Смекни!
smekni.com

Игра как средство развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста (стр. 1 из 5)

Введение

Путь познания, который проходит ребенок до 7 лет, огромен. За это время он много узнает об окружающем мире. Его сознание не просто заполнено отдельными образами, представлениями, но характеризуется некоторым целостным восприятием и осмыслением окружающей его действительности.

Несмотря на то, что проблеме исследовании уровня развития мышления дошкольников уделено много внимания, до сих пор оно остается актуальной. Актуальность её заключается в том, что изучение особенностей интеллектуальной сферы, а точнее мышления, и результаты этого изучения могут существенно повлиять на выбор методов обучения на последующем дошкольном этапе учебной деятельности.

Дошкольное детство является оптимальным периодом в умственном развитии ребенка. В ряде психологических исследований установлено, что темп умственного развития детей дошкольного возраста очень высок по сравнению с более поздними возрастными периодами. Так оказалось, что дети могут успешно познавать не только внешние наглядные свойства предметов и явлений, но их внутренние существенные связи. А это – необходимая основа для развития мышления вообще.

Игра теснейшем образом связана с развитием личности, и именно в период ее особенно интенсивного развития – в детстве – она приобретает особое значение.

В ранние, дошкольные годы жизни ребенка игра является тем видом деятельности, в которой формируется его личность. Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании ее свойств и обогащении ее внутреннего содержания.

Ребенок, конечно, не для того играет, чтобы приобрести подготовку к жизни, но он, играя, приобретает подготовку к жизни, потому что у него закономерно появляется потребность разыгрывать именно те действия, которые являются для него новоприобретенными, еще на ставшими привычными. В результате он в процессе игры развивается и получает подготовку к дальнейшей деятельности. Он играет потому, что развивается, и развивается потому, что играет.

Для разработки эффективной работы в ДОУ, направленной на развитие у детей наглядно-образного мышления, необходимо исследовать факторы, влияющие на это развитие.

Темой исследования является «Игра как средство развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста».

Объектомисследования является процесс развития наглядно-образного мышления старших дошкольников.

Предметомисследования является игра как средство развития наглядно-образного мышления.

Цель исследования:Изучить уровень развития наглядно-образного мышления у старших дошкольников и разработать комплекс игр направленный на развитие наглядно-образного мышления старших дошкольников.

Для реализации цели исследования решались следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

2. Выявить уровень развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста.

3. Дать практические рекомендации по развитию наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста.

В исследовании использовались следующие методы:

1. Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы.

2. Эмпирические: наблюдение, беседа с детьми.

3. Математические: диагностический эксперимент.

Гипотеза исследования: можно предположить, что с помощью комплекса игр направленных на развитие наглядно-образного мышления, можно обеспечить развитие наглядно-образного мышления старших дошкольников, переводя реальные действия с предметами в умения действовать в плане представления.

Практическая значимость работы заключается в том, что а) определяем факторы формирования наглядно-образного мышления в старшем дошкольном возрасте, которые могут быть использованы как тестовые в дальнейших исследованиях.

в) конкретизация связи между наглядно-образным мышления и раскрытием перед ребенком двух взаимосвязанных областей действительности (оригинал-модель), позволяет выявить те характеристики, с помощью которых у ребенка можно сформировать и развить наглядно-образное мышление.

1. Изучение проблемы мышления в психолого-педагогической литературе

1.1 Представление понятия «мышление» в научных психолого-педагогических теориях

Понимание и описание феномена мышления в психологии неоднозначно и многократно. Существует несколько подходов к рассмотрению мышления. Рассмотрим некоторых из них.

Психология мышления стала разрабатываться лишь в ХХ в.

Господствовавшая до этого времени ассоциативная психология исходила из того положения, что все психические процессы протекают по законам ассоциаций (т.е. возникновением связей между психическими явлениями, ощущениями, представлениями, идеями, которые возникают под влиянием повторений их сочетаний во времени или пространстве) и все образования сознания состоит из элементарных чувственных представлений, объединенных посредством ассоциаций в более или менее сложные комплексы. Представители ассоциативной психологии не видели, поэтому необходимости в специальном исследовании мышления: они по существу конструировали его из предпосылок своей теории. Понятие отождествлялось с представлением и трактовалось как ассоциативно связанная совокупность признаков: суждение – как ассоциация представлений; умозаключение – как ассоциация двух суждений, служащих его посылками, с третьими, которые выводятся из него. Основы ассоцианистической теории, заложенные Гоббосом Т. и особенно развитые в трудах Гартли Д. и Пристли Д.

