Рисунок10
На данной диаграмме мы наблюдаем постепенное убывание креативности от 9 классе к 11. Наименьшая степень оригинальности в 8 классе. Обратимся к другим диаграммам (рис. 11):
Рисунок 11
Мы видим, что наибольшее количество школьников, с показателями выше среднего (ВС) в 11 классе, наименьшее в 9. Таким образом, большой процент по средним показателям в 9 классе – школьники СР, тогда как количество ВС и НС в данной выборке равно 7%.
Таким образом, мы видим, что речь (письменная) развивается неравномерно. К 11 классу возрастает количество ВС, то есть можно сделать вывод, что в процессе обучения развивается не только словарный запас, но и умение творчески использовать его в своей речи.
Заключение
В данном исследовании мы подошли к понятию креативность с двух точек зрения: креативность как творческое мышление и креативность как качество личности.
Цели, которые мы ставили перед собой, были достигнуты.
Мы выяснили, что креативность и стереотипность – параметры изменяющиеся, так как мы увидели определенную динамику развития этих процессов.
Проанализировав полученные в ходе исследования данные, мы пришли к нескольким выводам:
1. Чтобы успешно решать творческие задачи, нужно обладать определенными навыками. То есть творческий процесс связан с усвоением старого материала, и без этого невозможно создание чего-то нового.
2. В процессе творчества развиваются не только творческие, но и вербальные способности.
3. Мы увидели, что креативность – это качество, проявляющееся в различных областях, при чем в каждом возрасте эта область своя: у одиннадцатиклассников, например, наибольшая оригинальность связана с выражением своих идей, составлением новых предложений, то есть с коммуникацией.
У девятиклассников наибольшая оригинальность в области лексики и речи, в 7 классе оригинальность связана с воображением и фантазированием, в 8 классе оригинальность проявляется в нестандартном использовании предметов.
4. В ходе исследования мы пришли к выводу, что стереотипность не увеличивается в процессе обучения, но ориентирование на ЕГЭ предопределяет развитие стереотипности мышления.
5. Так же мы выяснили, что динамика креативности и динамика стереотипности – это различные процессы, проходящие относительно независимо друг от друга, поскольку нами практически не было выявлено корреляционных зависимостей между этими параметрами.Таким образом, наша гипотеза не подтвердилась, можно утверждать, что креативность развивается нелинейно, а скачкообразно.
Библиографический список
1. Блонский П. П. Память и мышление – Изд. Питер, Санкт-Петербург, 2001 - с. 288
2. Бирюков С. Д. К вопросу о взаимосвязи интеллекта, креативности и личностных черт у детей / Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия (сборник научных статей) / под ред. Воронина А. Н., Габриелян Н. А. – М: Российская Академия наук, институт психологии, 2000.
3. Кирнос Д. И. Индивидуальности и творческое мышление – Изд. Питер, Санкт-Петербург, 2001 – с. 171
4. Кон И. С. Психология ранней юности – М: Просвещение, 1989. - 254с.
5. Лук А.Н. Психология творчества. – М.: Наука, 1978 - с. 126.
6. Лютова Е. К. Некоторые психологические основания технологии научного творчества / Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия (сборник научных статей) / под ред. Воронина А. Н., Габриелян Н. А. – М: Российская Академия наук, институт психологии, 2000.
7. Психологическая энциклопедия. Большой психологически словарь / под редакцией Зинченко В. П., Мещерякова Б. Г. - с. 672
8. Ротенберг В. Парадоксы творчества - http//www.flogiston.ru, 1999
9. Туник Е. Опросник креативности Рензулли // Школьный психолог. – 2004. №4.
10. Фрольцова Типология индивидуальности в аудиовизуальной коммуникации - Минск, БГУ, 2003 – с. 217
11. Хьелл Л, Зиглер Д. Теории личности основные положения, исследования и применения – Изд. Питер, Санкт-Петербург, 2006 – с. 606
12. Шакирова Д., Сибгатуллина И., Сулеманов Дж. Мышление, интеллект, одаренность: Вопросы теории и технологии / под редакцией действительного члена РАО и АНТ, доктора психологический наук, профессора М. И. Махмудова; Академия наук Республики Татарстан, отделение социально – экономических наук - Казань, Центр инновационных технологий, 2005 с. 304
13. Шикун А.Ф., Лебович Х.И Методы, методология и психология научного исследования – Тверской государственный университет, кафедра психологии, Госкомитет РФ и ВО, Тверь, 1995 с. 39
14. http://vocabulary.ru/?rub=8 Национальная психологическая энциклопедия >> интериоризация
15. http://azps.ru/articles/creat/creat18.html - Структурная схема творческой деятельности
16. http://azps.ru/articles/creat/creat16.html - Фазы творческого процесса
17. http://azps.ru/tests/pozn/creativ.html - тест Гилфорда
18. http://liceumubint.narod.ru/lider4.htm - тест Дэвиса
Приложение 1
Схема структуры творческой деятельности по Гиксону
1) Подготовка. Осуществляется накопление знаний, совершенствование мастерства, формулировка задачи.
