Структура мотива, по его мнению, включает компоненты, соответствующие стадиям формирования мотива: потребностный блок, блок «внутреннего фильтра», целевой блок. Потребностный блок включает биологические потребности, социальные потребности, долженствование; блок «внутреннего фильтра» — предпочтение по внешним признакам, интересы, склонности, уровень притязаний, оценка своих возможностей, учёт условий достижения цели, нравственный контроль; целевой блок - действие, процесс удовлетворения потребностей, потребностная цель.
Без мотивации учения деятельность учащихся не будет иметь успеха. Задача формирования мотивации учения является общей для всех учебных заведений. Одной из проблем оптимизации учебно-познавательной деятельности студентов является изучение вопросов, связанных с мотивацией учения. Это определяется тем, что в системе «обучающий – обучаемый» студент является не только объектом управления этой системы, но и субъектом деятельности, к анализу учебной деятельности которого в ВУЗе нельзя подходить односторонне, обращая внимания лишь на «технологию» учебного процесса, не принимая в расчет мотивацию. Как показывают социально-психологические исследования, мотивация учебной деятельности неоднородна, она зависит от множества факторов: индивидуальных особенностей студентов, характера ближайшей референтной группы, уровня развития студенческого коллектива и т.д. С другой стороны, мотивация поведения человека, выступая как психическое явление, всегда есть отражение взглядов, ценностных ориентаций, установок того социального слоя (группы, общности), представителем которого является личность.
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, - в данном случае деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется рядом специфических для той деятельности, в которую она включается, факторов. Во – первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением; во – вторых, - организацией образовательного процесса; в – третьих, - субъектными особенностями обучающегося; в – четвертых, - субъективными особенностями педагога и, прежде всего, системы его отношений к ученику, к делу; в – пятых – спецификой учебного предмета.
Учебная мотивация, как и любой другой ее вид, системна, характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. Так, в работах Л.И. Божович и ее сотрудников, на материале исследования учебной деятельности учащихся отмечалось, что она побуждается иерархией мотивов, в которой доминирующими могут быть либо внутренние мотивы, связанные с содержанием этой деятельности и ее выполнением, либо широкие социальные мотивы, связанные с потребностью ребенка занять определенную позицию в системе общественных отношений. При этом с возрастом происходит развитие соотношения взаимодействующих потребностей и мотивов, изменение ведущих доминирующих потребностей и своеобразной их иерархизации.
Соответственно, при анализе мотивации стоит сложнейшая задача определения не только доминирующего побудителя (мотива), но и учета всей структуры мотивационной сферы человека.
Принцип создания положительной установки в процессе обучения общению на иностранном языке формируются систематически в благоприятных условиях, т.е. при положительном отношении студентов к процессу обучения, конкретному содержанию обучения, к преподавателю, к специальности. Деловая игра как раз и способствует созданию положительной установки в ходе обучения. Формирование положительной установки зависит и от результатов обучения.
Уровень учебной мотивации во многом зависит от личности преподавателя и от выработанной системы взаимоотношений преподавателя и студентов. Как известно, в педагогическом общении возможны три стиля управления преподавателем учебного процесса: авторитарный, либеральный и демократический. Для повышения мотивации профессиональной деятельности идеальным считается демократический стиль общения.
Использование в ходе подготовки, проведения и анализа игры эмоциональных методов стимулирования (радость, удивление, поощрение, уважение к точке зрения игрока) также способствует созданию благоприятного климата в аудитории. В учебном процессе необходимо создавать положительную мотивацию, или «мотивацию благополучия», которая проявляется в желании получить одобрение и быть на хорошем счету у преподавателей, родителей, однокурсников. В качестве мотива учения может также выступать желание быть лучшим, первым среди сокурсников. Такую мотивацию называют «престижной мотивацией» (11).
Наряду с положительной, существует и отрицательная мотивация (25), например мотивация «избегания неприятностей» - избегание плохой отметки, неприятностей со стороны родителей, преподавателей.
