13. Ниренберг Д., Калеро Т. Немов розкриту книгу, прочитай людини. - М.: ТОВ "Попурі", 1996, с. 129-135.
14. Ниренберг Д., Калеро Т. Читати людину - як книгу. - М.: Економіка, 1990, с. 385-461.
15. Панасюк А.Ю. А що в нього в підсвідомості? (12 уроків по психотехнологии проникнення в підсвідомість людини). М.: Справа, 1996, 21 с.
16. Петровский А.В. Введення в психологію. - М.: Видавничий центр "Академія", 1995, с. 27-29.
17. Петрушин В.И. Музична психологія: Навчальний посібник для студентів і викладачів. - М.: Гуманітарний видавничий центр ВЛАДОС, 1997, с. 54-83
18. Тарасов Г.С. Про два підходи до розвитку сприйняття музики // Психологічний журнал. 1994 N 6, с. 13-15.
19. Тарасов Г.С. Потреба в класичному музичному мистецтві як психологічний феномен // Психологічний журнал. 1993 N 6, с. 5-9.
20. Теплов Б.М. Психологія музичних здібностей. - М., 1947, с. 45.
Додаток 1
Загальна характеристика програми по музиці "Музичне мистецтво". 1 клас. Автори: Гладунцова М.А., Замятіна И.А., Школяр В.А., Школяр Л.В.
Однієї із провідних позицій, що визначають зміст даної програми є принципова установка, що відстоює самоцінність музичного мистецтва, освоєння якого повинне стати вільним від ідеологічних штампів, від перетворення музики із засобу, що обслуговує "виховні заходу", у повноцінне музичне мистецтво, що допомагає дитині пізнати мир і самого себе в цьому світі.
Специфіка музичних знань у початковій школі полягає в оволодінні загальними способами збагнення музичного мистецтва, що може бути виражене в конкретній педагогічній формулі: "навчитися вчитися мистецтву; самому вчитися в мистецтва".
У якості "ядра" змісту курсу, безсумнівно, повинна виступити музична класика, що відбиває "вічні" проблеми життя, що хвилюють людей за всіх часів - ті загальнолюдські цінності, які піднімають питання сенсу життя, існування людини на землі; і яка розглядає їх у руслі найвищих эстетических і моральних категорій.
Уважаючи, що концепція музичного виховання Д.Б.Кабалевского в цей час залишається найбільш прогресивної й наукової й що, мабуть, вона одна по-справжньому забезпечує розгортання викладання музики як живого образного мистецтва, автори програми принципово зберегли її тематизм у своїй програмі.
Додаток 2
Табл. 1 Матриця даних особистісних властивостей учнів 2 класу
Ф. И. дитини | A | B | C | D | E | F | G | H | I | O | Q | Q | S | S | ||
1. Ганцевая | 2 | 6 | 2 | 8 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 9 | 3 | 9 | - | 1 | 5 | |
2. Сухоносова | 9 | 8 | 1 | - | 2 | 6 | 7 | 8 | 7 | 4 | 7 | 2 | 4 | 2 | ||
3. Лаптєв | 6 | 4 | 3 | 5 | 1 | 3 | 5 | 3 | 8 | 7 | 8 | 6 | 1 | 3 | ||
4. Лыскова | - | 3 | 1 | 4 | 6 | 7 | 4 | 4 | 4 | 7 | 2 | 8 | 3 | 1 | ||
5. Скороспешкин | 5 | 4 | 8 | 4 | 5 | 4 | 5 | 5 | 7 | 6 | 7 | 6 | 2 | 1 | ||
6. Бодерко | 3 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 3 | 1 | 4 | 8 | 2 | 7 | 2 | 1 | ||
7. Михайлова | 9 | 7 | 8 | 6 | 7 | 7 | 5 | 9 | 5 | 3 | 6 | 6 | 1 | 1 | ||
8. Созина | 6 | 4 | 6 | 5 | 3 | 2 | 8 | 4 | 7 | 5 | 4 | 1 | 1 | 3 | ||
9. Тесль | 2 | 4 | 4 | 4 | 2 | 6 | - | 5 | 5 | 6 | 7 | 6 | 2 | 2 | ||
10. Золотухина | 6 | 4 | 6 | 1 | 3 | 6 | 9 | 4 | 9 | 6 | 7 | 3 | 2 | 1 | ||
11. Зарубин | 7 | 4 | 3 | 4 | 5 | 8 | 4 | 6 | - | 4 | 5 | 6 | - | 1 | - | 1 |
12. Харченко | 6 | 5 | 4 | 7 | 4 | 5 | 5 | 4 | 7 | 2 | 3 | 5 | 1 | 3 | ||
13. Концева | 6 | 7 | 4 | 6 | 2 | 4 | 6 | 4 | 5 | 7 | 5 | 6 | 1 | 4 | ||
14. Шаврин | 7 | 3 | 1 | 8 | 4 | 6 | 2 | 5 | 2 | 8 | 2 | 6 | 1 | 2 | ||
15. Ковалів С. | 7 | 5 | 5 | 3 | 2 | 6 | 6 | 7 | 5 | - | 6 | 2 | 4 | 4 | ||
16. Колчанова | 4 | 2 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 7 | 8 | 5 | 6 | 1 | 2 | ||
17. Спешилова | 4 | 5 | 2 | 4 | 2 | 1 | 3 | 4 | 6 | 8 | 7 | 7 | 2 | 1 | ||
18. Смирнов | 7 | 4 | 9 | - | 5 | 5 | 6 | 7 | 7 | 2 | 7 | 8 | 1 | 5 | ||
19. Переладів | 4 | - | - | 9 | 4 | 4 | - | 3 | 1 | 5 | 3 | 7 | 1 | 2 | ||
20. Ковалів А. | 8 | 3 | 3 | 3 | 1 | 4 | 7 | 6 | 9 | 3 | 9 | 5 | 2 | 2 | ||
