Введение
1. Значение малых фольклорных форм в жизни детей
2. Проблема взаимодействия танца и фольклора
3. Выявление творческой направленности в танцевальной деятельности детей
3.1 Сравнительное исследование танцевальной деятельности детей различных школ
3.2 Создание творческих условий для развития личности ребенка в танцевальной деятельности средствами фольклора
Заключение
Список литературы
Традиционное образование, основной целью которого является формирование систематизированных знаний, умений и навыков, не способно создать условий для гармоничного развития личности. Большое значение в такой ситуации имеет большое значение применение различных форм фольклора.
Детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально - поэтических жанров фольклора.
К детскому фольклору как средству характеристики народа обращались В.И. Даль, Д.К. Зеленин, П. Тихонов, А. Молотилов и многие другие знатоки языка. В.И. Даль в своем сборнике "Пословицы русского народа" значительное место отвел скороговоркам, загадкам, игровым приговорам, считалкам.
К.И. Чуковский собрал богатейший материал для изучения детского словотворчества и поэтического творчества детей. Его исследования объединились позднее в книге "От двух до пяти".
В.П. Аникин говорил о том, что детский фольклор русского народа чрезвычайно богат и разнообразен. По его мнению, в детском фольклоре необходимо различать произведения взрослых для детей, произведения взрослых, ставшие со временем детскими, и детское творчество в собственном смысле этого слова[1].
Танец - это не только физическое проявление каких-либо физических качеств, не просто показ движений, а творческую фантазию личности, которая может находить яркие и образные сравнения.
Поэтически обостренное восприятие мира, любовь к родной природе, умение слышать ее голоса, подмечать самые неожиданные ее проявления - все это дает крылья творческому воображению
Танцевальных ансамблей и школ у нас сейчас много. Среди них мы видим коллективы яркие, своеобразные, активно, по крупицам собирающие и пропагандирующие народное искусство. Но есть и такие, которые похожи один на другой, как близнецы, их репертуар преимущественно состоит из заимствований у других авторов и коллективов.
Цель данной работы - изучить влияние фольклора на формирование гармонично развитой, творческой личности.
Задачи:
изучить значение фольклора в жизни детей;
выявить взаимосвязь фольклора и танца;
исследовать творческое развитие детей в танце.
В качестве базы исследования были использованы:
хореографическая студия при ДДЮТ "Рассвет" (ул. Лесосечная, 4);
хореографический класс школы искусств №29 (ул. Депутатская, 48).
Крупнейшим исследователем детского фольклора был Г.С. Виноградов. Он выделял пять основных разделов детской народной поэзии:
1) игровой фольклор;
2) потешный фольклор;
3) сатирическая лирика;
4) бытовой фольклор;
5) календарный фольклор.
М.Н. Мельников выделил еще один раздел - поэзию пестования.
В детском фольклоре находится ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов, детских творческих возможностей. Только глубокое и всестороннее знание психологии детского возраста могло послужить основой для создания произведений народного творчества.
Поэтика колыбельной песни находится в прямой зависимости от ее функции, в тесной связи с ее содержанием, с народной психологией, с народной жизнью. М.Н. Мельников обращает внимание на то, что в первые годы жизни детский организм занят главным образом собственным созиданием, поэтому колыбельная песня вызвана необходимостью безболезненного перевода ребенка из состояния бодрствования в сон, так как спокойный сон - непременное условие быстрого роста и развития[2].
Детские песни поддерживают в дошкольниках интерес к поэтическому слову. Дети любят подражать крику птиц, животных, звучанию музыкальных инструментов, но у них нет еще в запасе слов для обозначения этого звукового многообразия, поэтому возникает стремление к повторам и звукоподражаниям, что способствует развитию голосового аппарата и музыкального слуха[3].
Начиная с момента рождения, с помощью колыбельной песни детям даются первые представления о богатстве и гибкости русского языка. Потешки являются первой ступенью лестницы, ведущей к познанию богатств русского языка, к усвоению народной поэзии. Дети воспринимают богатство звуков, обилие меняющихся картин и явлений, но в их речи еще нет слов, обозначающих эти понятия, отсюда стремление детей к звукоподражаниям. Любовь детей к повторам удовлетворена почти в каждой потешке.
