Смекни!
smekni.com

Использование игровых методик в коррекционной развивающей работе учителя в начальных классах (стр. 10 из 11)

Заключение

Игра позволяет не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает донести учителю до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при коррекционно-развивающей работе учителя с детьми младшего школьно возраста.

Игра может быть использована как на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся.

Игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она стимулирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно представляют значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Таким образом, игра - это игра только для ребёнка. Для взрослого она - способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель дидактических игр - облегчить переход к учёбе.

Дидактические игры очень хорошо уживаются с “серьёзным” учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Мы не считаем, что использование игровых ситуаций на уроке даёт возможность учащимся овладеть знаниями “легко и счастливо”, лёгких путей в науке нет. Но считаем необходимым использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство детей испытали и осознали прилагательные стороны занятий, её возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей.

Безусловно, исследуемая проблема имеет дальнейшие перспективы для изучения. Однако бережное отношение к тому, что создано педагогами прошлых времён, мы должны сохранить, чтобы не пришлось начинать всё сначала. В педагогике разумная доля консерватизма ценнее огульного радикализма.

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М., 1997.

2. Амонашвили Ш.А. В школу – с шести лет. - М., 1986.

3. Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. - М., 1974.

4. Дышинский Е.А. Игротека математического кружка. – М.: Просвещение, 1972.

5. Жикалкина Т.К. Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах. - М., 1996.

6. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. – М., 1988.

7. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т.1. – М., 1983.

8. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

9. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн.2. - М.: ВЛАДОС, 1995.

10. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М., 1996.

11. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении. - М.: Просвещение, 1992.

12. Попова В.И. Игра помогает учиться // Начальная школа. - №2. – 1987.

13. Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр / Под ред. Акшиной А., Акшиной Т., Жарковой Т. - М., 1990.

14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т.1. - М.: Педагогика, 1989.

15. Степанов О.А., Вайнер М.Э., Чутко Н.Я. Методика игры с коррекционно – развивающими технологиями / Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Академия, 2003.

16. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М., 1985.

17. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1978.

18. Яковлева И.М. Индивидуальный подход к учащимся как одно из условий эффективности учебного процесса в общеобразовательной школе (на примере дидактической игры при обучении иностранному языку): Автореф. дис. канд. пед. наук. – Курган, 2000.

Приложение 1

Тест Керна-Йерасека

Задание 1.Рисунок мужской фигуры.

1 балл – нарисованная фигура должна иметь голову, туловище, конечности. Голова с туловищем соединена посредством шеи, по размерам голова не превышает туловища. На голове имеются волосы (или их закрывает шапка и т.д.), имеются уши, на лице – глаза, нос и рот. Руки закончены кистью с пятью пальцами. Ноги внизу загнуты. Изображена мужская одежда. Фигура нарисована с использованием так называемого синтетического способа, т.е. фигура рисуется сразу как единое целое (можно обвести контуром, не отрывая карандаш от бумаги). Ноги и руки как бы «растут» из туловища.

2 балла – выполняются все требования, как на 1 балл, кроме синтетического способа изображения. Три отсутствующие части (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица) могут быть исключены из требований, если это уравновешивается синтетическим способом изображения.

3 балла - рисунок должен иметь голову, туловище, конечности, руки или ноги нарисованы двойной линией. Допускается отсутствие шеи, ушей, волос, одежды, пальцев, ступней.

4 балла – примитивный рисунок с туловищем. Конечности выражены лишь простыми линиями (достаточно одной пары конечностей).

5 баллов – за отсутствие ясного изображения туловища (голова и ноги или преобладание головоногого изображения) или обеих пар конечностей.

Информативной может быть и абсолютная величина фигур: дети. Склонные к доминированию, уверенные в себе, рисуют фигуры больших размеров; маленькие фигуры человека связаны с тревожностью, неуверенностью, чувством небезопасности.

Если дети старше 5 – летнего возраста пропускают какие – то части лица (глаза, рот), это может указывать на серьезные нарушения в сфере общения, отгороженность, аутизм.

(!) Самостоятельного диагностического значения данный тест не имеет, т.е. ограничиваться в обследовании ребенка данной методикой недопустимо: он может составлять только часть такого обследования.

Задание 2.Подражание письменным буквам.

1 балл – подражание совершенно удовлетворительное написанному образцу. Буквы не достигают двойной величины образца. Начальная буква имеет явно заметную высоту большой буквы. Переписанное слово не отклоняется от горизонтальной линии более чем на 30 градусов.

2 балла – образец скопирован разборчиво. Размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитывается.

3 балла – явная разбивка надписи на части. Можно понять хотя бы 4 буквы образца.

4 балла – с образцом совпадают хотя бы 2 буквы. Копия создает строку надписи.

5 баллов – каракули.

Задание 3.Срисовывание группы точек.

1 балл – почти совершенное подражание образцу. Допускается очень небольшое отклонение одной точки из ряда или из столбца. Уменьшение рисунка допустимо, увеличения не должно быть.

2 балла – количество и расположение точек должно отвечать образцу. Можно допустить отклонение даже трех точек на половину ширины промежутка между рядами и столбцами.

3 балла – целое изображение по своему контуру похоже на образец. По высоте и ширине оно не превосходит его больше, чем в два раза. Точки не должны быть в правильном количестве, но их не должно быть больше 20 и меньше 7. допускается любой поворот, даже на 180 градусов.

4 балла – рисунок по своему контуру уже не похож на образец, но еще состоит из точек. Величина рисунка и количество точек не имеют значение. Другие формы не допускаются.

5 баллов – черкание.

Опросник ориентировочного теста школьной зрелости Я. Йерасека

1. какое животное больше – лошадь или собака?

Лошадь = 0 баллов, неправильный ответ = - 5 баллов.

2. утром вы завтракаете, а днем …

обедаем. Мы едим суп, мясо = 0 баллов. Ужинаем, спим, и другие ошибочные ответы = - 3 балла.

3. днем светло, а ночью …

темно = 0 баллов, неправильный ответ = - 4 балла.

4. небо голубое, а трава…

зеленая = 0 баллов, неправильный ответ = - 4 балла.

5. черешни, сливы, груши, яблоки – это…?

Фрукты = 1 балл. Неправильный ответ = - 1 балл.

6. почему раньше, чем пройдет поезд вдоль пути, опускается шлагбаум?

Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем. Чтобы никто не попал под поезд (и т.д.) = 0 баллов, неправильный ответ = - 1 балл.

7. что такое Москва, Ростов, Киев?

Города = 1 балл. Станции = 0 баллов. Неправильный ответ= - 1 балл.

8. который час показывают часы (показать на часах)?

Хорошо показано = 4 балла. Показаны только четверть, целый час, четверть и час правильно = 3 балла. Не знает часов = 0 баллов.

9. маленькая корова – это теленок, маленькая собака – это…, маленькая овечка – это…?

Щенок, ягненок = 4 балла, только один ответ из двух = 0 баллов. неправильный ответ = - 1 балл.

10. собака больше похожа на курицу или на кошку? Чем похожа, что у них одинаково?

На кошку, потому что у них 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0 баллов.

На кошку (без приведения знаков подобия) = - 1 балл.

На курицу = - 3 балла.

11. почему во всех автомобилях тормоза?