Смекни!
smekni.com

Игры в практике внеучебной воспитательной работе (стр. 2 из 3)

3.2 Интеллектуально-развивающие игры

В игре рождается и формируется воображение. Воображение – это действие в смысловом поле, которое является предтечей символического мышления.

Воображение является основой всякой творческой деятельности, именно оно дает импульс творческому процессу, именно в воображении лежит путь к нахождению интуитивных решений (А. Я. Пономарев) [8;15]. Существуют творческие задачи, имеющие большую неопределенность ситуации, которые с трудом поддаются анализу и могут быть разрешены лишь благодаря работе воображения, а не мышления (хотя эти процессы тесно связанны между собой).

Сказанное заставляет задуматься над необходимостью разработки эффективных средств и методов формирования воображения младших школьников.

Обратимся к возможностям интеллектуально-развивающих игр, применяемых в воспитательной работе во внеучебный период времени в стимулировании воображения, фантазии, а значит и детского творчества.

Интеллектуально-развивающие игры, направленные на создание новых образов, идей, подразделяются на несколько групп. Первая группа игр направлена на развитие у детей способности создавать в воображении и отражать на бумаге образы предметов на основе геометрических фигур, схематических изображений, характерных отдельных деталей предметов (приложение 3).

Наиболее простыми в организации и проведении, позволяющими вовлечь наибольшее количество ребят, являются игры викторинного типа, построенные как ответы на вопросы. Самому слову «викторина» дал жизнь писатель и журналист Михаил Кольцов, который предложил так назвать газетную подборку ребусов и шарад, которую готовил сотрудник газеты по имени Виктор. Но в сознании читателей с викторией – победой и тем самым приобрело свой новый смысл [2; 174]. Принцип викторины – назвать, угадать, продолжить, перечислить. Вопросы могут быть на находчивость, на сообразительность. Они могут быть на одну тему и различные по содержанию. Во всех случаях вопросы рассчитываются на средний и даже немного ниже среднего уровня эрудиции. Разновидность викторины – аукцион. По своему прямому назначению аукцион представляет собой публичную продажу, при которой продаваемая вещь приобретается лицом, предложившим за нее наивысшую сумму. Например, задается вопрос: «Назовите пословицы, в которых речь идет о труде».

Розыгрышем может быть и викторина, построенная на физиологических стереотипах. Когда ученика просят ответить, например, на такие вопросы, как «В каком жанре написана басня Крылова «Ворона и лисица»? обращаясь к розыгрышам, следует помнить о том, что никого нельзя делать объектом смеха, то есть никто не должен быть выставлен на посмешище.

Одной из форм активного участия в создании смешного является капустник. Возникший в театральной среде, в актерском окружении М.С. Щепкина, капустник был формой их досуга. Приобретая популярность и распространившись, капустник превратился в своеобразный шуточный спектакль, построенный на так называемом местном, близком и понятном всем материале.

Самым известным игровым шоу является Клуб веселых и находчивых – КВН. В отличие от не менее популярного «Поля чудес» КВН оказался простой, доступной для всех игрой. КВН глубоко педагогичен по своей сути [7;20]. Участие в его создании и проведении представляет собой досуговую деятельность в ее высших уровнях – творчества и социальной отдачи. КВН привлекает и объединяет одаренных и творческих людей, которые своей досуговой деятельностью формируют образец содержательного проведения свободного времени, побуждают к нему других.

Заключение

Воспитательная работа, проводимая во внеурочное время, дополняет и углубляет воспитание, осуществляемое в процессе обучения [9;441].

В последние годы, по мере укрепления и развития школы, роста сети внешкольных учреждений разного типа, вся внеучебная воспитательная работа приобрела большой размах, она обогатилась новыми идеями, организационными формами, средствами и методами воспитания учащихся.

Игра как одна из форм внеучебной воспитательной работы способствует обеспечению непрерывности и последовательности воспитательного процесса.

Игра создает возможности для осуществления более тесной связи и общения между школьниками разных классов, встречающихся в условиях благоприятной эмоциональной обстановки, создающейся на основе общности интересов и духовных потребностей[5;61]..

С понятием «игра» связаны свобода жизнепроявления, потребность в развлечении, в получении удовольствия, шутки и смех. И все это лишено внешнего навязывания и долженствования. Такие сущностные особенности игры роднят ее с досуговой деятельностью, но не тождественны ей.

Игра – это всегда веселье, а веселье – явление общественное. Упадок игры – свидетельство неблагополучия, утрата культуры досуга, без духовности, снижения творческих импульсов в обществе.