В последнее время происходит проникновение в колыбельную поэзию произведений художественной литературы и других различных жанров фольклора, что может привести к угасанию и разложению жанра колыбельной песни. Колыбельная песня не в состоянии конкурировать с современными литературно - музыкальными произведениями и соответственно не поддерживается бытовой необходимостью.
В поэзии пестования закреплены многие приемы воспитания. Через колыбельную песню ребенок усваивает первичный словарный запас, без которого невозможно познание окружающего мира, развитие мышления. Структура колыбельной песни определяет познавательную и мнемоническую функции.
Пестушка закрепила в народном сознании очень важный как для физического развития ребенка, так и для развития второй сигнальной системы педагогический прием. В пестушках заложены знания по физическому воспитанию детей.
Потешка, как было сказано ранее, призвана развеселить, позабавить ребенка, поэтому в ней заложена необходимая информация (познавательный материал) для этого. "Изучая народное творчество для детей, - писала Э.С. Литвин, - можно убедиться, с какой тонкостью здесь учтены и закреплены в образе и слове общенародные наблюдения над психологией детства. Потребность ребенка в смехе, веселье, юморе, его рано пробуждающийся интерес к животному миру… - все эти черты детской психики нашли свое отражение в отборе тем, образов, языкового материала"[4].
Потешки не только готовят ребенка к игре, раскрывают перед ним эстетическую суть игры, но и воспитывают эстетические потребности, которые можно удовлетворить только в игре. Таким образом, появилась прибаутка, как игра взрослых с детьми на уровне слов, понятий.
"Рассматривая жанр как функцию, выраженную в художественной структуре - писал М.Н. Мельников, - представляется целесообразным выделить по совокупности признаков следующие жанры поэзии пестования: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, докучные сказки"[5].
Пестушки - приговоры, первые сознательные движения ребенка, часто - своеобразная зарядка с приговорами. Произведения этой группы имеют строго определенную бытовую функцию: они являются сводом приемов физического воспитания, разработанных народной педагогикой.
Содержание пестушек конкретно и касается только вопросов физического воспитания, только тех действий, которые производятся и их ожидаемых результатов. Некоторые пестушки, усложняясь, развивая игровое начало, переходят в жанр потешек.
Потешки - это песенки - приговорки, сопровождающие особые забавы взрослых с детьми, в которых используются различные части тела ребенка и взрослого. Изучение потешек вне игры невозможно.
М.Н. Мельников пишет: "При помощи потешек у детей вырабатывается потребность в игре, которая скоро станет незаменимой школой физической и умственной подготовки, нравственного и эстетического воспитания"[6].
В дальнейшем развитии потешки сменяются прибаутками.
Существует несколько определений. В.П. Аникин определял прибаутки как "маленькие сказочки в стихах"[7].
М. Мещерякова говорит, что "прибаутки - сюжетные развлекательные песенки, не связанные с игрой"[8], а М.Н. Мельников считает, что "прибаутка - смешной небольшой рассказ или смешное выражение, придающее речи юмористический оттенок".
Прибаутки имеют эстетическую функцию: яркая образность, богатство аллитераций, рифмованность произведений. Обилие фантастического материала, небыличных элементов способствуют развитию воображения детей. Художественная структура прибауток дает ребенку обширную сумму знаний, обеспечивает их прочное запоминание, ведет к пониманию причинно-следственных связей.
Значение поэзии пестования для развития и воспитания ребенка трудно переоценить. М.Н. Мельников считает, что "в жанрах поэзии пестования, при строгом учете физических, физиологических и психических возможностей и потребностей ребенка в каждый возрастной период, сконцентрирован необходимый для поддержания прогрессирующего потока нервных импульсов, веками отобранный, эмоционально действенный и тщательно выверенный материал, закреплены формы его введения и приемы дозирования"[9].
Все остальные виды малых фольклорных форм предназначены для детей не только младенческого и раннего дошкольного возраста, но и их значение для развития и воспитания детей огромно.
К потешному фольклору относятся произведения детской устной поэзии, назначение которых повеселить и позабавить себя и сверстников. Это поддевки, скороговорки, загадки, небылицы - перевертыши, словесные игры, молчанки.
Словесная игра отличается от спортивной и драматической тем, что почти не имеет или совсем не имеет никакого действия, движения, а весь интерес выражен в слове.