2) Концентрация усилий. Работа, направленная на получение решения - волевая концентрация усилий.
3) Передышка. Период умственного отдыха, при этом творец отвлекается от решения сформулированной задачи.
4) Озарение. Возникают новые идеи, возможно видоизменение существующих идей, однако в каждом случае результат должен быть искомым решением задачи.
5) Доведение работы до конца. На этом этапе производится обобщение результатов творческой деятельности и ее оценка.
Схема творческой деятельности по Белозерцеву
1) Формирование проблемной ситуации с одновременным осмыслением ее структуры субъектом творческой деятельности. Формулировки (постановки) технических задач.
2) Рождение и вынашивание новых технических идей, нового принципа, новой трансформации.
3) Создание идеальной модели (реализация).
4) Конструирование. Результаты - эскизный и технический проект, рабочие чертежи, модельно-макетное воплощение реализации.
5) Этап предметного и относительно завершенного воплощения идеи, проблемы или изобретения в новом техническом объекте.
Обобщенная модель структуры творческой деятельности по Шумилину
1) Осознание, постановка и формулирование проблемы.
2) Нахождение принципа решения (разрешения) проблемы (синонимы: нестандартная задача, решающая гипотеза, идея изобретения или замысла произведения искусства).
3) Обоснование и развитие найденного принципа. Теоретическая, конструкторская и технологическая проработка этого принципа.
4) Практическая проверка гипотезы, реализация изобретения или замысла, объективизация художественного произведения. [16]
Приложение 2
1. Субтест 1.
Задача: перечислить как можно больше необычных способов использования предмета.
Инструкция для испытуемого: Газета используется для чтения. Ты же можешь придумать другие способы ее использования. Что из нее можно сделать? Как ее можно еще использовать? Время выполнения субтеста - 3 мин.
2. Субтест 2.
Задача: перечислить различные последствия гипотетической ситуации.
Инструкция для испытуемого: Вообрази, что случится, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке.
Время выполнения субтеста — 3 минуты.
3. Субтест 3 (б) Модификация для детей 9—15 лет
Задача: Придумать предложения, состоящие из четырех слов, каждое из которых начинается с указанной буквы.
Инструкция для испытуемого: Придумай как можно больше предложений, состоящих из четырех слов. Каждое слово в предложении должно начинаться с указанной буквы. Вот эти буквы: В, М, С, К (испытуемым предъявляются напечатанные буквы). Пожалуйста, используй буквы только в таком порядке, не меняй их местами. Привожу пример предложения: "Веселый мальчик смотрит кинофильм". А теперь придумай как можно больше своих предложений с этими буквами. Время выполнения субтеста — 5 минут.
4.Субтест 4
Задача: привести как можно больше определений для общеупотребительных слов.
Инструкция для испытуемого: Найди как можно больше определений для слова "книга". Например: красивая книга. Какая еще бывает книга?
Приложение 3
11 КЛАСС
оригинальные:
ракетка, домик, клубника, колобок, елочная игрушка, круги использованы как ладони и ступни животного, под названием "отморозень", булава, сумоист, лук, стиральная машина, Спанч-Боб, тарелка, ракета, трансформатор человеческого настроения, нечто, под названием "контекест", магнитная лента, улитка, инь-янь, кусок сыра, тарелка, идея презерватива, 5 рублей, компас, улитка
неоригинальные:
Солнце, мордочки, чебурашки, глаза, часы, пуговицы, танки, велосипеды, машины, гусеницы, фрукты, очки, цветы, леденцы, мороженное, гири, снеговики, мячи, светофор, кольцо, гантели
10 КЛАСС
оригинальные: луна, колесо, шарик, круг, окошко, вишенка, домик, дерева, инь-янь, яблочный пирог, браслет, олимпийские кольца, цифры, 1 рубль, чайник, зонт, рыбка, глобус, Би Лайн, стрекоза, мишень, игральный кубик, клоуны, просто абстракция, синий круг, камень, сказка, гусеница, целые картинки, лепесток, бублик, светофор, круг с радиусом, окно.
неоригинальные: цветы, облака, человечки, мордочки, яблоки, мячи, очки, животные, фрукты, машины, велосипеды, кольцо.
9 КЛАСС
оригинальные: круг, на который не хватило времени (пустой), унитаз, колесо, ладонь, шар для боулинга, колокольчик, круглая кирпичная стена, самолет, аквариум, птица в очках, карета, олимпийские кольца, уходящие в перспективу трубы, Сатурн, атомы, анархия, пальма (с яблоками), танк, глаз, Спанч-Боб, руки-ноги, целые картинки, стрекоза, дерево с яблоками, дружба, торт, букет, инь-янь, хрюша - Нюша
неоригинальные: мордочки, светофоры, гусеницы, солнце, мячи, машины, велосипеды, цветы, очки, снеговики