 4 ученика ответили, что это когда человек не злой;

- ещё 4 ученика – когда мир;

- трое – когда есть мама и папа;

- ещё трое – чтоб помогали;

- 2 ученика ответили, что самое большое добро- это дружба;

- двое – спасти друга;

- а ещё 2 ученика – деньги;

Самое большое на свете зло:

- 12 учеников считают, что это война;

- 2 ученика – это смерть;

- трое ответили, что зло – это пьянство и курение;

- и ещё трое – это воровство;

Исходя из данных сведений, можно прийти к выводу, что дети различают понятия добра и зла. Ценности у некоторых детей отличаются, когда вопрос касается денег и бедности. Дети понимают так: деньги – добро, бедность – это зло. Хорошо бы провести с детьми этическую беседу на эту тему, чтобы выяснить, какую роль для них играют деньги, и растолковать, что бедность – это не порок, а богатство наживают нечестным путём.

Итак, выводы исследования с помощью методики «Оценка» таковы:

- дети различают понятия добра и зла;

- не замечают добрых дел вокруг себя;

- добром для себя считают покупку или подарок;

Следующая методика – «Сочинение сказки».

Детям давалось задание сочинения сказки на дом. Все очень ответственно отнеслись к этому.

Вообще, было очень интересно читать сказки придуманные детьми. «Создание сказок – один из самых интересных видов поэтического творчества», - считает В.А.Сухомлинский – «Вместе с тем это важное средство умственного развития».

В сказках детей просматривается главный смысл: дети стремятся к добру, миру, справедливости.

Хороший пример – сказка «Баба–Яга» Кати Липовик. Девочка показывает в своей сказке, как хорошо быть добрым. А для этого надо быть вежливым, делать хорошие дела, улыбаться.

Цель этой методики – проанализировать сказки на предмет воспитанности у детей такого качества как милосердие и чуткость.

Чуткость в этой сказке проявляется таким образом: Злой Бабе-Яге помогает в беде девочка, и, после этого, Баба-Яга становится доброй.

Интересна сказка Карпука Димы «Курочка». Её содержание заключается в том, что у Курочки заболел сынок, цыплёнок Петя, и все звери помогали ей найти дорогу к Дятлу, который был доктором. Даже Лиса, которая сначала хотела съесть Курочку, помогла, потому что у неё тоже был маленький сыночек.

Можно говорить о чуткости Димы, так как в его сказке присутствует добрая необходимость помогать нуждающимся. Это говорит о том, что мальчик наделён состраданием.

Во многих сказках, которые написали ребята, присутствует тематика дружбы. Сюжет примерно одинаковый: девочка (уточка, заяц, котёнок, мышонок и так далее) была очень одинокой, а в последствии у неё появлялось много друзей.

Мне очень понравилась сказка Насти Стельмашук «Настоящий друг». Сюжет этой сказки отличается от сказок о дружбе других учеников. В ней рассказывается о том, как Зайчик ушёл от своего друга Воробушка к Лисе и Волку, которые стали к нему в друзья навязываться. Воробушек Зайчика предупреждал, что обманут и обидят они его, но Зайка ничего и слышать не хотел. И вот когда Лиса с Волком решили съесть косого, к нему на помощь пришёл Воробей, спас он Зайку от хулиганов. «И тут то Заюшка и понял кто настоящий друг»- как написала сама Настя.

По-моему мнению по этим сказкам тоже можно судить о развитии чуткости у этих детей, так как видно, что ребята понимают истинный смысл слова дружба, то, что настоящий друг познаётся в беде.

В целом, прочитав сказки, сочиненные ребятами из 1 «Б» класса СШ№27,можно прийти к выводу, что в душах детей присутствует такое качество, как чуткость.

Последняя методика – это сочинение-миниатюра «Если бы я был волшебником». Цель – при анализе сочинений выявить, как раскрываются понятия добра и зла, справедливости, чуткости, милосердия, жестокости, бессердечия, лживости и так далее. Это задание, так же как и сочинение сказок, было задано на дом.