Смекни!
smekni.com

Игры со словом и рифмой (стр. 2 из 3)

Шестая серия заданий – подбор антонимов и синонимов к многозначным словам \ прилагательным и глаголам \ и словам с переносным значением. Детям предлагается продолжить предложения, при этом в них интонационно выделяются слова, к которым следует подобрать антонимы. Этими словами являются многозначные прилагательные, значение которых определяется контекстом: Ручей мелкий, а речка …\глубокая\.Кашу варят густую, а суп \жидкий\. Лес может быть густой, а может быть и –редкий\.

Дошкольники допускают много ошибок при подборе антонимов к многозначным прилагательным \ так, они говорят: „ Пластилин мягкий, а камень жёсткий, прочный, крепкий ” \вместо „ твёрдый ” \; при подборе антонимов, испытывая затруднения, просто прибавляют „ не ” к прилагательному, \ например: немягкая, немелкая, негустой и т.д.\.

Речевые упражнения целесообразно сочетать с заданиями по подбору к многозначным глаголам и прилагательным

Соответствующих существительных, например: кто или что бежит, ползёт, летит, растёт, плывёт и т.д. Надо отметить, что эти задания вызывают особый интерес, а правильный подбор слов свидетельствует о том, что в результате целенаправленной работы над многозначными словами, тема усваивается детьми значительно успешней. Организуя речевые игры и упражнения, желательно, чтобы они были непродолжительными, вызывали интерес ,\ для этого используются, элементы соревнования, призы для особо отличившихся\, чтобы развивали реакцию на речевую ситуацию и формировали навыки контроля за своей и чужой речью.

Речевые игры развивают активный словарь дошкольников, и подготавливает почву для формирования монологи- ческой речи. Можно также констатировать, что работа со словом помогает сформировать у детей интерес к словесному творчеству, в том числе к сочинению рассказов и сказок, к использованию разнообразных средств для придания повествованию выразительности, к поиску наиболее соответствующих ситуации слов, а словесное творчество в свою очередь способствует овладению смысловыми оттенками значений однокоренных слов, совершенствованию грамматического строя, пониманию и употреблению синонимов, антонимов, многозначных слов, точности употребления.

Приобретённые в результате игрового обучения навыки умения точного употребления слов и словосочетаний в прямом и переносном смысле позволяют дошкольникам свободно оперировать лексикой и грамматическими формами в самостоятельном высказывании на любую тему, что является неотъемлемым свойством речевой культуры в целом. Не маловажную роль в развитии полноценной речи детей играют упражнения и игры с рифмой и звуком. Кто из взрослых не замечал, как любит играть со звуком ребёнок? Стихотворение – самый доступный для детей текст. Малыш, ещё не умеющий говорить, охотно кивает в такт ритмичным словам, которые произносит взрослый. А когда слышит одно и то же стихотворение несколько раз, то вместе с взрослым тянет, гласные звуки или произносит доступные ему слоги.

Многие из нас, закончив школу, забывают когда - то любимые стихи, но, став взрослыми, легко извлекают из глубин памяти бесхитростные строки Агнии Барто: „ Мишка косолапый…”. И, укладывая ребёнка спать, напевают ему гениально простое: „ Баю – баюшки – баю ”.

Поэзия души – это значит, что сама природа вдохнула в нас красоту стиха. Надо только помочь ребёнку услышать поэзию своей души. Чувство ритма, мелодичность, напевность – основные качества стихов детей. Дети растут, и вот они уже способны понять стихи. Конечно, при условии, если он привык к стихотворной речи. А она, эта речь, внутри каждого. Надо только напомнить об этом, показать, как ею пользоваться. Заучивание стихотворений тренирует память детей, расширяет кругозор, развивает речь, способствует более лёгкому усвоению знаний. Недаром многие детские поэты в стихотворной форме преподносят юным читателям азбуку, счёт, знания об окружающем мире. Ритмичность и слаженность стихотворных строк способствует их быстрому запоминанию, так как дети могут сопровождать текст движением \ постукивание носком ноги, покачивание ноги или руки, пластичные движения, изображающие то, о чём говорится в тексте \. Движение, слово, картина – всё это вместе активизирует нервные окончания в коре головного мозга, что помогает детям воспроизвести нужный стихотворный текст, а значит, и знания, которые он несёт в себе.

Порой мы не помним автора стихотворных строк, но сами они долго живут в нашей памяти, например:

Красный свет зажёгся – стой!

Путь закрыт перед тобой.

Жёлтый свет зажёгся – жди!

На зелёный свет – иди!

Стихотворные тексты легко запоминать и взрослым, и детям. Они помогают привлечь внимание, организовы-вать дисциплинировать детей. Не надо постоянно напоминать: вытирайте ноги при входе в помещение. Подходите к коврику, произнося первую строку: Видишь коврик у порога?

и дети дружно продолжат:

Он постелен не спроста:

Вытирай почище ноги -

Будет в доме чистота!