были внесены в субъективно-эмпирическую психологию ХIХ в. В Англии главным образом Спенсором Г. И Бэном Б., в Германии – Гербартом Й.Ф., Эббингаузом Г., И Вундтом В., во Франции – Тэном Р. И др. Еще в конце ХIХ в. она была господствующей. [?, с. 234]

Леонтьев А.Н. определяет мышление как «процесс отражения объективной реальности, составляющий высшую ступень человеческого познания». По мнению Леонтьева А.Н., мышление дает знание о существенных свойствах, связях и отношениях объективной реальности, осуществляет в процессе познания переход «от явления к сущности».

В отличие от ощущения и восприятия, т.е. процессов непосредственно-чувственного отражения, мышление дает непрямое, сложно-опосредованное отражение действительности. Хотя мышление имеет своим единственным источником ощущения, оно переходит границы непосредственно-чувственного познания и позволяет человеку получать знание о таких свойствах, процессах, связях и отношениях, которые не может быть воспринятыми органами чувств. [?, с. 124]

По мнению Ж. Пиаже [23, с. 198], мышление – это наиболее совершенная форма адаптации организма к среде, представляющая собой единство процесса ассимиляции (воспроизведение элементов среды в психике субъекта в виде когнитивных психических схем) и процесса аккомодации (изменение этих когнитивных схем в зависимости от требований объективного мира). Таким образом, суть мышления заключается в возможности осуществлять гибкое и одновременно устойчивое приспособление к физической и социальной действительности, а его основное назначение – в структурировании (организации) взаимодействия человека со средой.

По мере накопления и усложнения опыта ребенка в практическом взаимодействии с предметами происходит интериоризация предметных действий, т.е. их постепенное превращение в умственные операции (действия, выполняемые во внутреннем плане).

Развитие интеллекта – это процесс вызревания операциональных структур. Ж. Пиаже выделяет следующие пять стадий (по сути, пять этапов формирования операций): [23, с. 204]

– стадия сенсомоторного интеллекта (от 8–10 месяцев до 1,5 лет). Ребенок пытается понять новый объект через его употребление, используя ранее усвоенные сенсомоторные схемы. Примером сенсомоторного интеллекта может служить поведение 10–12-месячного ребенка, пытающегося достать игрушку из-под платка.

– символический или допонятийный интеллект (от 1,5 лет до 4 лет). Усвоение вербальных знаков родного языка и переход к простейшим символическим действиям, формирование образно-символических схем, основанных на произвольном сочетании любых опосредованных впечатлений («луна светит, потому что она круглая»).

– стадия интуитивного (наглядного) интеллекта (от 4 до 7–8 лет); в качестве примера рассмотрим один из множества блестящих по простате примеров Ж. Пиаже.

Два небольших сосуда А1 и А2, имеющих одинаковую форму и разные размеры наполнены одинаковым количеством бусинок. Причем их одинаковость признается ребенком, который сам раскладывал бусинки: одной рукой он помещал бусинку в сосуд А1 и одновременно другой рукой клал другую бусинку в сосуд А2. После этого, оставляя сосуд А1 в качестве контрольного образца, на глазах у ребенка содержимое сосуда А2 пересыпается в сосуд В, имеющий другую форму. Дети в возрасте 4–5 лет делают в этом случае вывод, что количество бусинок изменилось, даже если они знают, что ни прибавлялось, ни отнималось. Так, если сосуд В выше, они говорят, что «больше там, потому что оно выше» или «там меньше, потому что это тоньше», – и переубедить в этом ребенка невозможно. В данном случае проявляют себя наглядно-интуитивные схемы, которые выстраивают причинные связи в логике очевидных наглядных впечатлений.

– стадия конкретных операций (от 7–8 лет до 11–12 лет). Если вернуться к эксперименту с сосудами, то после 7 лет ребенок уже твердо уверен в том, что «количество бусинок после пересыпания то же самое». Понимание неизменности количества, площади, веса и и т.п. (это в теории Ж. Пиаже получило название «принципа сохранения») выступает в качестве показателя скоординированности суждений о состоянии объекта («дно сосуда узкое, поэтому бусинки расположились выше, но все равно их столько, сколько было») и их обратимости («можно обратно пересыпать и будет то же»).

Появляются, таким образом, операциональные схемы конкретного порядка, лежащие в основе понимания реальных процессов в конкретной ситуации.