№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Умение лепить предметы разной формы, используя усвоенные ранее приемы и способы | Умение расписывать игрушку в соответствии с особенностями народного промысла | Самостоятельность выполнения задания | Сумма баллов |
1 | Волк Никита | 1 | 1 | 1 | 3 |
2 | Гафурова Зарина | 2 | 2 | 2 | 6 |
3 | Еремина Юлия | 2 | 1 | 1 | 4 |
4 | Климина Марина | 2 | 2 | 1 | 5 |
5 | Матвеева Татьяна | 2 | 2 | 1 | 5 |
6 | Назаров Кирилл | 1 | 2 | 1 | 4 |
7 | Плохова Юлия | 2 | 2 | 2 | 6 |
8 | Растягаева Алиса | 2 | 2 | 2 | 6 |
9 | Хабибулин Максим | 1 | 2 | 1 | 4 |
10 | Харитонова Алина | 2 | 2 | 2 | 6 |
11 | Шикалова Полина | 2 | 2 | 2 | 6 |
Из таблиц видно, что в контрольной группе 3 детей повысили свой уровень до высокого, 1 ребенок так и находится на низком уровне, а в контрольной группе лишь двое детей немного улучшили свои результаты. Распределение детей по уровням развития контрольной и экспериментальной групп представлено на рис.3,4
Рис.3 Распределение детей экспериментальной группы по уровням.
Рис.4. Распределение детей по уровням в контрольной группе.
Проанализировав работу контрольного эксперимента можно сделать следующие выводы:
· У детей контрольной группы успехи незначительные. Такие результаты говорят о том, что формирование технических навыков и умений проводится без определенной системы занятий с детьми разного уровня развития. Работы детей не смогли достичь высшего уровня, вследствие недостаточного усвоения основ формирования орнаментального образа.
· У детей экспериментальной группы заметно расширились знания. Многие дети, такие, как Лиза, Полина, Арина Малина, Павел сумели создать образ барышни с помощью налепов для выразительности образа. Некоторые дети хотя и вылепили фигуры, но придать им характерные, индивидуальные черты не смогли. Особенно удачными были работы Лизы, Полины, Потапкиной Арины. Порадовали нас успехами и те дети, которые раньше не могли правильно лепить, самостоятельно выполнять работу. У этих детей появилось больше уверенности в себе. Дети стали самостоятельно описывать свою работу. Кирилл придумал такое описание: « У моего петуха вытянута шея, корона на голове, перья из легкого пуха. Птица гордая, сильная, смелая. Она сама собой любуется и просит всех посмотреть на нее». Малина Арина лепила то же петуха по мотивам дымковской игрушки , но он у неё получился печальный. На вопрос воспитателя, почему у тебя такой печальный петух, ответила: «У моего петуха налепы опущены вниз, хвост не распушенный, хохолок прижат, шея опущена».Такой вид анализа дал детям возможность рассказать о своем творческом замысле, а также развил у них логическое мышление. К анализу привлекли и тех детей, работы которых были маловыразительными. Но мы дали возможность поверить детей в свои силы. Работа Ноздрякова Максима- самая простая, без украшений, налепы расположены только на гребешке. На предложение воспитателя описать свою птицу Максим сказал: « Мой петух совсем один, он не очень красивый, налепы у него только на гребешке». Воспитатель тут же предложила найти петуху друга. Максим сказал, что его петушок будет дружить с петушком Арины.
Динамика сформированности технических навыков и умений в экспериментальной и контрольных группах представлена в рис. 5,6.
Рис. 5. Динамика формирования технических навыков и умений детей в экспериментальной группе в сравнении общих баллов ( на материале констатирующего и контрольных экспериментов).
Рис. 6. Динамика сформированности технических навыков и умений детей в контрольной группе ( на материале констатирующего и контрольных экспериментов).
Таким образом, эффективность проделанной работы подтверждена следующими результатами (таблица 4 и 5)
Таблица 4. Сравнительная таблица результатов данных констатирующего и контрольного экспериментов в экспериментальной группе ( в баллах).