Основное назначение игры – пробуждение или углубление у школьников интереса к различным областям знаний и видам деятельности, раскрытие и развитие их талантов и способностей, воспитание их общественной и познавательной активности[5;3].

Литература

1. Брэгдон, А., Феллоуз, Л. Игры для ума. – М.: Изд-во Эксмо, 2003. - 128с.

2. Воловик, А.Ф. Педагогика досуга. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт. 1998. С. 168 – 194.

3. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка// Психология развития: Хрестоматия,2001. С. 68 – 75.

4. Забавы на досуге. 250 лучших игр. – М.: Издательский Дом Мещерякова, 2007. – 272с.

5. Епанчинова, Л.А, Калейдоскоп улыбок. – Екатеринбург. – Изд-во Т.И. Возяковой, 2006. – 64с.

6. Немов, Р.С. Психология. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС,2002. – Кн.1: Общие основы психологии. – С.260-266.

7. Смолина, Е.А. Оригинальные формы внеучебной работы с учащимися среднего и старшего школьного возраста. – Волгоград: Учитель, 2005. С. 17 – 23.

8. Тупичкина, Е.А, Игра стимулирует воображение и фантазию детей// Начальная школа. – 1993. С. 14 – 19.

9. Харламов, И.В, Педагогика. – Мн.: Университетское, 2002. С.316 – 489.

10. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология: учебник для студентов вузов/И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2007. – С. 201 - 238.

Приложение 1

Эстафета зверей

(Примерная подвижная игра для учащихся младших классов)

Подготовка. Играющие делятся на 2 – 4 равные команды и выстраиваются в колонны по одному, одна параллельна другой. Играющие в командах принимают название зверей. Допустим, первые называются «медведями», вторые – «волками», третьи – «лисами», четвертые «зайцами» и т.п. Каждый запоминает, какого он зверя изображает. Перед впередистоящими играющими проводится стартовая черта. Впереди каждой колоны на расстоянии примерно10 – 20м ставится по булаве или по стойке. На расстоянии 2м от старта чертится линия финиша.

Содержание игры. Руководитель громко вызывает любого зверя. Игроки, взявшие название этого зверя, выбегают вперед, обегают стоящий напротив них предмет и возвращаются обратно. Тот, кто первым возвратится в свою команду, выигрывает для нее очко. Руководитель вызывает зверей вразбивку, по своему усмотрению. Некоторых он может вызвать и по два раза. Каждый раз прибежавшие игроки встают на свои места в команде. Игра проводится 5-10 мин, после чего подсчитываются очки.

Побеждает команда, заработавшая большее количество очков.

Правила игры:

1. Если оба игрока прибегут одновременно, очки не присуждаются ни одной команде.

2. Если игрок не добежит до конечного пункта, очко зарабатывает его партнер из другой команды.

Ящерица

(Примерная подвижная игра для учащихся IV- V I классов)

Подготовка. Участники делятся на две команды, одна из которых идет в круг, а другая остается за кругом с волейбольным мячом. Игроки в круге выстраиваются в колонну во главе с капитаном и берут друг друга за пояс.

Содержание игры. По сигналу руководителя игроки, которые образуют круг, перебрасывают мяч друг другу, стараясь прямым попаданием выбить последнего игрока колонны. Выбитый игрок выбывает и игры. Через 5-8 мин команды меняются ролями.

Побеждает та команда, которая за установленное количество времени выбьет больше игроков.

Правила игры:

1. Не разрешается закручивать спираль (пряча последнего).

2. Игроки не должны расцеплять руки.

3. Попадание в голову не засчитывается.

4. Попадание с отскока от пола не засчитывается.

«Мяч среднему»

(Примерная подвижная игра для учащихся VI I- IX)

Подготовка. Для проведения игры требуется два баскетбольных или волейбольных мяча. Играющие делятся на две равные команды, и каждая из них выстраивается по кругу на расстоянии вытянутых рук или пошире. Играющие в обоих кругах рассчитываются по порядку номеров. Первые номера становятся в середину своих кругов с мячом в руках.

Содержание игры. По сигналу руководителя центральные игроки, находящиеся в кругах, бросают мяч вторым номерам, получают от них обратно, бросают третьим, также получают обратно и т.д. Когда центральный игрок получит мяч от последнего (по нумерации) игрока, он предлагает его второму игроку и меняется с ним местом. Второй игрок становится в середине круга и также начинает игру: перебрасывает мяч третьему игроку, получает от него, передает четвертому и т.д. игра заканчивается, когда все побывают в роли центрального игрока.

Побеждает команда, первой закончившая переброску мяча.