Смекни!
smekni.com

Изучение креативности и стереотипности мышления школьников (стр. 2 из 6)

А. Я. Пономарев считает, что пик интеллектуального развития достигается уже в 12 лет, но его нельзя смешивать с кульминацией творческой продуктивности, которая наступает много позже. Другие авторы склонны предполагать, что пик творческих потенций, как и пик интеллектуального развития, наступает позже. Вероятно, этот вопрос не имеет общего ответа, ибо творческие способности человека, как и интеллект, нельзя рассматривать изолированно от содержания деятельности, которая существенно изменяется с возрастом. [4]

По Кону И.С., творческий потенциал личности не сводится к качеству ее интеллекта.

Экспериментальные исследования советских психологов Д. Б. Богоявленской (1976), В. А. Петровского (1975) и др. доказывают, что в отличие от простой целесообразной адаптивной деятельности, творчество имеет целеполагающий характер. Интеллектуальное творчество, по-видимому, является частным случаем более общего свойства активности субъекта, включая его готовность выходить за пределы ситуативной необходимости и способность к самоизменению. К сожалению, возрастные параметры творчества и сопутствующих ему личностных свойств пока не изучены.

1.3 Проблема исследования творчества

Творчество выступает одним из важнейших факторов коренных преобразований определенных логически, предметно или художественно- связанных объектов либо состояний и последующего замещения их качественно другими, прежде неизвестными. Его фундаментальной особенностью является движение к обретению человеком все большей свободы, с тем, чтобы порвать зависимость от них и в то же время максимально увеличить возможность личностной самореализации именно в масштабе данной, неразделенной ценности (Платон, Аристотель, Бэкон, Гегель, Кант, Гете). [5],[10]

Творческое мышление представлено на двух условиях: неосознанном уровне, где ведущую роль занимают эмоционально-аффективные состояния, и на уровне сознания, где появляются мышление и воля. [3]

В проблеме творчества выделяют несколько граней: процесс творчества, творческая личность, творческие способности, творческий климат. Раньше творческие способности считали чем-то исключительным, уделом избранных натур. Такая позиция равносильна признанию, что ля творческих личностей должны быть какие-то особые психологические законы.

На самом деле задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно лишь суметь раскрыть их и развить. Существует непрерывный "континиум талантливости" от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница лишь в конкретном материале творчества, масштабах достижений и их общественной значимости. Для изучения творчества совсем не обязательно исследовать лишь гениальных людей. Элементы творчества проявляются в решении повседневных жизненных задач, их можно наблюдать в "обычном" мыслительном процессе. [5]

В решении творческой задачи можно выделить следующие фазы:

1. Фаза логического анализа.

2. Фаза интуитивного решения.

3. Фаза вербализации интуитивного решения.

4. Фаза формализации вербализованного решения.

Я.А. Понамарев выделяет четыре фазы творческого процесса (схемы творческого процесса – Приложение 1):

1) Сознательная работа (подготовка). Особое деятельное состояние как предпосылка интуитивного проблеска новой идеи.

2) Бессознательная работа. Созревание, инкубация направляющей идеи (работа на уровне подсознания).

3) Переход бессознательного в сознание. Этап вдохновения. В результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея решения. Первоначально в виде гипотезы, в виде принципа или замысла.

4) Сознательная работа. Развитие идеи, окончательное оформление идеи. В основу выделения фаз Пономарев закладывает: - переход от сознательного поиска к интуитивному решению; - эволюция интуитивного решения в логически завершенное. [16]

Проблема долгое время не имела ни ясного предмета исследования, ни методики. Отсутствие конкретных исследований, посвященных воспитанию творческой личности, обуславливает часто неправильный подход к решению настоящей задачи. В современной психологической литературе отмечается значимость в формировании творческой индивидуальности, внутренних задатков и внешних социальных факторов, сознательных и неосознанных моментов в процессе творчества.

Сейчас, когда вопрос воспитания творческой личности, самостоятельности мышления особенно актуален, настоящее исследование не только теоретически, но и практически значимо. Рассмотрение индивидуальности, как неповторимого склада мировоззрения, своеобразной формой бытия и творческой деятельности позволяет понять предрасположенность и пристрастия человека к тем или иным занятиям, что в некотором смысле дает возможность сориентироваться в выборе профессии. [5]

С конца XIX века учеными - психологами разрабатываются методы интеллектуальной одаренности, определяются факторы, которые оказывают решающее воздействие не ее формирование.

