Смекни!
smekni.com

Коррекция духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения (стр. 10 из 12)

– формирование культуры мира и межличностных отношений;

– формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного мировоззрения, развития культуры межэтнических отношений и др. [30; 50].

Таким образом, исходя из поставленных задач, каждый учитель определяет основные направления работы с детьми на основе их социальных, этнических, культурных традиций. Когда же определена стратегия воспитания, тактика определяется учителем, школой. Какие формы, приемы использовать в организации воспитания, какое содержание вкладывать – все это личный выбор учителя.

Важно помнить: чтобы сформировать духовные, нравственные, моральные нормы поведения у школьников, общечеловеческие ценности и положительные черты характера, рядом с детьми должны быть взрослые, которые подошли бы к решению данной проблеме со всей серьезностью и ответственностью. Дети должны видеть проявление лучших черт, этических ценностей в повседневном общении с учителями, видеть в них личностей, носителей высоких нравственных и духовных принципов.

Задачи повседневной важности для всех педагогов, воспитателей – нравственное воспитание молодого поколения. И одним из основополагающих педагогических принципов в системе воспитания детей является принцип духовности. Нужно учить детей гуманистическим способам освоения мира. Очеловечить процесс познания, поставить ученика в центр учебно-воспитательного процесса. Новой парадигмой образования следует считать личностно—ориентированный и индивидуальный подход [62, 3-5].

И.В. Павлов считает, что нормы, принципы и моральные идеалы выступают по отношению к людям, как предписание поведения. Руководство к действию. Однако отношение к ним у разных людей бывает разное. Одни воспринимают их как внешнюю, чуждую им силу приказа, другие следуют им добровольно, по убеждению, борются за их утверждение, рассматривая как цель и дело своей жизни [44].

Разные отношения людей к одним и тем же принципам, нормам поведения. Принятым в обществе, объясняется уровнем развития нравственного сознания школьника. Чтобы формирование нравственных качеств шло успешно, педагогу следует соблюдать ряд условий. Прежде всего, он должен проводить воспитательную работу, начатую на уроке, и во внеклассной работе, где продолжается приобретение учащимися знаний о нравственном поведении. Для этого используются различные формы нравственного просвещения: лекции, беседы, диспуты, рассказы, обсуждения книг и др., на которых обсуждаются различные вопросы.

Важно, чтобы нравственное воспитание не превращалось в сухие, надоедливые нравоучения, типа «… должен», «… обязан» и т.п., которые не имеют ничего общего с формами убеждения школьника. Нужно пробуждать у школьников высокую активность, вызывать оживленный обмен мнениями, заставлять их самих задумываться над вопросами морали. Выводы о нормах морали, о том или ином поступке школьники должны сделать сами, но под направляющим воздействием учителя.

Необходима правильная организация жизни и деятельности школьников, приобретение ими положительно опыта нравственного поведения. Знания сами по себе не обеспечивают соответствующего морального поведения, более того, как подчеркивают психологи, усвоение знаний без практики соответствующего морального поведения приводят к возникновению нравственного формализма, выражающегося в разрыве и знаниях норм морали. Организация системы воспитательных мероприятий должна ставить школьников в такие условия, чтобы их практическая деятельность соответствовала усваиваемым принципам поведения, чтобы они приучались претворять свои взгляды и убеждения в поступки.

Также важно выработать у школьников социальную потребность нравственного поведения. Правильные формы поведения сами по себе еще не решают, Какие качества личности сформируются у учащегося. Одна и та же форма поведения, имея разные цели поступка, может выражать самые различные и противоположные качества личности, поэтому учитель должен знать, какие цели и связанные с ними мотивы побуждают школьника к той или иной форме поведения. Важно формировать у школьников нравственные побуждения и закреплять их как черты личности, чтобы они могли проявляться в различных ситуациях [25, 126-128].

Большую роль в данной работе играет умение учителя, преподнося материал, способствовать эмоциональному отклику детей. «Ни одна форма поведения, – писал Л.С. Выгодский, – не является столь крепкой, Как связанная с эмоциями». Поэтому если вы хотите вызвать у ученика нужные вам формы поведения, всегда позаботьтесь о том, чтобы эти реакции оставляли эмоциональный след в ученике. Ни одна моральная проповедь так не воспитывает, как живое чувство, и в этом смысле аппарат эмоций является как бы специально приспособленным и тонким орудием, через которое легче всего влиять на поведение [44, 44].

Большую роль в формировании правильных нравственных оценок, суждений, понятий, убеждений при внесении теории морали в сознание школьников играют методы воздействия на воспитуемых, осуществляемые через живое слово и личный пример педагога, который тесно взаимодействует с другими методами воспитания. Вся работа непременно проводится с учетом целей и задач воспитания, сложившейся в классе ситуации, возрастных и индивидуальных особенностей детей, структуры дефекта зрения.

