В результате ликвидации окружных отделов народного образования и создания районных, улучшилось управление школой. Из Наркомпроса выделились ведомства по управлению высшей школой, профтехобразованием, искусством, культурно-просветительными учреждениями, печатью, физической культурой и спортом. В 1934 г. была упорядочена структура начальной и средней школы, а в 1935 г.— организация учебной работы и внутренний распорядок школы. Правительство СССР разработали и осуществили ряд коренных мер по ликвидации детской беспризорности, установили основные типы детских учреждений.
XVII съезд ВКП(б) (январь 1934 г.) в резолюции о втором пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР (1933—1937 гг.) постановил осуществить в области повышения культурного уровня жизни рабочих и трудящихся деревни всеобщее обязательное обучение в объеме семилетки, в первую очередь в деревне, поскольку в городе эта задача была в основном уже разрешена на протяжении первой пятилетки.
Конституцией СССР (ст. 121), принятой 5 декабря 1936 г. Чрезвычайным VIII Всесоюзным Съездом Советов, было провозглашено право на образование всех граждан СССР. Это право обеспечивалось всеобщеобязательным начальным образованием, бесплатностью обучения.
В течение двух первых пятилеток, на основании грандиозных успехов промышленности, завершения коллективизации сельского хозяйства, повышения общего благосостояния рабочих и колхозников в стране широко развернулась сеть начальных, семилетних и средних общеобразовательных школ, техникумов и высших учебных заведений научных учреждений, театров, кино, клубов, дворцов культуры и других просветительных учреждений[25].
Как и в первое пятилетие, быстро росла сеть школ и контингенты учащихся в республиках, где при царско-помещичьем режиме искусственно задерживалось развитие народного образования.
В области народного образования план третьей пятилетки (1938-1942 гг.) предусматривал осуществление всеобщего среднего обучения в городе и завершения в деревне и во всех национальных республиках всеобщего семилетнего среднего обучения с расширением охвата детей десятилетним обучением с тем, чтобы увеличить количество учащихся в начальных и средних школах в городах и рабочих поселках с 8,6 до 12,4 миллиона, а в сельских местностях с 20,8 до 27,7 миллиона.
В органах народного образования и госпланах союзных республик шла большая работа по осуществлению директив XVIII съезда Коммунистической партии, по развертыванию сети семилетних и средних школ на основе народнохозяйственного плана третьей пятилетки. Так, Народный комиссариат просвещения РСФСР подсчитал, что количество учащихся с 18,2 млн. человек в 1937/38 уч. г. возрастет до 24,3 млн. в 1942/43 уч. г. Общее количество школ увеличится за это же время с 106720 до 118326.
Следующее организационное мероприятие касалось профсоюза работников просвещения, на основе которого были созданы союзы работников высшей школы, работников начальной и средней школы, дошкольных учреждений (в послевоенный период эти профсоюзы вновь объединились). В соответствии с требованиями времени подверглась реорганизации структура аппаратов наркомпросов, укреплены более сильными работниками местные органы народного образования. Перестала существовать функциональная система построения наркомпросов союзных республик и их учреждений на местах[26]. Прекратилось издание так называемых рассыпных учебников, и началась открытая продажа школьных учебников. Была осуждена вредная практика перегрузки учащихся и пионеров общественно-политическими заданиями и приняты кардинальные меры по улучшению преподавания гражданской истории и географии, введено преподавание Конституции СССР.
В 1936 г. Центральный Комитет партии принял постановление «О педологических извращениях в системе наркомпросов», которым полностью были восстановлены в своих правах педагоги и педагогика, ликвидировано звено педологов в школах, изъяты педологические учебники, упразднено преподавание педологии в педагогических учебных заведениях[27].
В области высшего и среднего специального образования вводились более строгие требования к знаниям студентов и новые правила приема в учебные заведения: отменены при приеме в вузы и техникумы ограничения, связанные с социальным положением абитуриентов, установлен единый учебный год, твердое учебное расписание, сокращено количество часов обязательных занятий в институтах, уменьшено количество изучаемых дисциплин, ликвидированы пережитки бригадно-лабораторного метода обучения, усилено внимание к производственной практике студентов[28].