21. Катаєва | 3 | 3 | 7 | 3 | 2 | 4 | 4 | 3 | 2 | 4 | 3 | 8 | 2 | 3 | ||
22. Лалетина | 4 | 6 | 1 | 6 | 4 | 6 | 4 | 5 | 7 | 5 | 8 | 6 | 2 | 2 | ||
23. Іванов | 6 | 3 | 8 | 2 | 1 | 3 | 6 | 6 | 5 | 6 | 9 | 8 | 2 | 4 | ||
24. Есюнина | 6 | 5 | 1 | 4 | 3 | 5 | 3 | 3 | 1 | 8 | 7 | 8 | - | 1 | - | 1 |
Учитель музики | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 1 | ||||||
8 | 8 | 3 | 1 | 5 | 1 | 1 | 0 | 1 |
Додаток 3
Табл.2 Бланк рейтингової оцінки
Рос.Мова | Мат | Фіз.-ра | читання | музика | їсть/зн | Ритміка | праця | ІЗО | етика | геогр | |
1 | 4 | 14 | 16 | 6 | 8 | 5 | 17 | 13 | 14 | 14 | 4 |
9 | 5 | 5 | 3 | 5 | 2 | 4 | 3 | 5 | 3 | 2 | 6 |
8 | 3 | 4 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 5 |
7 | 3 | 1 | 2 | 5 | 4 | 3 | 1 | 1 | 3 | 2 | |
6 | 2 | 1 | 1 | 3 | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 | ||
5 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 1 | 1 | 2 | 3 | |
4 | 3 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 1 | ||||
3 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | |||
2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||
1 | 1 | 1 |
Додаток 4
Табл. 3 Протокол трьох уроків музики за методикою Фландерса
Додаток 5 Методика: модифицированный личностный вопросник Р. Кеттела Цель: исследование личностных особенностей и подтверждения ранее выдвинутых гипотез.Материал: бланки для ответов и вопросник.Инструкция: "Предлагаем анкету с рядом вопросов. Здесь не может быть "правильных" или "неправильных" ответов. Каждый должен выбрать ответ наиболее подходящий для себя. Вопросы состоят из 2-х частей, разделенных словом "или". Читая вопрос, выбирай ту часть, которая подходит тебе больше.В листке для ответов против каждого номера вопроса имеется два квадратика, соответствующие левой части вопроса (все, что находится до слова "или") и правой (все, что находится после слова "или"). Поставь крестик (+) в квадратике, который соответствует той части вопроса, которую ты выбрал. В некоторых вопросах может не быть формулировок, подходящих для точного (или бывает "и так, и так"). Тогда отмечай ту, которая подходит тебе больше (или как чаще бывает). Не надо думать подолгу над одним вопросом. Есть вопросы, имеющие три варианта ответов (№ 11, 15, 19, 23, 27). Выбери один из них. Не разрешается пропускать вопросы, а также давать больше одного ответа. Ход обследования: выданы бланки, зачитана инструкция.Результаты обследования: получилось высокое значение фактора – G; низкое – В, D, Н, I, Q .Анализ и интерпретация результатов:Факторы: А - 7 баллов. Значение чуть выше среднего, т.е. занимает промежуточное место между замкнутостью, недоверчивостью, обособленностью и открытостью, участливостью, доброжелательностью.В - 2 балла. Низкий показатель. Низкая степень сформированности интеллектуальных функций, преобладают конкретные формы мышления, объем знаний невелик.С – 5 баллов. Показатель ниже среднего. Неуверенный в себе, легко ранимый, неустойчивый.D – 3 балла. Низкий показатель. Флегматичный, неторопливый, сдержанный.Е – 7 баллов. Выше среднего. Между послушностью и независимостью, уступчивостью и напористостью.F - 6 баллов. Среднее между благоразумностью и беспечностью, серьезностью и веселостью.G – 9 баллов. Самый высокий результат из всех факторов. Добросовестный, исполнительный, ответственный.Н – 3 балла. Низкий показатель. Робкий, застенчивый, чувствителен к угрозе.I – 3 балла. Низкий показатель. Реалистичный, полагающий на себя, мужественная независимость.О – 7 баллов. Больше среднего показателя. Тревожный, полный мрачных опасений, показатель тревоги, что свойственно Валере.Q – 5 баллов, что говорит о низком самоконтроле, плохом понимании социальных нормативов.Q – 3 баллов. Расслабленный, невозмутимый, спокойный.Выводы: результаты показывают, что гипотеза о тревожном, неустойчивом типе подтверждается. Очень остро реагирует на неудачи. Чувствителен к угрозе.