Смекни!
smekni.com

Воспитание чуткости у детей через сказку (стр. 1 из 9)

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БРЕСТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ А.С.ПУШКИНА»

Кафедра педагогики

начального обучения

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ПЕДАГОГИКЕ

ВОСПИТАНИЕ ЧУТКОСТИ У ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ СКАЗКУ

Выполнила

Губова Евгения Олеговна

студентка 3 курса, психолого-

педагогического факультета

Научный руководитель:

Панасевич Зоя Михайловна

ст. преподаватель

Брест 2007


Введение

Прежде чем начать написание своей курсовой работы я обратилась к толковому словарю русского языка С.И.Ожегова, чтобы проверить правильно ли я понимаю значение слов ЧУТКОСТЬ и МИЛОСЕРДИЕ. И вот как великий русский филолог объясняет их: милосердие - это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-то из сострадания, человеколюбия, а быть чутким – это значит быть отзывчивым и сочувственным.

Чуткость, милосердие, сострадание – это важные качества, которые необходимы человеку и обществу. У каждой личности должны быть эти качества. В наше время мы наблюдаем некоторый «дефицит» этих качеств. Отчего так происходит?

Всё начинается с воспитания в детстве, и важно, чтобы ребёнок с детства усвоил суть нравственных понятий и человеческих ценностей. Ребёнок формируется как личность, приобретает свойственные ему черты характера, особенности, которые влияют на поведение человека в жизни, у ребёнка появляется собственное мировоззрение, Как же он смотрит на этот мир? С улыбкой и любовью или же, как завоеватель и потребитель, которого ничто не интересует кроме собственного «я» и своей выгоды? Ребенок, будет взрослеть, и жизнь поставит перед ним отнюдь не лёгкие проблемы. Останется ли он милосердным, великодушным, человечным? Станет ли помогать бедным, престарелым, родным, друзьям? Отзовется ли по-доброму его душа на нужды и беды общества?

В Священных Писаниях мировых религий встречаются упоминания о том, что Божественная сила неустанно борется за человеческую душу с силами зла, которые олицетворяет Сатана. Этот древний символ можно рассматривать как отражение психологической основы человеческого бытия – борьбы за победу духовного начала над материальным. Каждый день в прессе встречаются сообщения, свидетельствующие о том, сколь часто в детях берёт верх низшая сторона их натуры – это проявляется, прежде всего, в актах насилия и жестокости. Недавние исследования, проведенные в США, показали, что детская и подростковая преступность напрямую связана с неуверенностью в себе, низкой самооценкой и отсутствием веры. «Помогать ребёнку видеть в себе всё лучшее и следовать своей высшей природе – значит препятствовать росту детской преступности»- так написано в пособии для родителей «Путешествие в страну добродетелей».

Каким же способом помочь ребёнку видеть всё лучшее, как воспитать в нём такие качества, как чуткость, милосердие, сострадание?

Особо важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах её психологического созревания играют семья, школа и средства массовой информации.

Родители ребёнка – первые и главные его учителя. Но сейчас время «трудное». Поэтому дети находятся под сильным влиянием идей материализма, у них искажается представление о мире, в соответствии с которым личная выгода становится выше морали, честности и любви, а это самым пагубным образом сказывается на их духовном развитии.

Какова роль телевидения и средств массовой информации? Велика. Но в настоящее время телевидение и школа выступают соперниками в борьбе за время и душу ребёнка. Очень часто то, что показывается по телевизору, не соответствует моральным устоям, которым учит воспитатель.

Исходя из вышесказанного, на плечи учителя начальной школы ложится большая задача. Она заключается в том, чтобы развить и воспитать в душе ребёнка духовное начало, развивать чувства, чтобы он не вырос бездумным равнодушным человеком.

Учитель постоянно думает: как добиться, чтобы дети глубоко знали родной язык, чтобы родное слово вошло в их духовную жизнь, стало и острым, метким резцом, и красочной палитрой, и тонким средством познания исти­ны. Язык — это материальное выражение мысли, и ребе­нок лишь тогда будет знать его, когда вместе со смыслом воспринимает яркую эмоциональную окраску, живое трепетание музыки родного слова. Без переживания красоты слова уму ребенка непостижимы сокровенные грани его смысла. А переживание красоты немыслимо без фантазии, без личного участия детей в творчестве, имя которому — сказка. Сказки предназначены для детства.

Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства — это, прежде всего воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души. Слово, раскрывающее благородные идеи, всегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается совесть.

Воспитание чуткости, отзывчивости к горю и страданиям других людей – важная задача школы.

И, возможно, эта тема более актуальна чем, например, экологическое воспитание. Так как прежде, чем что-то полюбить, пожалеть, увидеть красоту, надо уметь почувствовать, посочувствовать.

Сопереживанию, состраданию должна учить детская книга. А именно сказки. Сказка — это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребенка — его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается уже в рассказывании, высший его этап — инсценизация. Создание сказок — один из самых интересных для де­тей видов поэтического творчества. Вместе с тем это важ­ное средство умственного развития. Сказка, игра, фантазия — животворный источник дет­ского мышления, благородных чувств и стремлений. Мно­голетний опыт убеждает, что эстетические, нравственные и интеллектуальные чувства, рождающиеся в душе ребен­ка под впечатлением сказочных образов, активизируют поток мысли, который пробуждает к активной деятель­ности мозг, связывает полнокровными нитями живые островки мышления. Через сказочные образы в сознание детей входит слово с его тончайшими оттенками; оно ста­новится сферой духовной жизни ребенка, средством выра­жения мыслей и чувств — живой реальностью мышления. Под влиянием чувств, пробуждаемых сказочными обра­зами, ребенок учится мыслить словами. Без сказки — живой, яркой, овладевшей сознанием и чувствами ребен­ка,— невозможно представить детского мышления и дет­ской речи как определенной ступени человеческого мыш­ления и речи.

Дети находят глубокое удовлетворение в том, что их мысль живет в мире сказочных образов. Пять, десять раз ребенок может пересказывать одну и ту же сказку, и каждый раз открывает в ней что-то новое. В сказочных образах — первый шаг от яркого, живого, конкретного к абстрактному.

Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу. В сказке чер­паются первые представления о справедливости и неспра­ведливости. Первоначальный этап идейного воспитания тоже происходит с помощью сказки. Дети понимают идею лишь тогда, когда она воплощена в ярких образах.

Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки — в глубине ее содержания; созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к серд­цу и уму ребенка могучий творческий дух трудового на­рода, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она — творение народа. Когда мы смотрим на дивные фрески Киевской Софии, мы воспринимаем их как частицу жиз­ни народа, творение его могучего таланта, и в нашей душе пробуждается чувство гордости за его творческий дух, мысль, мастерство. Аналогично воздействие народной сказки на душу ребенка. Кажется, что сказка построена на чисто бытовом сюжете: дедушка и бабушка поса­дили репку, ...дедушка решил обмануть волка, сделал со­ломенного бычка, ...но каждое слово этой сказки — как тончайший штрих на бессмертной фреске, в каждом слове, в каждом образе — игра творческих сил народного духа. Сказка — это духовные богатства народной культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ.

Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский пишет: «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка. Сказка, фантазия - это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами …» [4. c.29].

Цель этой работы – исследовать процесс воспитания чуткости у детей на основе сказки.

Задачи исследования таковы:

- проанализировать учебники на предмет выявления воспитательного содержания сказок;

- использовать их в воспитании чуткости детей;

- определить уровень сформированности (наличия) чувства чуткости в исследуемой группе детей;

Методы исследования следующие:

- наблюдение;

- анкетирование;

- анализ творческой работы;

Методики можно применить такие:

1. «Оценка», цель которого - установить моральные представления детей о чуткости.

2. Сочинение сказки.

3. Сочинение- миниатюра «Если бы я был волшебником».

Экспериментальная работа проводилась в СШ № 27 города Бреста в 1 «Б» классе с учительницей Коцур Натальей Леонидовной.

I РОЛЬ СКАЗКИ В МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОМ

ВОСПИТАНИИ РЕБЁНКА

1.1 Сказка как жанр художественного творчества

«Сказки – прекрасное творение искусства. Наша память неразлучна с ними. В простодушных и нехитрых историях о лисе и волке, цапле и журавле, дурачке Емеле, чудесах царевны-лягушки нас привлекает острота социального смысла, неистощимость выдумки, мудрость жизненных наблюдений» [1. c.5].