Смекни!
smekni.com

Игра как средство развития познавательных процессов младших школьников (стр. 15 из 21)

Воображение ребенка оценивается по степени развитости у него фантазии, которая в свою очередь может проявляться в рассказах, рисунках, поделках и других продуктах творческой деятельности.

Для диагностики способностей воображения использовали следующие методические подходы, изложенные В. Д. Шадриковым:

1) Оценка оригинальности традиционных видов и форм деятельности;

2) Тестирование, связанное с оценкой продуктивности процессов воображения;

3) Самооценка параметров образов воображения.

Диагностика воображения проводилась по опроснику Р. Гордона.

Исследование сферы воображения

Опросник предназначен для оценки сферы воображения. Основан на процедуре самооценки образа-представления и способности манипулировать им. Субъекта просят представить ту или иную сцену жизни. В зависимости от своей способности сделать это он отвечает «да», «нет», «неуверен». Каждому ответу присваивается определенный балл (2,1,0). Считается, что даже один ответ «нет» говорит о затруднениях с контролируемостью образов-представлений.

Вопросы:

1. Можете ли вы представить машину, стоящую на дороге перед домом?

2. Можете ли вы увидеть эту же картину в цвете?

3. Можете ли вы увидеть эту же картину в другом цвете?

4. Представьте ту же самую машину у того же дома, но перевернутой.

5. Представьте эту же машину, снова стоящую на четырех колесах на том же самом месте.

6. Представьте ту же машину, мчащуюся по дороге.

7. Представьте ту же машину, поднимающуюся на крутую гору.

8. Представьте, как эта машина на полной скорости врезается в дом.

9. Представьте, как эта машина едет по мосту и вдруг падает через край моста в реку, пробив ограждение.

10. Представьте, как эта машина лежит на свалке.

Математическое определение уровней.

Сумма ответов «да» равна:

0-3- низкий уровень,

4-7 - средний уровень,

8-10- хороший уровень.

Особенности творческого воображения можно определить, используя следующие задачи:

Задача 1.

Выяснить некоторые особенности творческого воображения, выраженного в словесной форме.

Ход задачи.

Дети прослушивают начало рассказа: «Темнело. Шёл нудный дождь. На трамвайной остановке под зонтиком стояли две девушки. Они о чём- то разговаривали. Вдруг…».

Необходимо придумать продолжение и окончание рассказа. Время на работу 10 минут.

В качестве оценки используются следующие показатели: законченность рассказа, яркость и оригинальность образов, необычность поворота сюжета, неожиданность концовки.

Задача 2.

Выяснить особенности творческого воображения.

Ход задачи.

Детям предлагается начертить в тетради кружок диаметром 2см в центре чистого листа. Затем прибавить к нему сколько угодно штрихов и получить осмысленный законченный рисунок предмета.

Вывод. Воображение развертывается на основе какого-либо исходного материала (слова, текста, чертежа, схемы, знака); точность и яркость образов зависят от знаний человека, от умения извлекать их из памяти, увязать с задачей и исходными данными; воображение играет существенную роль в процессе усвоения знаний.

На констатирующем этапе эксперимента, используя различные методики, мы провели диагностику уровня развития познавательных процессов младших школьников (Таблица 2).

Таблица 2

Сравнительные данные развития познавательных процессов младших школьников на констатирующем этапе эксперимента

Группа Количество человек в группе внимание память мышление речь восприятие воображение
низкое среднее хорошее низкая средняя хорошая низкое среднее хорошее низкая средняя хорошая низкое среднее хорошее низкое среднее хорошее
Контрольная 12 2 8 2 0 8 4 2 7 3 0 9 3 2 6 4 3 5 4
Экспериментальная 12 1 8 3 1 6 5 1 8 3 1 7 4 3 7 2 2 5 5

Гистограмма 1

Гистограмма сравнительных данных сформированности внимания младших школьников на констатирующем этапе эксперимента

Гистограмма 2

Гистограмма сравнительных данных сформированности памяти младших школьников на констатирующем этапе эксперимента