Фамилия, имя ребенка | Средний результат констатирующего эксперимента | Средний результат контрольного эксперимента | Качественный уровень |
Бирюкова Елизавета | 2,0 | 2,7 | 0,7 |
Гаранина Полина | 1,7 | 2,3 | 0,6 |
Грачев Павел | 2,0 | 2,7 | 0,7 |
Егошкин Максим | 1,3 | 2,0 | 0,7 |
Калинина Наталья | 1,7 | 2,0 | 0,3 |
Максимов Кирилл | 1,0 | 1,7 | 0,7 |
Малина Арина | 1,7 | 2,3 | 0,6 |
Муранов Дмитрий | 1,0 | 2,0 | 1,0 |
Ноздряков Максим | 1,0 | 1,3 | 0,3 |
Потапкина Арина | 2,0 | 3,0 | 3,0 |
Черенков Павел | 1,7 | 2,3 | 0,6 |
Средний результат | 1,5 | 2,7 | 1,2 |
Таблица 5. Сравнительная таблица результатов данных констатирующего и контрольного экспериментов в экспериментальной группе ( в баллах).
Фамилия, имя ребенка | Средний результат констатирующего эксперимента | Средний результат контрольного эксперимента | Качественный уровень |
Волк Никита | 1,0 | 1,0 | 0 |
Гафурова Зарина | 2,0 | 2,0 | 0 |
Еремина Юлия | 1,0 | 1,3 | 0,3 |
Фамилия, имя ребенка | Средний результат констатирующего эксперимента | Средний результат контрольного эксперимента | Качественный уровень |
Климина Марина | 1,7 | 1,7 | 0 |
Матвеева Татьяна | 1,7 | 1,7 | 0 |
Назаров Кирилл | 1,3 | 1,3 | 0 |
Плохова Юлия | 2,0 | 2,0 | 0 |
Растягаева Алиса | 2,0 | 2,0 | 0 |
Хабибулин Максим | 1,3 | 1,3 | 0 |
Харитонова Алина | 2,0 | 2,0 | 0 |
Шикалова Полина | 1,7 | 2,0 | 0,3 |
Средний результат | 1,6 | 1,7 | 0,1 |
Рис. 7 Сравнительные показатели констатирующего и контрольного этапов эксперимента в контрольной и экспериментальной группах.
Как видно качественный уровень в экспериментальной группе составил 1,2 балла, а в контрольной 0,1 балл, что подтверждает эффективность и результативность проделанной работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дымковская глиняная игрушка - это чудо-ремесло. Работников дошкольных учреждений и воспитанников, всегда привлекали яркие, забавные игрушки, сделанные руками мастеров из села Дымково Кировской области. Изделия эти радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника. Дымковские игрушки просты, но своеобразны, наивны, но выразительны. Они дают возможность показать и фантазию ваятеля, и творчество художника-декоратора, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира. Дымковская игрушка вошла в наш быт, вписалась в интерьеры помещений, стала любимым подарком и сувениром, желанной гостьей выставок и экспозиций. Поэтому, было организовано и проведено исследование, направленное на выявление роли Дымковской игрушки на развитие творческих способностей старших дошкольников.
Структура исследования состоит из 2-х частей: теоретической и практической.
В ходе практической части нами были рассмотрены теоретические положения об особенностях творческих способностей детей дошкольного возраста, и об особенностях использования глиняной игрушки на занятиях по декоративной лепки.
Практическая часть работы состояла из: констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов. В процессе констатирующего эксперимента нами была проведена диагностика сформированности технических навыков и умений на занятиях лепкой у детей старшего дошкольного возраста. Был выявлен ряд отрицательных моментов, которые были устранены в ходе формирующего эксперимента.
На контрольном этапе исследования были обнаружены положительные изменения в формировании технических навыков и умений на занятиях по лепке детей подготовительной группы в экспериментальной группе.
Подводя итоги проведенной исследовательской работы, появилась необходимость в рекомендации для педагогов:
систематизировать дальнейшую работу по использованию народных игрушек не только на занятиях изодеятельности, но и в самостоятельной деятельности детей; чаще обращать внимание и оговаривать орнаменты рисунков народных промыслов, как на занятиях по изобразительной деятельности, так и в повседневной жизни.Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило сделать следующие выводы.
1. Изучив теоретические исследования по проблеме развития творческих способностей на занятиях по лепке, анализируя результаты проведенного эксперимента, можно с уверенностью говорить о необходимости ознакомления детей с дымковской народной игрушкой, которая способствует совершенствованию технических навыков и умений в процессе декоративной лепки.
2. Занятия по ознакомлению с дымковским народным промыслом не только формируют и совершенствуют у детей технические навыки и умения, но и развивают эстетически правильное отношение к предметам народного искусства.