В процессе основного этапа обучения (декабрь - март) нами решаются такие задачи, как воспитание умений детей последовательно и четко выполнять основные позиции и отдельные движения рук и ног (в том числе исполнение экзерсиса), развитие координации движений, формирование умений выполнять импровизационные движения под медленную плавную музыку, развитие умений исполнять элементы танца.
Реализуя первую задачу, мы предлагаем детям выполнять освоенные ими движения рук и ног в определенном ритме. Например, дети учатся попеременно касаться носком прямой ноги пола на счет 1,2,3, а на счет 4 принять основную позицию (данное упражнение выполняется с движением ноги вперед, в сторону, назад), чередовать подъем правой и левой ног, согнутых в колене, а также подъем прямой ноги в разных направлениях. На занятиях мы стараемся использовать возможности образных представлений детей при выполнении ими тех или иных движений. К примеру, воспитывая умение выполнять движения обеих рук, образующих овал, предлагаем детям представить, что их руки "держат большой шар"; обучая детей поочередному движению рук в указанной позиции, просим детей показать, "как одна рука догоняет другую".
Однако гораздо шире образность движений используется нами при включении в занятия небольших импровизаций, которые выполняются с музыкальным сопровождением. Дети с радостью импровизируют на такие темы, как "Цветы", "Капли дождя", "Бабочки", "Листья", "Жучки", "Животные", "Водопад", "Утреннее пробуждение" и другое.
Применение на занятиях импровизационных движений способствует развитию понимания обращенной речи у детей с недоразвитием речи, а также обогащению их импрессивной речи.
Воспитывая координацию движений у детей, мы обучаем детей выполнять попеременные движения рук и ног на месте и с продвижением в сторону, вперед. При этом нами используются такие упражнения, как "Ползаем, как змеи", "Ходим, как волки" и др. Развивая чувство ритма и координацию движений, мы предлагаем детям делать хлопки в различных сочетаниях с полуприседаниями или другими движениями (например, 4 хлопка - 4 полуприседания, 3 хлопка - 3 полуприседания, далее соответственно 2 - 2, 1 - 1, снова 4 - 4 и т.д.).
При обучении детей элементам танца нами используются отдельные движения русского танца (переступание ног, чередование касания правой и левой ногой пола, одновременные и попеременные движения округленных рук и т.п. - "ковырялочка", "хоровод" и др.), молдавского танца (выполнение притопывания, подскоков с продвижением вперед, "веревочка" и др.). Танец может носить не только национальный характер, но и быть импровизационным. Например, в танцевальной композиции "Веселый поезд" дети, показывая движение "поезда", выполняют перекатывание с носка на пятку; "прощаясь с мамой", делают соответствующие взмахи правой и левой рукой и т.п.
Процесс релаксации в ходе данного этапа, помимо упражнений, используемых в начале обучения, включает задания, стимулирующие к активизации представлений, впечатлений детей о том, что происходило с ними раньше. Например, педагог предлагает детям вспомнить себя, когда им было очень хорошо рядом с мамой, бабушкой, в других подобных ситуациях. После занятия детям (с учетом их возросших речевых возможностей) может быть предложено рассказать о том, что они представляли.
Заключительный этап обучения посвящается нами совершенствованию движений детей при выполнении движений экзерсиса, воспитанию у детей умения выполнять более сложные движения и импровизации. Отметим, что на занятиях данного этапа также усложняется ритм и в целом характер музыкального сопровождения. Возросшие умения детей позволяют нам использовать на данном этапе такие сложные композиции, как "Букет" цветов", "Осенние листья" "Пляска огня" и др. На данном этапе возможно более широкое использование речи детей в процессе или после выполнения тех или иных заданий. Так, например, ребенок после исполнения той или иной импровизации может рассказать о своей роли: "Я лист дуба. Дуб - крепкое могучее дерево. Лист дуба плотный, с волнистыми краями. Осенью он становится желтым"; "У меня красивый букет. Я собрала этот букет из больших белых ромашек" и т.д.
Процесс релаксации на данном этапе, помимо используемых ранее расслабляющих упражнений, включает задания, способствующие развитию образности движений детей (дети "превращаются" в "птиц", "стрекоз", которые "летают, плавно взмахивая крыльями" и т.п.).
В качестве примера в Приложении к дипломной работе приведен план-конспект одного из занятий основного этапа обучения.
Предлагаемые ниже методические разработки могут применяться в качестве отдельных фрагментов подгрупповых и фронтальных логопедических занятий, а также как физкультминутки или часть специальных занятий по пластико-ритмической гимнастике.
Задание 1. "Осенние листья" (физкультминутка на логопедическом занятии по теме "Осень").
Музыкальное сопровождение: музыка Г. Свиридова "Времена года".