Основная трудность в оценке интеллектуальной одаренности детей и подростков как индивидуального качества, выявление в меняющемся возрастном того межвозрастного, устойчивого, что сохраняется, как присущее данной индивидуальности.

Проблема сохранения и динамики интеллектуального потенциала, как отдельной личности, так и общества в целом, представляется особенно актуальной в условиях происходящих в обществе социально-экономический преобразований. [12]

1.4 Как изучалось творчество?

Исследования творчества ведутся в нескольких направлениях

1. Изучение опыта ученых, проживших плодотворную жизнь в науке, обогативших ее открытиями и на склоне лет стремящихся рассказать о характере своего труда. Но анализируя условия, в которых родилась идея или откристаллизовалась в сознании проблема, авторы ничего не могут сказать о механизмах творческого процесса, не могут судить о его психологической структуре.

2. Метод модельных экспериментов. В нем есть важные недостатки. Один из них заключается в том, что испытуемому предлагают уже сформулированную задачу и заранее предупреждают, что задача имеет решение. Это само по себе подсказка. Между тем, творческий процесс включает в себя не только решение, но и особую зоркость в поисках проблемы, способность увидеть ее там, где для других все ясно, умение сформулировать задание. Эта особая восприимчивость к несоответствиям и проблемам в картине окружающего мира, к расхождению между принятым теоретическим объяснением и реальностью. Другая проблема связана с правом распространить вывод, полученный в лабораториях на творческий процесс в реальных жизненных ситуациях.

3. Изучение особенностей психологии творческой личности и психологического тестирования, психоневрологическое обследование, анкетный метод с последующей статистической обработкой. Здесь, конечно, не может быть и речи о проникновении в интимные механизма творческого процесса. Исследователи лишь пытаются выяснить те особенности человека, по которым если не на школьной, то хотя бы на университетской скамье можно было бы отбирать будущих Менделеевых и Лобачевских.

Этому направлению присущи свои трудности. Не обязательно одаренные подростки и юноши должны проявлять те самые личностные черты, которыми обладают взрослые, сформировавшиеся люди, уже доказавшие свои творческие способности. Понадобятся дополнительные исследования, что создаст дополнительные трудности: условия, которые благоприятствовали творческому развитию поколения, спустя 30 лет могут утратить стимулирующую роль. [5]

В настоящее время для оценки уровня креативности в нашей стране наиболее широко применяются тесты творческого мышления Торренса — адаптированный вариант, батарея креативных тестов, созданная на основе тестов Гилфорда, и адаптированный вариант опросника креативности Джонсона, направленный на оценку и самооценку характеристик творческой личности.

Тест дивергентного мышления Гилфорда предназначен, в основном, для взрослых людей, батарея креативных тестов состоит из экспресс-тестов, а тесты творческого мышления Торренса являются весьма трудоемкими при проведении и обработке данных. Также для диагностики креативности Е.Е. Туник был адаптирован тест Вильямса, предназначенный для комплексной диагностики креативности у детей и подростков от 5 до 17 лет, оценивающий как характеристики, связанные с творческим мышлением, так и личностно-индивидные креативные характеристики. Тест состоит из трех частей:

1. тест дивергентного (творческого) мышления;

2. тест личных творческих характеристик (опросник для детей)

3. шкала Вильямса (опросник для родителей и педагогов). [9]

Бирюков С. Д. проводил исследование креативности (2000г). В нем приняли участие школьники в возрасте 12-16 лет, обучающиеся в средних общеобразовательных заведениях городов Волжский, Нижневартовск и Якутск, общий объем исследованной выборки составил 574 человека.

В исследовании были использованы психометрические тесты, разработанные и адаптированные сотрудниками ИП РАН:

— Тест креативности Медника;

— Тест креативности Торренса;

— Тест диагностики структуры интеллекта.

Итог данного исследования: в исследованной выборке были выделены три группы школьников, одна из которых объединяет одаренных детей по критерию творческих и интеллектуальных способностей, превосходящих средний уровень. Данная группа детей, составляющая 20-30% от генеральной совокупности характеризуется выраженной спецификой структуры интеллектуальных способностей и инвариантными соотношениями между показателями креативности и интеллекта; выявленная специфика структуры способностей в группе одаренных школьников служит эмпирическим основанием для разработки научно-методических рекомендаций по развитию способностей одаренных детей. [2]