Образовательная: объяснить понятие технологии, понятие творчества как вида деятельности человека, связанной с его интеллектуальной и духовной сущностью.
Развивающая: развивать навыки индивидуальные и коллективные; случайного(ассоциативного),интуитивного и систематизированного поиска; автоматизированного поискового конструирования.
Воспитательная: воспитать целеустремленность, внимательность, деловитость.
Тип урока: комбинированный.
Методы: объяснение, демонстрация, эвристическая беседа.
Ход урока.
Организационный момент.
Учитель приветствует ребят, проверяет присутствующих.
1. Вводный инструктаж.
1.1Подготовка учащихся к изучению нового материала.
Сообщение темы урока: «Техническое творчество как вид технологии».
Сообщение цели урока: «Дать понятие техническому творчеству как виду технологии».
Для активизации познавательной деятельности делается вступление:
- Сегодня узнаем всё о понятия творческой деятельности,видах творческой деятельности и о способах развития творческих способностей человека.
1.2Сообщение учителем новых знаний.
Определение понятия творческой деятельности
Творчество — деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью. Творчество, являясь результатом труда и усилий отдельного человека, вместе с тем всегда носит общественный характер. Творческое решение задач возможно только тогда, когда в ходе развития общества созрели условия для их решения. То новое, что возникает как результат творческой деятельности, опирается на общественную практику, на накопленные обществом знания, умения и приемы решения творческих задач.
Творчество представляет собой сложную психическую деятельность человека, каждый из этапов которой характеризуется своими психологическими особенностями. Творчество начинается с постановки задачи, еще не получившей решения, и расчленения ее на ряд частных задач. Затем следует основной этап творчества — поиски нужного решения, которое обычно намечается сначала в виде общей идеи (принципа), указывающей основной путь решения. В дальнейшем общая идея (принцип) детально раскрывается, обосновывается, доказывается. Во многих случаях идея возникает первоначально лишь в виде предположения (гипотезы), которая затем проверяется. Если она оказывается неприемлемой, то заменяется новой, подвергающейся проверке и т. д. Полноценное творчество заключается не только в том, что у человека возникают интересные идеи, темы, но и в том, что эти идеи воплощаются в соответствующий продукт, делающийся достоянием общества, доступный восприятию, пониманию и оценке других людей.
Важнейшие, решающие моменты творческой деятельности связаны обычно с особым напряжением и подъемом сил и способностей человека: максимально полным сосредоточением внимания на предмете творчества, напряженной умственной деятельностью, «неотступным думанием» (И.П. Павлов), требующим значительного волевого напряжения и эмоциональной захваченное™ решаемой задачей.
Возможность творчества предполагает наличие не только устойчивой склонности к какой-либо деятельности, способностей для нее, но и необходимого запаса знаний и умений в известной области. Для творчества необходимы широкие наблюдения по интересующему кругу явлений, глубокий их анализ, знание и критическое рассмотрение того, что уже сделано другими по данному вопросу.
Виды творческой деятельности
Всю творческую деятельность можно разделить на два основных вида: научно-техническое и художественное творчество.
Основной задачей научно-технического творчества является создание современных конкурентоспособных объектов техники, которые по своим технико-экономическим показателям и конструктивному исполнению соответствуют последним научно-техническим достижениям. В основе технического творчества лежит проектная деятельность.
Вид человеческой деятельности, заключающейся в создании произведений искусства, носит название художественного творчества. Художественное творчество проявляется в избранной художником теме, в характере трактовки тех или других явлений жизни, в оригинальности созданных художественных образов, в использовании новых художественных средств для наиболее адекватного выявления содержания, в обогащении жанров данного вида искусства.
Высшей формой выражения художественного творчества является создание произведений, прокладывающих новые пути в искусстве и литературе. Полноценное художественное творчество требует соответствующего развития способностей человека, художественного мастерства, которые формируются и совершенствуются только в процессе реальной художественной практики.
Способы развития творческих способностей человека
Существуют три опорных свойства технических творческих способностей. Рассмотрим их подробно:
Творческие способности — синтез свойств и особенностей личности, характеризующих степень их соответствия требованиям определенного вида творческой деятельности и обуславливающих уровень ее результативности.