Работа в учреждениях III – IV вида по коррекции духовно-нравственных качеств должна учитывать и специфические задачи, вытекающие из особенностей структуры дефекта зрения и выявленных нами в ходе исследования особенностей формирования духовно-нравственных качеств у детей с нарушениями зрения.

Рекомендации для учителей младших классов, работающих в учреждении IV вида:

1. Поскольку у слабовидящих детей обнаружилась несформированность представлений об основных нравственных категориях, необходимо проводить дополнительные занятия, направленные на освещение сущности этих понятий (Приложение 1).

2. Позиция слабовидящих детей на промежуточном уровне между нормой и слепотой негативно влияет на их развитие. Нежелание считать себя ущербными, неосознанность своего дефекта приводит их к мнению об отсутствии для себя необходимости много трудиться, чтобы быть на уровне с нормально видящими детьми. В то же время они осознают свою особенность и требуют к себе соответствующего отношения (заниженных требований) и повышенного внимания. Поэтому для нормализации развития таких детей, по нашему мнению, необходимо повышать их уровень осознанности путем интеграции в общество нормально видящих детей. Для этого можно проводить различные виды соревнований и олимпиад, успешное участие в которых не зависит от зрения. При этом состязаться необходимо со зрячими детьми, чтобы слабовидящие ребята могли усвоить, что они действительно могут быть на уровне с нормой, но для этого требуется упорство и высокие требования к себе.

Рекомендации для учителей младших классов, работающих в учреждении III вида:

1. Главной особенностью духовно-нравственного развития слепых детей является сильная вербализация нравственных категорий. Они понимают суть понятий и могут привести подходящие примеры, но многие из примеров оказываются несуразными и даже казусными за счет того, что они не связаны с личным опытом ребенка. В связи с этим необходимо вовлечение слепых детей в такие виды деятельности, в которых они будут испытывать на себе нравственные поступки окружающих и сами принимать участие в реализации таких поступков. Для этого можно создать в классе живой уголок и завести график дежурства в нем или организовать занятия по знакомству с домашними животными и способами ухода за ними. Проявить заботу о своих одноклассниках и почувствовать такую же заботу на себе дети могут во время игры «Тайный друг» (Приложение 2)

2. Присущие слепым детям скромность, закомплексованность, неуверенность в своих силах, мнение о том, что без чужой помощи ничего невозможно добиться является еще одной важной особенностью таких детей, которую необходимо преодолевать для их дальнейшего гармоничного духовно-нравственного развития. Предлагаем применять самые разнообразные педагогические методы, описанные выше, в ходе которых прививаются следующие принципы: «другой не значит хуже», «ищите свои сильные стороны и пользуйтесь ими», «безвыходных ситуаций не бывает», «всего можно добиться, если трудиться и не сдаваться» и т.д. В приложении 2 описаны подходящие, на наш взгляд, для этого сказки «Две лягушки», «Заяц и Черепаха». Кроме того, полезно организовывать беседы о слепых людях, добившихся успеха, рассказывать о достижениях учеников их школы, приглашать выпускников школы на занятия и т.д.

3. Наблюдаемая у слепых эгоцентричность, их зациклинность на самом себе, уверенность в том, что окружающие зрячие должны им во всём помогать, но никто, кроме самых близких, этого не делает, разрушает общее, в целом неплохое впечатление об их нравственном состоянии. При этом слепые дети могут и не задумываться о том, что они сами могут и должны оказывать помощь окружающим, как слепым, так и зрячим, а особенно необходимо помогать маме (Приложение 2).

4. Говоря о слепых детях, хотелось бы особо обратить внимание на мнение Щербины Л.М. о том, что печальная участь слепых обусловлена не физической слепотой самой по себе, которая не есть трагедия. Слепота есть только предлог и повод для возникновения трагедий. «Причитания и вздохи, — говорит Щербина, — сопровождают слепого в течение всей его жизни; таким образом, медленно, но верно совершается огромная разрушительная работа". Вот почему совершенно правильно педагогическая гигиена предписывает обращаться со слепым ребенком так же, как если бы он был зрячим, заставлять его играть со зрячими детьми, никогда не выражать в его присутствии жалости к нему из-за его слепоты и т. д. Тогда слепота переживается самими слепыми как "ряд мелких не удобств", по выражению Щербины. И многие слепые подпишутся под его заявлением: "При всем этом в моей жизни для меня есть своеобразная прелесть, отказаться от которой, думаю, я не согласился бы ни за какие личные блага» [66, 35-39].