Как и любой процесс, воспитание развивается от простых форм, методов и процессов, технологий и техник к более сложным благодаря умелому использованию педагогами тактики разрешения всех групп противоречий, учёта действия всех трёх общефилософских законов развития воспитательного процесса в целом и каждого элемента.
ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ
На протяжении всей истории человечества существовали различные подходы к воспитанию. Существовало и существует много точек зрения и концепций воспитания. Они разнообразны и разноплановы. Но все их можно объединить в две группы:
AФормированиеличности,управленияеёразвитиемсогласно потребностямобщества. И второе направление, как его сегодня называют
AГуманистическое,обращённоекличностивоспитанника,к созданиюусловийдляеговнутреннегопотенциала. И на этой основе – к социализации и самоактуализации.
Любая воспитательная цель имеет как бы две стороны: цель воспитателя – подарить ребёнку всю прелесть и глубину окружающего мира, ориентировать его в системе ценностных отношений к нему; а цель воспитанника – продуктивное присвоение этих ценностей, саморегуляция своих потенциальных возможностей. Но растущий человек обладает меньшим запасом знаний и меньшим жизненным опытом. И поэтому его миропринятие нуждается в корректировке, в выращивание системы ценностей подлинных и в отказе (добровольно!) от ценностей мнимых.
Имея в виду основные ценности сегодняшнего дня, принято считать, что цель современного воспитательного процесса – «человек свободный», «культурный», «человек мыслящий».
СИСТЕМАТИЧНОСТЬ
Научные исследования и многовековая практика воспитания детей показали, что процесс воспитания эффективен лишь тогда, когда он систематичен, когда все элементы отлажены и включены в процесс взаимодействия. Назовём некоторые эффективные педагогические системы взаимодействия: «школа как воспитательная система», «система методов и педагогических приёмов», «система ученического самоуправления» и т. д.
ВАРИАТИВНОСТЬ
«Человек постоянно делает выбор из массы существующих возможностей, которая из них будет обречена на несуществование, а какая будет актуализирована».
(австралийский психотерапевт В. Франкл)
Так, организуя диалектический процесс воспитания, педагог постоянно стоит перед выбором: парадигм воспитания, концептуальных идей стратегических и тактических задач, средств, методов и приёмов их наиболее эффективной реализации; определённых педагогических технологий и организационных форм. Знамением нашего времени стала тенденция роста количества (и качества) авторских концепций воспитания, авторских школ, интересных и перспективных творческих коллективов. Постепенно в теоретическом осмыслении науки воспитания и практической деятельности педагог развивает свою профессиональнуюпедагогическую позицию. И чем выше мастерство, тем уникальнее и неординарнее, ярче эта позиция.
Делая выбор между «лучше - хуже», «прекрасно – безобразно», «добро – зло», «можно – нельзя»»… педагог, как любой человек, неизменно сталкивается с проблемой «здравого смысла» и постулатами науки о воспитании. Парадоксально, но много-много позитивных последствий иногда приводят к негативному результату: любимое, но балованное дитя, вырастает эгоистом; гора развивающих игрушек – и равнодушие к игре. Почему так?
В психологии есть психологии теория ассимиляции. Она-то и поможет вдумчивому педагогу сделать выбор средств, методов и приёмов, и так их инструментовать, чтобы позитивные, и негативные воздействия окружающего мира позитивно влияли на развитие ребёнка, формируя ОТНОШЕНИЕ: к позитивному – позитивное приятие их, а к негативному – отторжение, неприятие.
Знание этих законов поможет правильно выстроить логику воспитания, учитывая воздействия среды.
ОПТИМИЗМ
Процесс воспитания логично строиться как процесс оптимистичный, базирующийся на вере в безграничные возможности растущего человека, его высокое предназначение.
Мир чудесный, радостный, но и противоречивый – бывает трудным, непонятным и порой жестоким. В миссию воспитания входит научить ребёнкажизни. Для этого необходимо создать условия, в которых бы дети жили и развивались, оптимистичным видением и приятием окружающего мира и себя самого в этом мире. И лишь на фоне оптимизма и любви к жизни растущего человека можно научить и приучить преодолевать жизненные трудности, препятствия, лишения.
В практике нашей воспитательной работы сложилось пятьточек опоры: они и цель воспитания (кстати, доступная восприятию и пониманию детей любого возраста), и средство, и содержание воспитания, и процесс (происходит на протяжении всей жизни), и результаты воспитания (качество и воспитания). Эти пять точек опоры таковы: природа, культура, дело, окружающие люди, «Я сам(а)» – как наивысшая ценность.
