Помимо общих закономерностей восприятия художественного произведения существуют специфические, отражающие особенности познавательного и личностного развития на каждом возрастном этапе. Выше мы рассмотрели основные показатели психического развития детей раннего возраста. Теперь попытаемся рассмотреть, как эти особенности влияют на процесс восприятия литературного произведения.
К началу третьего года жизни довольно высокого уровня достигают восприятия и память ребенка, возрастает устойчивость внимания, продолжает формироваться наглядно-действенное и зарождается образное мышление, которое позволяет полнее понимать речь окружающих людей без наглядного сопровождения.
Ребенку третьего года доступен образный язык произведений и даже действия в плане образа. Этому способствует также и развивающаяся ролевая игра, которая становится ведущим видом деятельности. Малышу нравятся не только ритм, рифма, игровые приемы потешек, песенок, сказок. Его увлекает содержание художественного произведения, направленность и результат событий, т.е. он может сказать, чем все закончится, дать оценку (хорошо это или плохо), провести сравнения (а как я делаю).
Произведения художественной литературы учат ребенка мыслить, расширять кругозор. Его интересует результат действия героев произведения и, как правило, волнует собственная причастность к происходящему (он может попросить попробовать кашу, которую "сварила" сорока-белобока). Вместе с тем ребенок третьего года уже понимает сказочность сюжетов, их забавность.
Характерной чертой восприятия литературы младшими дошкольниками является тесная зависимость понимания художественного произведения от непосредственного личного опыта ребенка. Литературные факты, которые совпадают с жизненными представлениями детей, осознаются ими легко и правильно.
Факты же противоречащие опыту, не совпадающие с ним, часто осознаются неверно.
Сопоставление персонажей приводит к непроизвольной оценке, которую ребенок включает в ткань пересказа.
Слушая литературные произведения, дети прежде всего устанавливают наиболее легко осознаваемые связи, когда события четко следуют друг за другом и последующее логически вытекает из предыдущего.
Такое построение сюжета характерно для большинства сказок, которые читают и рассказывают младшим дошкольникам ("Теремок", "Воле и козлята", "Колобок", "Репка" и др.) [10, с.74].
Если прямая связь событий прерывается и по ходу сюжета появляется скрытый замысел, это существенно усложняет восприятие, а порою приводит к непониманию произведения. Например, дети не всегда отчетливо осознают содержание даже совсем простой по сюжету сказки "Маша и медведь".
Исследования педагогов и психологов показали, что многие малыши не улавливают скрытого смысла девочки Машеньки и в связи с этим неправильно понимали некоторые события и поступки героев сказки. Пересказывая ее, дети "спрямляют" сюжет, опуская эпизоды, где Маша прибегает к хитрости.
Схема пересказа нередко бывает такова: Маша попадает к медведю – печет пирожки – садится в короб с пирожками – медведь доставляет ее к бабушке с дедушкой. Мы видим, что в своих пересказах дети исключают основной конфликт, и вся история приобретает не вполне соответствующий оригиналу характер.
Определенную трудность вызывает у малышей восприятие сказок с двухчастной композицией, где в сюжете существует несколько историй ("Лиса и волк", "Кот, петух и лиса", "Коза-дереза" и др.). Обычно ребенок улавливает и воспроизводит только одну из историй (частей) сказки. опора при этом происходит чаще всего на первую часть и на эпизоды, либо более по содержанию, либо знакомые детям.
При восприятии литературного произведения в центре внимания ребенка главный персонаж. Детей интересует его внешность, действия, поступки. Самостоятельно представить мысленно героя, воссоздать его образ в своем воображении дети чаще всего не могут и нуждаться в наглядной опоре – иллюстрациях.
Эмоциональное отношение детей к героям ярко окрашено. Ребенок бурно радуется победе положительного персонажа, благополучному исходу событий, торжества добра над злом.