Огромное значение в деле осуществления всеобщего семилетнего обучения имел указ Президиума Верховного Совета Союза ССР от 2 октября 1940 г. «О государственных трудовых резервах». Президиум Верховного Совета СССР признал необходимым ежегодно подготавливать для передачи в промышленность государственные трудовые резервы в количестве от 800 тыс. до 1 млн. человек путем обучения городской и колхозной молодежи определенным производственным профессиям в ремесленных училищах, железнодорожных училищах и школах фабрично-заводского обучения. В ремесленные и железнодорожные учебные заведения ежегодно принимаются около 800 тыс. учащихся в возрасте 14—15 лет. В первые годы существования этих учебных заведений в них учились подростки, окончившие 5—6 классов общеобразовательной школы, занимались они по программе, близкой к семилетней школе[29].
Во второе пятилетие было осуществлено всеобщее обязательное начальное обучение повсеместно в стране и семилетнее в городах и рабочих поселках. Значительно увеличилась сеть семилетних и средних школ в сельской местности.
К концу второго пятилетия основные показатели роста образовательного уровня трудящихся СССР за время советской власти были следующие: в 1914 г. всего учащихся в школах всех ступеней было 8137 тыс., а в 1938/39 уч. г.— 37 173 тыс., количество учащихся увеличилось в 4,2 раза. Число учащихся начальных I—IV классов за это же время увеличилось в 2,9 раза (с 7261 тыс. до 21 333 тыс.), учащихся V—Х кл. общеобразовательной школы в 16 раз (с 636 тыс. до 10 184 тыс.)[30].
В третье пятилетие страна вплотную подошла к завершению повсеместного семилетнего, а в городах и рабочих поселках среднего десятилетнего обучения.
Вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союза 1941 г. нарушило темпы роста культурного строительства страны.
Забота Советского правительства об обучении детей, их здоровья проявилась в военные годы с особой силой. Эвакуированным детям из районов военных действий была предоставлена возможность обучаться в школах, были организованы специальные интернаты, в которых содержание учащихся взято на государственный счет. Дети получали по специальным школьным «нарядам» одежду и обувь[31].
В 1942 г. Советом Народных Комиссаров СССР было указано на необходимость вовлечения в школы всех детей школьного возраста и освобождения всех школьных зданий, занятых не по назначению, за исключением школьных зданий, используемых под госпитали и эвакуированные предприятия.
Чтобы поднять культурно-технический уровень рабочего класса до уровня работников инженерно-технического труда, было решено осуществить всеобщее среднее обучение в городе и завершить всеобщее семилетнее обучение в деревне и во всех национальных республиках. Однако Великая Отечественная война отодвинула осуществление этих планов. В годы войны на временно оккупированных территориях десятки тысяч школ, внешкольных и дошкольных учреждений, педагогических учебных заведений были уничтожены врагом. Несмотря на тяжелейшие условия военного времени, все дети школьного возраста учились, проводилась работа по расширению сети и улучшению работы детских садов. Повсеместно принимались конкретные меры по устройству детей, оставшихся без родителей, значительно улучшилась работа детских домов и интернатов при школах[32]. С 1943 г. во многих городах и рабочих поселках стали функционировать вечерние общеобразовательные школы работающей молодежи, а с 1944 г.— школы сельской молодежи.
Большое принципиальное значение имело постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР, вынесенное в 1943 г. в связи с подготовкой школ к 1943/44 уч. г., об открытии однокомплектных школ в населенных пунктах, насчитывающих не менее 15 детей школьного возраста и находящихся на расстоянии 3—5 км от ближайшей школы. Этим постановлением школа была приближена к населению, к детям. В военное время это имело особо важное значение, так как подвоз детей в отдаленные школы был очень затруднен[33].
В целях учета всех детей школьного возраста, подлежащих обучению, 14 июля 1943 г. Советом Народных Комиссаров СССР была утверждена инструкция об организации учета детей и подростков и установлен порядок контроля за выполнением закона о всеобщем начальном обучении. Эта инструкция в дальнейшем была принята и в других союзных республиках. Учет детей школьного возраста инструкцией возлагался на городские, районные исполкомы, поселковые и сельские Советы депутатов трудящихся.
Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР в 1943 г. было введено раздельное обучение мальчиков и девочек в школах столиц союзных и автономных республик, в краевых, областных и крупных промышленных городах. Введение раздельного обучения было продиктовано необходимостью учесть должным образом физическое развитие мальчиков и девочек, подготовки тех и других к труду и практической деятельности и обеспечить требуемую дисциплину учащихся. Народным Комиссариатом просвещения в связи с этим была разработана подробная инструкция, определяющая ближайшие мероприятия по проведению раздельного обучения в школах[34]. В 1943 г. раздельное обучение мальчиков и девочек введено в 77 крупнейших городах, в 1944 г. оно распространено еще на 69 городов.