Гистограмма 3

Гистограмма сравнительных данных сформированности мышления младших школьников на констатирующем этапе эксперимент

Гистограмма 4

Гистограмма сравнительных данных сформированности речи младших школьников на констатирующем этапе эксперимент


Гистограмма 5

Гистограмма сравнительных данных сформированности восприятия младших школьников на констатирующем этапе эксперимент

Гистограмма 6

Гистограмма сравнительных данных сформированности воображения младших школьников на констатирующем этапе эксперимент

На основании данных диагностики (гистограммы 1 - 6) мы определили, что у младших школьников в контрольной и экспериментальных группах познавательные процессы находились примерно на одинаковых уровнях, распределение школьников по уровням оценки внутри группы и между группами равнозначно. Мы приступили к эксперименту по развитию познавательных способностей младших школьников с помощью игры.

Формирующий этап

На этом этапе была составлена образовательная программа кружка «Эрудит» в которой на каждый психологический процесс, рассматриваемый в работе, были подобраны и разработаны упражнения в игровой форме. Далее на этом этапе проводилась работа по развитию познавательных способностей младших школьников.

ПРОГРАММА КРУЖКА «ЭРУДИТ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3-4 КЛАССОВ

Как много в мире неизвестного, ребята!

И это не беда.

Из книг, из жизни новое узнаем мы всегда!

Пояснительная записка

Велика роль книги в учебно-воспитательном процессе. И не только потому, что без общения с книгой немыслимо приобретение знаний.

К.Д. Ушинский говорил, что “ ученик не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь”.

Задача кружка «Эрудит» не только в том, чтобы передать ребенку определенное количество информации, а, главное, научить его самостоятельно добывать знания.

Игра - эффективное средство развития познавательных способностей детей в младшем школьном возрасте. Для плодотворной работы нами было сделано следующее:

-организовали систематический процесс игровой деятельности, включаясь в который каждый ребенок интеллектуально развивался,

-ввели в учебный процесс ознакомление с окружающим миром, максимально использовали для этого игру и элементы игры;

-организовали работу одновозрастного коллектива. Это позволило соединить обучающую, воспитательную, развивающую, тренировочную и состязательную деятельности.

Образовательная задача:

Способствовать расширению кругозора младших школьников с помощью игры.

Развивающая задача:

Развивать у младших школьников познавательные способности: внимание, память, мышление, речь, восприятие, воображение.

Воспитательная задача:

Способствовать воспитанию саморазвивающейся личности.

Необходимо пробудить интерес школьников, чтобы им захотелось и на изучаемых предметах работать с дополнительной литературой, использовать различные источники знаний.

В основе построения программы лежит принцип отбора наиболее актуальных для детей этого возраста знаний, необходимых для развития познавательных способностей личности, для расширения кругозора.

Для реализации программы используются следующие педагогические технологии:

- Репродуктивные (объяснительно-иллюстративные, побужда-ющие репродуктивные),

- Частично-поисковые (эвристические),

- Игровые. С помощью этих технологий учащиеся воссоздают и осваивают общественный опыт, знания, овладевают умениями и навыками в соответствии с поставленной целью посредством игры.

В жизни игровая деятельность имеет разные функции:

- развлекательную (доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

- коммуникативную;

- самореализации;

- терапевтическую (преодоление игровых трудностей, сопоставимых с возникающими в жизни);

- диагностическую (в процессе игры можно познать себя, открыть для других свои скрытые черты);

- коррекционную (измениться под влиянием игровой практики, социализироваться, принять правила игры и др.).

В структуре любой игры можно найти элементы целеполагания, планирования, реализации цели, анализа результатов. Игра всегда добровольна, включает элементы соревнования, приносит участникам удовлетворение, позволяет самоутвердиться, самореализоваться.

Дети легко вовлекаются в игровую деятельность, и чем она разнообразнее, тем интереснее для них. Она может охватывать какую-то часть учебного процесса, объединенного общим содержанием. В игровую деятельность входят игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; игры, развивающие умение отличать реальные явления от нереальных, вос­питывающие умение владеть собой, быстроту реакции, смекалку и др.