Наблюдательность — опорное свойство технических творческих способностей. Она заключается в умении подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов и явлений. Наблюдательность приобретается в процессе систематических занятий любимым делом и поэтому связана с развитием интересов личности. Наблюдение — особая форма восприятия, отличающаяся повышенной активностью, целенаправленностью, организованностью и осмысленностью.
В технической деятельности большое значение имеет восприятие пространственных отношений — расстояний, величины, фигуры, формы. Специфическим характером наблюдательности является направленность на восприятие принципов построения технического объекта, основных узлов и их взаимодействия.
Техническая наблюдательность отличается гибкостью, легко переключается с одного объекта на другой, помогает критически воспринимать, видеть недостатки и на этой основе определять задачи по их устранению и совершенствованию технических объектов. Было бы неправильным делать вывод о том, что наблюдательность свойственна только людям с техническими способностями. Она необходима во всех сферах деятельности, но в технических способностях ее роль особенно заметна. Эксперименты подтверждают предположения о том, что у способных к технике наблюдательность развита достаточно высоко. Следовательно, наблюдательность — неотъемлемое и опорное свойство личности, успешно занимающейся технической деятельностью.
Пространственное воображение — важнейший компонент технических творческих способностей. В работе конструктора-создателя новой техники велика роль пространственного воображения. Особенность его творчества состоит в том, что свои замыслы он излагает своеобразным языком чертежа. Конструктор сохраняет в своем сознании основные, наиболее существенные и решающие элементы конструкции и далее начинается процесс, состоящий из аналитических расчетов и графического выполнения различных чертежей. В процессе конструирования пространственное воображение и выполняемый чертеж находятся во взаимодействии, причем первое всегда опережает второе.
Люди, занимающиеся технической деятельностью, обладают особым типом пространственных представлений. Особенно важно представить внутреннее устройство технического объекта. Умение прочитать чертежи и пространственно представить по ним конкретный механизм или изобразить на чертеже существующее устройство — качество, необходимое для человека, имеющего дело с техникой. «Когда речь идет о конструировании будущих изделий, станков или машин, способность к такого рода представлениям и комбинированию их можно назвать техническим пространственным воображением». Только по мере углубления в конкретную деятельность в области техники заметно развивается способность к пространственному представлению. Наибольшую трудность в технике представляет вопрос о пространственном соотношении частей движущихся механизмов. Поэтому необходимо сформировать подвижные представления о пространстве. Способность пространственного представления формируется в результате накопления опыта, овладевания определенными умениями. В литературе по психологии разработаны основные критерии развития пространственных представлений. Об их уровне судят, в основном по тем способам, с помощью которых человек производит мысленное преобразование объекта по изображению в соответствии с условиями задания. Существует два вида таких преобразований: не изменяя исходного изображения, мысленное преобразование его элементов с целью создания нового образа (изменение формы и пространственного положения обьекта); преобразование исходного, наглядного материала с целью создания образа — перевод одного вида изображения в другой.
Сюда необходимо отнести перевод наглядных и проекционных изображений в изображения схематические, символические и обратный процесс. Это в свою очередь требует определенных знаний и умений в чтении чертежей (для изготовления деталей, узлов и др.): узнавания объемной формы детали по условным плоскостным изображениям; мысленного расчленения объемной формы на отдельные геометрические элементы с выяснением их размеров и технологическим осмыслением; определения места и времени обработки, характера и последовательности операций на основе этого вычленения; представления изменений формы заготовки в каждой из последовательных операций в процессе работы на основе продуманного определенного плана (технологического процесса) и общего представления конечной формы детали, изображаемой на чертеже; расшифровки размеров и знаков обработки в отношении каждого обрабатываемого элемента и реализация их в зависимости от производственной ситуации. Перечисленный комплекс умений требует, кроме известного производственного опыта и специальной технологической подготовки, определенного уровня графической грамотности, приобретенного на базе развития пространственного представления и некоторых форм объемно-пространственного мышления.