Смекни!
smekni.com

Гимназическое образование: прошлое и настоящее (стр. 2 из 4)

В послереволюционный период качество советского образования во многих отношениях снизилось, но зато население пашей страны практически полностью стало грамотным. К тому же во второй половине XX в. ситуация стала меняться. "Массовизация школы, предпринятая в 60—70 гг. под лозунгом всеобщего среднего образования, дала приток подростков в старшие классы {нач. 60-х — 30%, через 20 лет - 60%}" [7, с. 32]. Хотя сохранение темпов его распространения было невозможно, самоудвоение за поколение подтверждает общую тенденцию: "Всеобщее начальное образование плавно перешло во всеобщее неполное среднее, а последнее — во всеобщее полное среднее" [8, с. 10].

Появившиеся в те же годы специализированные школы с углубленным преподаванием ряда предметов быстро стали престижными. Все вместе это свидетельствовало о восстановлении в нашей стране системы среднего образования и его начинающейся дифференциации в плане содержания. Дальнейшему реформированию единой общеобразовательной школы препятствовало жесткое государственное регулирование всех сфер ее деятельности.

В последние 10—15 лет в странах ЕС наблюдается процесс перестройки общеобразовательной средней школы. Происходит переход от привычной и отлаженной в прошлом подготовки меньшинства лучших учеников (что свидетельствует об элитарности заключительной стадии среднего образования) к подготовке до сравнительно высокого уровня подавляющего большинства учащихся (85—90%) [там же, с, 42]. Этот процесс требует времени и протекает неравномерно. В неполной средней школе "стремятся заложить надежные основы базовых знаний и умений с одновременным предоставлением учащимся широких возможностей для профессионально-образовательной ориентации" [9, с. 43]. "...В момент, когда в Европе стремительно развиваются интеграционные процессы, больше внимания будет уделяться преподаванию иностранных языков и профессионально ориентирующему обучению" [10, с. 66]. В старшей средней школе главным средством достижения целей обучения становится дифференцированное и углубленное изучение нескольких дисциплин.

В Германии планируется переход от традиционной трехтипной на двухтипную систему среднего образования - объединение основной, реальной и общей школ в так называемую интегрированную или единую школу (Gesamtshule). Она будет противопоставлена гимназии за счет введения дополнительного надстроечного курса с целью подготовки к университетскому образованию, что раньше было привилегией гимназии.

Главная (или основная) школа, так же как и ее аналог — объединенная школа в Великобритании, могут прекратить свое существование. Причина — снижение качества образования, что вызывает беспокойство родителей и администраций университетов. В одной из английских газет в связи с приближающейся реформой появилась статья с многозначительным заголовком: "Конец общеобразовательной школы". Часть объединенных школ будет преобразована в специальные, планируется также переход к школьному бакалавриату.

Схожая система уже существует во Франции, где после окончания четырехлетнего коллежа учащийся может продолжить обучение в общеобразовательном, технологическом или профессиональном лицее. Существующее распределение по потокам дополняется наличием секций. Содержание образования складывается из соотношения базовых и "развивающих" дисциплин. В Польше с 2000 г. предусмотрено 9-летнее среднее образование, включающее в себя 3-летнее обучение в профильном лицее, заменившем четырехлетний дифференцированный общеобразовательный лицей [11]. В Италии, где начальная школа станет семилетней, новая пятилетняя средняя школа должна иметь два цикла — ориентации (2 года) и углубленного изучения группы предметов по выбранному профилю: гуманитарному, естественнонаучному, техническому и художественному [12].