Ход выполнения задания. Дети кружатся, как листья, они выполняют движения "взлет" вверх и "падение" на землю. Педагог объясняет, как выполнить кружение легко, свободно. Кружась, дети говорят, с какого дерева листья: "Мы - березовые листья (кленовые, дубовые, липовые; золотые листья каштана, багряные листья клена и т.п.; мы легкие, быстрые, золотистые от солнца)".
Задание 2. "Вальс осенних листьев" (часть занятия по пластико-ритмической гимнастике).
Музыкальное сопровождение: музыка Г. Свиридова "Времена года".
Ход выполнения задания.
Вальсирование по кругу с букетами из листьев. Легкие движения на носках к центру. "Букет раскрылся" (дети с листьями прогибаются назад).
"Маленькие разноцветные букеты" ("букет распадается" на маленькие разноцветные "букеты", дети кружатся в ритме вальса - "лодочка", меняя направление).
"Налетает ветер" (музыка из спокойной становится волнующей). "Листья" кружатся хаотично, "взлетают" вверх (мимика лица - испуг, волнение) и "падают" (дети располагаются на ковре, закрываются листьями).
Мизансцена: "золотой ковер из листьев" (дети не двигаются). Появляется ребенок в "золотой" одежде с дудочкой (музыка легкая, спокойная, светлая). "Листья оживают" (дети как бы просыпаются после долгого сна, продолжается вальс. И только после появления ребенка в белой одежде ("зима") - листья "засыпают".
Задание 3. "У ручья" (физкультминутка; часть занятия по пластико-ритмической гимнастике).
Музыкальное сопровождение: характер музыки должен отражать "течение струй воды в ручье".
Ход выполнения задания. Дети под руководством педагога "играют" с воображаемой водой. Сначала дети "пробуют" воду пальцами ног. Затем дети приседают у источника, трогают воду руками. Дети зачерпывают воду в пригоршни и умывают лицо, шею. Дети начинают брызгаться (озорное выражение лиц и лукавые взгляды друг на друга).
"Фонтаны". Дети изображают фонтаны из брызг (характер музыки соответственно изменяется), веселье (отражается только мимикой).
Задание 4. "У костра" (часть занятия по пластико-ритмической гимнастике).
Музыкальное сопровождение: "Пляска огня".
Ход выполнения задания.
1. Под руководством педагога дети должны услышать в музыке шум деревьев, треск сучьев в огне. Сначала дети сидят в кругу, ежась от холода. Вокруг "темно", на лицах "испуг".
2. Далее дети изображают языки пламени (пальцы двигаются ритмично вверх-вниз, кисти рук "легкие, живые").
3. Становится теплее. Лица "разгладились, потеплели", исчезает "страх" перед темнотой, лесом.
4. Движения детей становятся быстрее, они изображают "языки пламени" (дети разбегаются из круга и вновь возвращаются, кружатся в быстром темпе, делают "всплеск" руками вверх-вниз, собираются в кругу плотно, их руки, пальцы находятся в движении).
5. "Танец огня".
6. "Дождь". Вдруг по листьям "забарабанил" дождь. "Язычки пламени умирают (гаснут)" (медленная пантомима: сначала "умирает" - "ломается" кисть, затем рука сгибается в локте, опускается плечо, сгибается туловище, ребенок медленно, плавно "падает на землю" - опускается на пол).
Задание 5. "Домашние и дикие животные" (может быть использовано как часть логопедического занятия).
Ход выполнения задания. Логопед (одета в костюм "волшебницы") загадывает загадки о домашних животных, дети отгадывают и получают шапочки с изображениями животных.
Затем логопед дотрагивается до шапочки каждого ребенка и говорит: "Я превращу вас в разных животных. Мы отправимся в сказочную страну. Там все оживает, звери могут говорить человеческими голосами. Но передвигаются они как животные". Звучит веселая музыка. Все "животные" отправляются за волшебницей.
Во время прогулки каждый из детей изображает соответствующее животное.
Далее логопед сообщает: "Перед нами волшебная поляна. Пройти ее может тот, кто красиво расскажет о себе" (при необходимости логопед предлагает план ответа).
Примерные ответы детей: Я конь, домашнее животное. Живу рядом с человеком. У меня черная жесткая грива и хвост, гладкая шкура, сильные ноги. Я жую сено. У меня есть детеныш - жеребенок. Я сплю стоя в конюшне.
Далее "конь" "бьет копытом о землю", кричит "иго-го... ", бегает.
Если ребенок ошибается, звучит колокольчик (звонит логопед), другие дети помогают ему.
Наш опыт показывает, что включение элементов пластико-ритмической гимнастики в коррекционный процесс в дошкольных группах для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи способствует повышению его эффективности.