А. С. Макаренко сформулировал основные положения педагогической логики:
ò«Ни одного действия педагога не должно стоять в стороне от поставленных целей;
òНикакое педагогическое средство не может быть объявлено постоянным – всегда полезным либо вредным, действующим всегда Тосно; отдельное средство может быть и положительным и отрицательным, решающим является всей системы средств;
òНикакая система воспитательных средств не может быть установлена раз и навсегда, она изменяется в соответствии с развитием ребёнка и поступательным движением общества;
òвсякое средство должно быть педагогически целесообразным, что проверяется опытным путём».
Логика воспитательного процесса
А. С. Макаренко сформулировал основные положения педагогические логики – логики организации и развития педагогического процесса.
«Ни одно действие педагога не должно стоять в стороне от поставленных целей.
Никакое педагогическое средство не может быть объявлено постоянным – всегда полезным либо вредным, действующим всегда точно; отдельное средство может быть и положительным и отрицательным, решающим является действие всей системы средств.
Никакая система воспитательных средств не может быть установлена раз и навсегда, она изменяется в соответствии с развитием ребёнка и поступательным движением общества.
Всякое средство должно быть педагогически целесообразным, что проверяется опытным путём».
Ошибки педагогической логики
Также Макаренко дал характеристику наиболее распространённых ошибок педагогической логики:дедуктивное предсказание (когда делается предположение о полезности того или иного средства, метода, направления.., не проверенной наукой и практикой, и на этом основании строиться воспитательный процесс); этический фетишизм (например, в первых документах единой трудовой школы запрещались всякие наказания, так как якобы «наказание воспитывает раба». А безнаказанность воспитывает хулигана, - утверждал А. С. Макаренко, - и в своем опыте, и в теории обосновывал разумную систему поощрений и наказаний); уединённое средство (когда какое-либо средство объявляется «панацеей от всех бед» и на этом основании строиться весь процесс воспитания).
В сегодняшней практике воспитания бытует немало своеобразных педагогических предрассудков типа: «свободное воспитание – это и есть гуманистическая педагогика», «школа должна быть свободна от воспитательного давления, её задачи – дать современное образование на уровне мировых стандартов», «воспитание реализуется в процессе обучения в школе и системе дополнительного образования в не её», «воспитательные задачи решаются через введения специальных гуманитарных предметов (психологии, человековедение, мировая и художественная культура, основы этики, культура речи, этикет и т. п.) – и только», «термин «воспитательная работа» себя изжил, он не имеет место в современной теории воспитания», «введение инновационных педагогических технологий – панацея от всех бед современной практики воспитания», «психология (и в частности психологические тренинги, психотерапия) вытесняет, заменяет специально организованную воспитательную работу в школ…». Можно было бы называть до бесконечности подобные предрассудки, именно они осложняют выстраивание истинной логики целенаправленного воспитательного процесса.
Заключение
Воспитание в законе и воспитание… в загоне
Воспитанию у нас как-то не везёт. Ещё К. Д. Ушинский отмечал, что старый порядок вещей «давно пора бы похоронить, потому что именно от этого порядка зависит жалкое положение нашего общественного положения. Этот гибельный порядок можно выразить несколькими словами: канцелярия и экономия наверху, администрация в середине, учение под ногами, а воспитание за дверьми заведения. Пока не вывернем на лицо этого кафтана, вывернутого на изнанку, до тех пор ничего путного не будет». Обратите внимание: воспитание за дверьми учебного заведения! Константин Дмитриевич настаивал, что воспитание, как и учение, должно стоять там, где ему прилично, и т. е. на первом месте. Но и сегодня в этом «гибельном порядке» мало что изменилось.
Советский период нашей истории руководство страны обратило внимание на школьное воспитание. Вскоре после Октябрьской революции стали создавать детские воспитательные организации, проводить широкие экспериментальные (теоретические и практические) исследования воспитания детей в школьном коллективе.
Однако в 30-ые годы школьный режим был ужесточён, детское самоуправление ограничено. Поразительно плодотворный массовый эксперимент А. С. Макаренко по воспитанию детей в коллективе, начавшийся в 20-ые годы, прекращён. Воспитание стало крайне идеологизированным и направленным на выращивание коммунистически устремлённых дисциплинированных исполнителей воли партии.