Признаки публицистического стиля:
- ориентированность на интересы текущей жизни, т.е. даётся информация о том, что происходит сейчас, сегодня.
- широкий охват тематики, т. е. рассматриваются различные точки зрения по вопросу, с разных сторон;
- ориентированность на массы, т. е. информация подаётся для большого количества людей;
- проявление авторской индивидуальности, т. е. точка зрения самого автора или его индивидуально авторский стиль;
- стремление к экономии языковых средств, т.е. по сравнению с художественным стилем (стилем художественной литературы) публицистический стиль беден, это связано с попыткой в небольшом сообщении уместить большее количество информации;
- информационная насыщенность, т. е. в статье обязательно должно умещаться большее количество информации;
- проницаемость для лексики других стилей, т. е. слова из других стилей речи (научный, художественный, официально-деловой, разговорный) могут проникать в публицистический;
- отбор языковых средств с установкой на их общедоступность и общепонятность, т. е. слова обязательно должны быть доступными для людей разных возрастов, видов деятельности и т. д.;
Жанры публицистического стиля:
1) парламентская речь (устное выступление). Характеризуется:
- логической и взвешенной стороной рассмотрения проблемы;
- снижением эмоциональности речи;
- насыщенностью специальными словами и выражениями.
2) ораторский публицистический стиль. Характеризуется:
- большой эмоциональностью, красочностью;
- пафосом речи;
- большим количеством троп в речи (антитеза, градация, анафора, аллюзия);
3) стиль СМИ (примерами являлись газетные статьи, привезённые с собой). Характеризуется:
- броскими заголовками статей;
- парадоксами и различными видами игры слов;
- журналистскими речевыми штампами;
- жаргонными вкраплениями;
- хорошо продуманными словоупотреблениями со стремлениями занимательной оригинальности;
- стилистической ироничностью;
1.2. Основные жанры газетных материалов.
Вообще жанров газетных материалов очень много, к тому же распределение их к определённым жанрам затруднено из-за постоянных смешений различных жанров. Но мы изучим только пять основных. Это: статья, заметка, репортаж, интервью, рецензия.
Начнём с самого распространённого жанра – статья. Статья – это основной ключевой жанр публицистического стиля, короткое повествование в газете или журнале, поднимающая проблему и отражающая позицию автора к ней. Цель статьи – объяснить читателю проблему. Всегда формирует, какую позицию нужно занять читателю, какие практические интересы есть у участников ситуации. Проблемы, описываемые в статье, могут быть абсолютно разные: от политических в масштабах страны, до локальных в масштабах детского лагеря. Всё зависит от того, где будет публиковаться статья.
Следующий жанр, рассматриваемый нами – заметка. Это краткое сообщение на актуальную тему, которая может существовать как в устной форме, так и в письменной. Типов заметок не мало, но вот основные:
- анонс – сообщение о будущих культурных мероприятиях: время проведения, причины, участники, значимость.
- аннотация извещает аудиторию о появлении, существовании какого-либо издания, описывает его качества.
- блиц-портрет представляет собой краткие сведения о человеке с целью дать аудитории первичное представление о его личности. Информация даётся на уровне внешних черт – возраст, должность и т. д.
- мини-история – история, предметом отображения которой является семейная, любовная, или иная жизненная интрига, построенная на взаимоотношении людей.
Интервью – бесед журналиста с одним или несколькими лицами на актуальные темы. В основе – получение автором определённых сведений с помощью метода «вопрос-оствет». Важно, чтобы и вопрос и ответ были информационного типа, т. е. не побуждали отвечающего анализировать действительность, а только выявляли его вкусы, отношение к человеку, побуждали его давать известную ему информацию.
Репортаж – оперативное сообщение о каком-либо событии, очевидным участником которого является корреспондент, при этом информация субъективна. Его своеобразие в применении метода наблюдения и фиксации в тексте хода и результатов ситуации. Происшествие описывается предметно, в деталях, в динамике, в ощущениях очевидца. Этот материал должен вызывать сопереживание аудитории.
