Смекни!
smekni.com

Гуманизация, как ведущая идея развития современной науки (стр. 1 из 5)

Содержание

Введение

1. Гуманизация, как ведущая идея развития современной науки

2. Современные гуманистические педагогические технологии

3. Закономерности гуманизации образования

Заключение

Список литературы


Введение

По официальным данным, на 1 января 2005 г. в российских школах обучалось 19,8 миллионов детей, в том числе в городских — 13,8, сельских — 6,0 миллионов. Из них 8,0 миллионов не вписываются в обычный учебный процесс. Кроме того, более миллиона детей младшего и старшего школьного возраста нигде не учатся и относятся к категории беспризорных, потому что в большинстве случаев их родители к обучению отнеслись безучастно, а школа для ребенка не стала домом знаний о себе и жизни, местом, где радостно, спокойно.

За последние 20 лет в 10 раз возросло число умственно отсталых детей. Появился новый термин — «дети-децелераты», т. е. те, у кого налицо задержка в физическом и интеллектуальном развитии. Более 300 тысяч детей — беженцы в возрасте до 16 лет.

Почти половина детей (49 %) практически никогда не посещают концерты, выставки, спортивные соревнования, учреждения дополнительного образования. Отсюда — вал антисоциальных поступков. По данным МВД России, 70 % состава преступных групп составляют несовершеннолетние[1].

Стремление детей войти в неформальные объединения может объясняться и негативным отношением к ним учителей. Почти четверть педагогов относится к ученикам безразлично, вдвое больше — резко негативно, 19 % признают те объединения, которые действуют на базе внешкольных учреждений, и лишь 5 % считают для себя необходимым понять, чем живут «неформалы».

Чтобы повлиять на ситуацию школа, как важнейшим социальный институт, должна стать тем ядром, вокруг которого будут сплачиваться духовные силы общества.

Учителя несут ответственность за детей, поэтому они должны контролировать: предмет изучения, стиль общения с учащимися, образовательную среду (обстановку в классе), педагогическую технологию, самих себя.

И здесь на первый план выдвигаются профессиональное мастерство учителя, его методики обучения и используемые педагогические технологии. Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, актуализируют личность ребенка, воспитывают в детях чувство собственного достоинства и уважение к различиям, дают им ощущение творческой свободы и самое главное — приносят радость.

Гуманизм, гуманизация может стать той базой, на которой построится современное образование. Россия более, чем любая другая страна, была одержима идеей целостной гуманной личности (Н.А. Бердяев, С. Булгаков, К.Д. Кавелин, Л.П. Карсавин, А.Ф. Лосев, Н.А. Лосский, Н.К. Михайловский, В.В. Розанов, В.С. Соловьев, П.А. Флоренский, П.Я. Чаадаев, Э.В. Ильенков, и др.).

Философско-гуманистические нравственные идеи, учения русских мыслителей — это значимый и своеобразный культурный контекст, это та база, на которой выросла российская теория личности.

И современные ученые уделяют этой проблеме много внимания, например Ш. А. Амонашвили, В. И. Загвязинский, Л.С. Выготский и др.

Цель данной работы – рассмотреть реализацию принципов гуманизации в педагогике

Для этого необходимо выполнить следующие задачи:

1. Выявить тенденции гуманизации в современной науке;

2. Рассмотреть современные гуманистические педагогические технологии;

3. Выявить закономерности гуманизации в педагогике

1. Гуманизация, как ведущая идея развития современной науки

Прогресс человеческой культуры существенным образом связан с гуманистической системой взглядов и правил поведения. Слово «гуманизм» означает человечность, человечный, человеческое начало. Нравственное содержание Данного принципа морали выражается в сочетании требовательности и доверия, любви и уважения к человеку, непримиримости ко всем формам унижения и попрания человеческой личности. С осознанием этих истин, которые входят в содержание гуманизма, связано окончательное оформление нравственности как особого способа видения и освоения мира. Наиболее человечные формы общения между людьми — это нравственное развитие общества[2].

Сегодня быть гуманистом — значит видеть в человеке личность, уважать ее достоинство. Можно простить чью-то ошибку, неопытность, даже неприятные привычки, но непростительны должны быть любые проявления пренебрежения, грубости, неуважения к человеку. Гуманизм — это активная жизненная позиция, т. е. такая, которая объявляет бой равнодушию, требует постоянного выполнения долга, единства слова и дела, высокой культуры и знаний.

Ведущая тенденция развития современной науки — ее обращение к своим мировоззренческим истокам, «возвращение» к человеку. Это и особенность современной социальной практики. Переориентация гуманитарных наук на развивающуюся личность, возрождение гуманистической традиции, которая, впрочем, никогда и не угасала в культуре человечества и сохранялась наукой, — важнейшая задача, поставленная самой жизнью. Ее решение требует в первую очередь разработки соответствующей методологии.