С целью изучения среднего уровня мотивации у студентов в экспериментальных и контрольных группах нами было проведено анкетирование с использованием анкеты №1. Опрос с помощью анкеты №1 проводился по методике А.А. Реана и В.А.Якунина (26) и имел целью выявить общий уровень мотивации учебной деятельности в экспериментальных и контрольных группах до и после проведения эксперимента.
Кроме того, для выявления мотивационной ориентации студентов в экспериментальных и контрольных группах нами было проведено анкетирование (анкета №2), включающей три шкалы: «Приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность); «Овладение профессией» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессиональные качества); «Получение диплома» (стремление к получению высшего образования, дающего широкие возможности для успешной профессиональной деятельности).
Результаты исследования приведены в третьей главе, а тексты анкет – в приложениях 1,2.
Высокий уровень мотивации обучаемых позволяет преодолеть возникающие в процессе обучения трудности, а также способствует достижению учебных целей вообще и целей игры в частности, что обеспечивается во многом благодаря сохранению интереса к игре за счет новизны формы и актуальности содержания и в ходе ее подготовки, и при ее проведении.
2.3 Технология подготовки и проведения деловой игры
В любой деловой игре можно выделить этапы, то есть последовательность шагов по ее проведению.
Введение в игру. Обычно на этом этапе участников знакомят со смыслом, целями и задачами проводимой игры, общим регламентом, осуществляют консультирование и инструктаж. Однако в случае необходимости игре может предшествовать лекция или беседа по актуальным проблемам, затрагиваемым в игре.
Разделение слушателей на группы. Оптимальный размер группы 5–7 человек; в каждой группе выбирается лидер и, при необходимости, распределяются игровые роли. Роли могут распределяться как в начале игры, так и по мере необходимости, по ее ходу. Например, для внутрикомандной работы разыгрывается один комплект ролей, а для пленума (межгруппового взаимодействия) – другой. Деятельность по формированию игровой группы предполагает оценку индивидуальных качеств обучаемых, степени их подготовленности к деловой игре, их игровой мотивации (формальное участие или искренняя заинтересованность, стремление отличиться или же научиться новому). Все участники должны хорошо знать условия и правила игры и соблюдать их. Цель игры должна соответствовать потребностям ее участников. Эффективность игры резко снижается из-за участия в ней некомпетентных людей, незнакомых с ее теоретическими основами и тем родом деятельности, который она имитирует. Для большинства игр желателен однородный по уровню знаний, опыта и компетентности состав участников. Не менее важно, чтобы между ними установились отношения доверия и открытости. Только в этом случае оценки, советы, замечания и критика будут правильно восприниматься и окажут обучаемым реальную помощь. Перечисленные требования относятся не только к непосредственным участникам-игрокам, но и к зрителям, которые тоже входят в круг обучаемых, выполняют в процессе игры роли наблюдателей, аналитиков, оценщиков и др.
Погружение в игру. На этом фрагменте слушатели получают «игровое задание», например: разработать «визитную карточку команды», подготовить мини-презентацию, сделать комплимент партнерам по игре или принять участие в тренинге на совместимость и «срабатываемость» участников. Существуют специальные упражнения, осуществляющие функцию «погружения» в игровое взаимодействие. Их выбор зависит, прежде всего, от намерений и ожиданий организатора игры, а также от особенностей аудитории и времени, отводимого на такую форму занятий.
Изучение и системный анализ ситуации или проблемы. Эта работа осуществляется в каждой группе (проблематизация). Участники игры анализируют предлагаемую ситуацию, осуществляют диагностику и ранжирование проблем, договариваются о терминологии, формулируют проблемы и т.д. Кроме того, они получают не только информацию, материалы для анализа, но и установки по поведению и правилам игры, следовательно, происходит процесс ознакомления с правилами и вхождение в ролевое поведение.