И пойдут по коврику ритмично, с удовольствием вытирая ноги. Получается, что дети сами, без принуждения вспоминают текст и машинально сопровождают его нужными движениями. А когда ребёнок действует не по принуждению, самостоятельно, то результат получается лучше.

Кто же из детей не любит баловаться! Можно соединить баловство с серьёзным делом, например с умыванием

Кран, откройся! Нос, умойся!

Мойтесь сразу, оба глаза!

Мойтесь, уши, мойся, шейка…

Шейка, мойся хорошенько!

Мойся, мойся, умывайся!

Грязь, смывайся! Грязь, смывайся!

Попробуем прожить один день в детском саду со стихами, потешками, приговорками, считалками – день в рифму.

Утро. Ситуация: мальчик плачет, не хочет расставаться с мамой. Воспитатель подходит и ласково говорит:

Митенька, Дмитрий, слёзыньки вытри.

Расти большой, не будь лапшой!

\Э.Котляр\.

И вот он уже улыбнулся сквозь слёзы и идёт в группу.

Ситуация: девочка идёт в группу и прячется за маму. Опять выручает Эмиль Котляр:

Наша – то Наташа – то, совсем не то, что ваша – то.

Ваша – то – крикунья, наша – то – певунья.

Наша рукодельница, а у вас бездельница.

Наташа от удивленья широко раскрыв глаза, не ожидая такого подвоха, про слёзы забыла. Ну вот, вроде все собрались, пора завтракать, но сначала надо умыться. Заходим в умывальню и хором просим:

Водичка, водичка! Умой наше личико,

Чтобы глазки блестели, чтобы щёчки горели,

Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок!

Завтрак. Многие дети унылым взглядом окидывают кашу. Надо их подтолкнуть к действиям. „ Дети, вы знаете, кто нам сегодня кашу варил? \ Повар \. А вот и нет! Это сорока! ” Удивлённые глаза, смеющиеся глаза, не понимающие глаза… „А ну-ка приготовили ладошку и пальчик”. И большинство сразу с воспитателем начинают потешку, а остальные потом присоединяются:

Сорока, сорока! Где была? Далёко.

Кашу варила, деток кормила,

На пороге скакала, всех угощала:

Ванечке дала, Танечке дала… \ перечисление детей \.

Не обижайте сорочьего труда

Кашу до донышка съедайте всегда!

Ну, кто же обидит труженицу – сороку?!

Занятия. Тут стихотворные загадки, стихи, песенки, потешки – всё идёт в ход. Например: рисование можно начать с такого стихотворения:

Речка красная, речка синяя, и зелёная, и красивая…

Может, радуга опустилась, разноцветной рекой

притворилась?

Но всмотрелись ребятишки, рассмеялись

девчонки, мальчишки:

Это краски рекой побежали, для того чтобы все

рисовали!

\ Т.Хитрова \.

Занятие по конструированию. Надо построить дом. Пожалуйста!

Мы строим дом, мы строим дом.

Смотрите: стены, окна, крыша…

Мы строим дом, мы строим дом.

Пусть все вокруг об этом слышат.

Мы строим дом, он будет нужным.

Смотрите, вот крыльцо и двери…

Мы строим дом, он будет дружным!

Мы в это очень – очень верим.

\ Т.Хитрова \.

Прогулка. Идём в раздевалку.

Что оденем мы сначала? Ножки. А последней, а последней,

Надеваем штанишки и сапожки. Знаем мы как дважды два,

Что оденем мы потом? Руки. Одевается, конечно

А на них наденем кофты и куртки. На прогулку голова!

\ Т.Хитрова \.

На улице дождик.… Ну что ж! Идём под навес. И храбро кричим дождику:

Лейся, лейся, дождик, дождик!

Я хочу расти, расти!

Я не сахар! Я не коржик!

Не боюсь я сырости!

\ В.Левин \.

Но вот дождик прошёл, и на участок пришёл кот, лёг у забора.

Для чего коту усы? Для чего глаза коту?

Ну конечно, для красы! Видеть днём и в темноту.

Для чего котишке уши? Голова коту для чего?

Шевелить ими и слушать. Думать обо всём и про всё!

Для чего котёнку нос? Вот так голова у кота:

Нюхать, где же пёс Барбос. Поважнее ног и хвоста!

\ Т.Хитрова \.

Давайте поиграем в подвижную игру „У медведя во бору”. Нужно посчитаться:

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем мы слова считать.

Зайка, зонтик, змей, корзина,

Ваза, воздух и резина,

Зубы, козлик и тазы,

Зоопарк, завод, возы.

Посчитай-ка, не ленись,

Да смотри, не ошибись.

Собираемся в группу. Укого-то руки в песке, у кого-то одежда.… Ну-ка приготовились:

Ручками похлопаем,

Ножками потопаем.

Постучим немножко

Ножкой об ножку.

Посмотрели, отряхнулись

И друг другу улыбнулись!

\ Т.Хитрова \.

Заходим в группу. Кто-то упал, кого-то толкнули - вот и ссора. Вспоминаем стихи:

Петушки распетушились, но подраться не решились.

Если очень петушиться, можно пёрышек лишиться.