Пересказывая, например, сказку "Коза-дереза", почти все малыши с торжеством заканчивают ее тем, что коза упала с печки и разбилась. Активно действуя (мысленно) вместе с героем, дети пытаются иногда вмешаться в события (прерывают чтение, закрывают глаза, шлепают по картинке с изображением "плохого" персонажа и т.д.). Вместе с тем, в этом возрасте эмоциональное отношение детей к героям часто бывает не связано с текстом. оно определяется ограниченным жизненным опытом детей, который не всегда дает возможность правильно понять произведение. Психологи заметили, что мишку из сказки "Теремок" ребенок называет хорошим только потому, что у него дома есть любимая игрушка – мишка.
Есть и еще одна характерная для младшего дошкольника особенность – это необычная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Человек, по утверждению К. Чуковского, начинает говорить не прозой, а стихами. Первые слова, которые произносит ребенок, по симметричному расположению гласных звуков являются совпадающей рифмой: ма-ма, па-па, ба-ба и др. Сама природа ребенка раннего и младшего дошкольного возраста требует стихотворного материала.
Дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. При этом они тяготеют, прежде всего, к ритмам динамичным, мелодике радостной, плясовой. Оттого-то малышам нравятся произведения детского фольклора, поэтическая природа которого, гармонично сочетающая в себе слово, ритмику, интонацию, музыку и действие, точно соответствует эмоциональным потребностям ребенка. Каждая из песенок, подобных "Ладушкам", "Козе", "Сороке-белобоке", - это блестящий миниспектакль для малыша, в котором он одновременно и слушатель, и зритель, и певец, и танцор, и актер, и чтец. Усваивая звуковой склад малых форм фольклора, повторяя слова, восклицания, интонации, ребенок усваивает национальный колорит русской поэзии, ее дух, отчего литература становится для него поистине родной.
Языком фольклора до сознания ребенка можно донести самые сложные истины. Фольклор не позволяет "скатиться" к обыденности, не допускает обедненности восприятия, потому что всегда таит в себе подтекст, который открывается не каждому, а лишь тому, кто добрыми глазами смотрит на мир, кто щедр душой и чист совестью. Это, прежде всего, свойственно детям. Может быть поэтому они так трепетно откликаются на поэтику фольклора.
Поэтика русского фольклора сопровождает многие народные традиции, в которых раскрывается дух России.
Таким образом, рассмотрев теоретические основы восприятия сказки детьми дошкольного возраста, мы пришли к следующему выводу. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, — все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.
Анализируя нынешнее состояние проблемы влияния сказки на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста, можно констатировать, что большее внимание уделяется развитию одной сферы — интеллектуальному развитию ребенка. Г. И. Песталоцци сформулировал общее правило, которое часто не соблюдается в настоящее время, оно заключается в том, что знание не должно опережать нравственного развития ребенка. Родители очень рано начинают обучать своего ребенка, по существу принуждая его к интеллектуальным усилиям, к которым он не готов ни физически, ни морально. Тогда как для ребенка дошкольного возраста важнее всего развитие внутренней жизни, питание его эмоциональной сферы, чувств.
Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.
Однако психолого-коррекционные возможности сказки для гармонизации эмоциональной сферы и коррекции поведения ребенка остаются еще недостаточно изученной проблемой.
Для формирования восприятия сказки детьми дошкольного образа мы провели экспериментальное исследование, которое описано в следующей главе.
Глава 2. Экспериментальное исследование восприятия сказки детьми дошкольного возраста
2.1 Изучение восприятия сказки детьми дошкольного возраста
Наше исследование мы провели в старшей группе детского сада села Лариха. В исследовании принимали участие 10 детей в возрасте 5-6 лет (Приложение 1).
Целью констатирующего этапа нашего исследования мы поставили выявить уровень восприятия сказки детьми данной группы. Для диагностики уровня восприятия сказки детьми дошкольного возраста мы использовали общепринятые методику определения уровня восприятия Ф.Г.Даскаловой [23, с.237].