Таким образом, тенденция к унификации гуманитарного, реального, и позже технического образования, наметившаяся в 50—60-е гг. прошлого века, может привести к "растворению" гимназического образования во множестве предлагаемых профилей. Примечательно, что современные исследователи реалий образовательной деятельности, не проводя исторических параллелей, пришли к схожему заключению. Проанализировав развитие современного российского образования, они спрогнозировали три возможных альтернативных сценария выстраивания взаимоотношений между гимназиями и лицеями, с одной стороны, и профильной школой — с другой. Согласно первому, «значительное количество лицеев и гимназий... фактически "переформатируются" в профильные (или многопрофильные) школы. В этом случае лицеи и гимназии как особый вид образовательных учреждений фактически перестанут существовать» [13]. Сама возможность этого указывает на то, что с падением так называемого "железного занавеса" и началом рыночных реформ наша система образования неизбежно вновь ощутит на себе влияние тех же факторов, которые определяли в XIX в. параллельное развитие российского и европейского образования.

Глобальная реорганизация систем образования предполагает наличие неких общих общественно-политических факторов, влияющих па развитие среднего образования. Проведя тщательный анализ на примере стран Западной Европы, найти отечественные специалисты склоняются к таким, например, выводам: «Система образования все более откровенно рассматривается с точки зрения системных императивов: экономических — точка зрения либералов; как инструмент для поддержания социального и политического statusquo и обеспечения социального контроля в целях поддержания общественной связности — с точки зрения консерваторов. Об этом свидетельствуют тенденции образовательных реформ практически во всех странах... Это в конечном счете приводит к вытеснению общегуманитарного знания, направленного на формирование личностного... подхода к знанию и жизни в целом, наполняя учебные программы реальным... утилитарным содержанием, с одной стороны, и "культурным", т.е. идеологизированным, формирующим консервативный ценностный подход к знаниям — с другой стороны. Образование, таким образом, находится между двумя полюсами — требованием рынка в смысле перформативной инновационности эффективности... и требованием государства гибко реагировать на государственное вмешательство и обеспечивать социализацию граждан, необходимую для поддержания социальной связности» [14, с. 142—143]. Иными словами, под давлением индустриализации в Западной Европе происходит все больший отход от идеи общего характера среднего образования в сторону его специализации в старшей школе.

В этом проявляется взаимосвязь образования и научно-технического прогресса (НТП): развитие образования ускоряет темпы НТП, модифицируясь в соответствии с его потребностями. В то же время обнаруживается недостаточная гибкость образования относительно реальных потребностей рынка. Кроме того, "много проблем возникает из-за преобразования системы образования элиты в систему массового образования. Это приводит к тому, что в условиях, когда все большее число людей стремится к знаниям, при выборе профессии не все получают то образование, которое отвечает личным интересам" [15].

Безусловно, "вариативная... общеобразовательная школа — наиболее оптимальная и справедливая образовательная модель, поскольку на деле учитывает разницу интересов и уровни проявления дарований каждого ребенка" [13], если только мы не имеем дело с подчинением, пусть и скрытым, дифференциации образования потребностям государства и рынка в обход интересов личности: "это есть принуждение к профессионализации экономическими мерами под флагом образования" [16]. Впрочем, утилитарный подход к образованию как средству карьерного роста уже интенсивно внедряется в сознание учащихся, которые все больше склонны мерить успех деньгами и статусом. "В выборе профессии будущие студенты руководствуются соображениями престижа" [15].

Такая ситуация не выгодна прежде всего самим учащимся в плане их дальнейшего трудоустройства. Когда отношения на рынке образования регламентируются на основе спроса и предложения, возникает опасность кадрового перепроизводства. Поскольку емкость рынка труда ограничена, избыточная масса квалифицированных специалистов, попадая па пего, изменяет не в лучшую сторону значимость своего свидетельства о профессиональной квалификации.

Остановить этот процесс непросто. "Диплом о среднем или высшем образовании представляет собой частицу общепризнанного и гарантированного символического капитала, действительного на любом рынке, и в современном мире увеличивается значение дипломов как страхующего средства, социальной защиты индивида от ВОЗМОЖНЫХ неудач на жизненном пути" [там же]. На деле же происходит обратное — диплом выпускника вуза перестает быть не только залогом его профессионального успеха, по и трудоустройства. Существует и более пессимистическая оценка: "Еще несколько лет — и вузовский диплом превратится в свидетельство о социальной недееспособности и иждивенчестве его обладателя" [16].