Пересмотр имеющихся в распоряжении педагогики и психологии методологических средств уже начался. Он сопровождается их оценкой и переоценкой, т. е. внутренней рефлексией этих наук, которая выводит их методологию за пределы учения об исходных (ключевых) положениях, структуре, функциях и методах исследований.

С этой точки зрения правомерно рассмотрение методологии как учения не только о познании, но и о преобразовании действительности. Методология психолого-педагогического исследования в зависимости от осуществляемых ею функций может быть нормативной и дескриптивной. Нормативная методология связана с решением преимущественно конструктивных задач этих наук, с разработкой рекомендаций и правил организации научной деятельности (постановка проблемы, отбор адекватных средств ее решения и др.). Дескриптивная методология требует ретроспективного описания уже осуществленных процессов педагогического и психологического познания. Она предполагает изучение тенденций развития познания, его методов, категориального и понятийного аппарата исследования, а также объяснения тех или иных психических и педагогических явлений.

Ведущей идеей цивилизованного общества, его высшим гуманистическим смыслом является утверждение отношения к человеку как к высшей ценности бытия, слияние общественных и личных интересов, создание условий для гармоничного развития сущностных сил личности и роста ее духовного потенциала.

Человек как самоцель развития, как критерий оценки общественного прогресса выступает поэтому как гуманистический идеал. Поступательное движение к этому идеалу связано с гуманизацией жизни общества, в центре планов и забот которого должен стоять человек со всеми своими нуждами, интересами, потребностями. Его сущность во многом определяется тем, какой системы ценностей он придерживается, что побуждает его к деятельности, какие цели он преследует. От этого зависит не только судьба России, но и будущее самого человека.

Ценности сами по себе, по крайней мере, основные из них, остаются постоянными на различных этапах развития человеческого общества. Такие ценности, как жизнь, здоровье, любовь, мир, красота, образование, любимая работа, привлекали людей во все времена. Все эти ценности, несущие в себе гуманистическое начало, выдержали проверку практикой всемирной истории. Не случайно гуманизм получал и получает наиболее выраженную форму в тех обществах и на тех стадиях их развития, когда особенно острым становится отношение к прошлому. В тех странах и в те периоды, когда культурно-историческая традиция ослабевает, гуманистическое начало отступает на задний план, что неизбежно порождает технократические тенденции, бездуховность и многие другие негативные явления. В условиях демократического преобразования российского общества речь, поэтому должна идти не об изобретении каких-то новых и даже не о переоценке ценностей, а прежде всего о перестройке системы ценностей.

Сущность гуманистического мировоззрения составляет концепция взаимозависимого, взаимодействующего мира. Она утверждает, что наш мир — это мир целостного человека, поэтому важно научиться видеть то общее, что не только объединяет человечество, но и характеризует самого человека, его личность. Рассматривать социальное развитие вне человека — это значит лишить его гуманистического фундамента. Именно в контексте такого мировоззрения гуманизация представляет глобальную тенденцию современного общественного развития, а общечеловеческие ценности (творчество, самобытность, самостоятельность, открытость, терпимость к иным взглядам и образу мыслей и др.) приобретают значение гуманистических ценностей.

Отличительная особенность современной России — ее устремленность в будущее. Отсюда, однако, не следует, что осуществление гуманистических идеалов может быть отложено «на потом», на отдаленную перспективу, которое обычно связывают с экономическими успехами. Однако нет и не может быть такого уровня экономического развития, достижение которого само по себе обеспечивало бы реализацию этих идеалов. Гуманистические начала, утверждение самоценности человеческой личности, уважение к ее нравам, достоинству и свободе нельзя привнести в общественную жизнь извне. Процесс социального развития есть по сути своей процесс роста и вызревания этих начал. В пробивном случае не имеет вообще смысла вести речь о прогрессе человечества.

Сегодняшние реалии свидетельствуют о том, что современный институт образования в России не в полной мере способствует гуманизации общественной жизни[3]. Чтобы использовать весь конструктивный потенциал системы образования, необходимо преодолеть сложившийся в ней за предшествующий период механизм торможения. Последний проявляется в сохраняющемся до сих пор доминировании технократического и утилитарного подходов к теории и практике образования. До настоящего времени мы сталкиваемся с тем, что практическое воплощение идеи гуманизации носит деформированный характер. Материально-организационная база образования, даже при ее очевидной слабости и неразвитости, все-таки опережает формирование его субъективного фактора. Человеческие ресурсы остались практически невостребованными. Наиболее яркие индикаторы этого — консервация традиционного образовательного процесса, слабый уровень развития андрагогики (теории и практики образования взрослых), существующий разрыв между уровнем развития теорий личности и возможностями их использования в практике образования.