Рецензия – жанр, основу которого составляют критические отзывы по произведению искусства, художественной литературы, науки и др. рецензируются выдающиеся, скандальные, новые произведения. Цель рецензии – рассказать о том, что заслуживает внимания, а что нет. Задача рецензента – увидеть то, что незаметно непосвещённому. Основу рецензии составляет анализ, который должен быть объективным. При анализе обязательно выявляется то новое, что отличает данный объект от других. Это новое и есть центр рецензии.
IV. Перемена (5 мин.)
V. Сейчас вы сами, с учётом полученных знаний, попробуете написать небольшую статью, или рецензию, или заметку. Можете взять интервью (друг друга, или у преподавателей). На это вам даётся всего 10 минут.
VI. Проверка задания. Обсуждение вместе с учениками. Ребята сами должны найти неточности и исправить их. Задача учителя найти орфографические и пунктуационные ошибки и указать верное написание. (10 мин.).
VII. Домашнее задание (3 мин.): найти и вырезать из газет по одной статье, жанры которых были рассмотрены на занятии (газеты заранее привезены практикантами).
ВЫВОД ПО II ГЛАВЕ
Нами было выяснено, что форма организации группового обучения на внеклассных занятиях позволяет ученикам развить логическое мышление, отстаивать свою точку зрения в дискуссиях, развивать коммуникабельность, дать возможность полнее проявить себя всем: и отличникам, и неуспевающим, и лидерам, и аутсайдерам. Как следствие, учителю предоставляется возможность улучшить дисциплину в классе, добиться положительного отношения учащихся к предмету и повысить успеваемость всего класса за счёт передачи знаний отличников неуспевающим в группе во время дискуссий.
Экспериментальная работа, проведённая нами, доказывает, что использование групповой формы организации учебно-воспитательной процесса положительно сказывается на развитии детей. Не только повышается мотивации обучения, но и формируются коллективистские отношения, развивается самостоятельность. Коллективная форма даёт возможность высказываться стеснительным детям в более узком кругу сверстников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Кружок как форма проведения внеклассного занятия дает учителю возможность применять самые разнообразные средства и формы работы для совершенствования русской речи учащихся в условиях естественной коммуникации, так как при проведении занятий во внеурочное время создаются реальные ситуации общения, полнее раскрываются творческие возможности детей
Цель курсовой работы реализована. Мы исследовали эффективность разработанного нами плана занятий при групповой форме обучения на внеклассных занятиях (кружок), как одного из важнейших показателей учебной мотивации.
Задачи, поставленные в соответствии с целью данной курсовой работой, решены. Нами была изучена литература по теме исследования; проведена экспериментальная работа, в ходе которой мы подтвердили эффективность разработанного нами учебного плана занятий при групповой форме обучения. Экспериментальная работа доказывает, что использование групповой формы организации учебно-воспитательного процесса на уроке положительно сказывается на развитии детей. Дети учатся высказываться, находить верные решения, отвергать ложные, прислушиваться к мнению других. При такой форме организации учебного процесса повышается мотивация обучения, формируются коллективистские отношения. Развивается самостоятельность. Коллективная форма дает возможность высказываться стеснительным детям в более узком кругу сверстников.
В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абасов З.В. Форма обучения – групповая работа. М.: Просвещение, 1998. 340 с.
2 Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. 230 с.
3 Дьяченко В.К. Коллективная и групповая формы организации обучения в школе. М.: Амфора, 1998. 222 с.
4 Курятов В.М. Как организовать обучение в малых группах. Спб.: Педагогика, 2000. 201 с.
5 Лийметс Х.И. Групповая работа на уроке. М.: Наука, 1975. 78-104 с.
6 Михайлов С.В. Полодова Т.Д. Проблемы внеклассной и внешкольной работы по литературе. М. : Наука, 1981. 305 с.
7 Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Гуманит. Изд. Центр. ВЛАДОС, 2000. 290 с.
8 Танцоров С.Г. Групповая работа в развивающем обучении. Рига : Эксперемент, 1997. 100 с.
9 Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск : Пеленг, 1993. 345 с.
10 Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988. 116 с.