Смекни!
smekni.com

Коррекция духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения (стр. 9 из 12)

Результаты анкетирования слепых детей

Понятие Фамилия Добро Зло Мудрость Мужество Умеренность Справедли-вость Счастье Дружба Милосердие Долг Вина Количество у ребенка ответов первого уровня(кол-во / %) Количество у ребенка ответов второго уровня(кол-во / %) Количество у ребенка ответов третьего уровня(кол-во / %)
Рахимова + + + + 0 + + + + - + 9 82 1 9 1 9
Парховенко + + + + + + + + + + + 11 100 0 0 0 0
Романов + + + + - + + + + - + 9 82 2 18 0 0
Количество ответов первого уровня (кол-во / %) 3 3 3 3 1 3 3 3 3 1 3
100 100 100 100 33 100 100 100 100 33 100
Количество ответов второго уровня (кол-во / %) 0 0 0 0 1 0 0 0 0 2 0
0 0 0 0 33 0 0 0 0 67 0
Количество ответов третьего уровня (кол-во / %) 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0
0 0 0 0 33 0 0 0 0 0 0

Таблица 4.

Сравнение результатов анкетирования детей различных групп по каждому из понятий

РезультатыПонятие Ответы высокого уровня Ответы среднего уровня Ответы низкого уровня
Зрячие дети Слабови-дящие дети Слепые дети Среднее по всем группам Зрячие дети Слабови-дящие дети Слепые дети Среднее по всем группам Зрячие дети Слабови-дящие дети Слепые дети Среднее по всем группам
Добро 73 36 100 70 27 64 0 30 0 0 0 0
Зло 82 64 100 82 18 36 0 18 0 0 0 0
Мудрость 45 36 100 60 45 55 0 33 9 0 9 6
Мужество 64 73 100 79 27 18 0 15 9 0 9 6
Умеренность 9 55 33 32 0 36 33 23 91 33 9 44
Справедливость 82 73 100 85 9 18 0 9 9 0 9 6
Счастье 82 82 100 88 18 18 0 12 0 0 0 0
Дружба 91 45 100 79 9 45 0 18 0 0 9 3
Милосердие 82 45 100 76 0 45 0 15 18 0 9 9
Долг 27 18 33 26 64 82 0 49 9 67 0 25
Вина 73 45 100 73 9 36 0 15 18 0 18 12


Таблица 5.

Сравнение средних показателей для различных групп детей

РезультатыГруппа детей Ответы первого уровня Ответы второго уровня Ответы третьего уровня
Зрячие дети 65 20 15
Слабовидящие дети 52 41 7
Слепые дети 88 9 3

У детей с нормальным зрением наблюдается сильный разброс в уровнях ответов – от абсолютного непонимания и неумения выразись свою мысль («Добро – это утро, день»), до вполне осознанных, грамотно сформулированных ответов («Добро – это хорошее качество человека, когда люди помогают друг другу»).

Уровень духовно-нравственного развития слабовидящих детей можно охарактеризовать следующим образом:

1. Несформированность даже основных нравственных категорий, обязательных для младшего школьного возраста, таких как «дружба», «добро», «мудрость» и др. Причем чаще их представления не просто искажены, а отсутствуют совсем.

2. Большое количество циклов в определениях понятий («Добро – это когда человек добрый», «мудрость – это когда человек мудрый», «Милосердие – это милое сердце») указывает на поверхностное восприятие, нежелание вникнуть в суть, на низкий уровень претензий к своей личности, к самовыражению.

3. Неумение сформулировать собственные мысли («Добро – это уважает других людей»)

4. В определениях нет четкости, в большинстве ответов качества и чувства заменены объектом или действием («Зло – это, например злые ковбои бьют лошадей», «Милосердие – это когда кролик или кто-то другой милосерден», «Справедливость – это человек который справедливый»)

5. Низкий уровень осознанности, который проявляется как в некорректных ответах, так и в завышенной самооценке, в неадекватных представлениях о собственных возможностях и способностях.

В ответах слепых детей также можно выделить ряд особенностей:

1. Явное проявление вербализации. Большинство примеров, приводимых слепыми детьми, взяты не из собственного опыта, а из книг, рассказов взрослых, часто используются крылатые выражения («Счастье – это когда кончилась война», «Зло – это когда шел человек, увидел быка, подошел и оборвал рога»)

2. Несмотря на сильную вербализацию, наблюдается большая осознанность в понимании нравственных категорий, чем у слабовидящих и даже зрячих детей, что выражается в большом количестве корректных примеров, в попытках анализа и установления связей между предложенными категориями («Добро – противоположность злу», «Вина – осознание своей неправоты»).

3. Грамотная формулировка ответов («Добро – качество человека …», «Вина – чувство человека …»)

4. В отличие от слабовидящих, отвечая на предложенные вопросы, слепые дети ведут себя очень скромно и неуверенно

5. Свои ответы дети сопровождали комментариями, которые позволяют утверждать, что, несмотря на достаточно высокий уровень развития, как в нравственном, так и в интеллектуальном отношении, слепые дети проявляют негативные эмоциональные настроения (страх перед неизвестным; утверждения, что все положительные качества не присущи зрячим людям, кроме мамы; и поэтому невозможно достигнуть желаемого в будущем), что, в свою очередь также оказывает влияние на дальнейшее формирование духовно-нравственных качеств этих детей.

Таким образом, результаты проведенного нами исследования подтверждают идеи Литвака А.Г. и др. о независимости духовно-нравственного развития от времени возникновения и глубины патологии зрения.

Выявленные особенности духовно-нравственного развития детей с различными нарушениями зрения, по сравнению с нормально видящими детьми, позволяют сформулировать ряд методических рекомендаций для учителей начальных классов по дальнейшему развитию и коррекции нравственных качеств у таких детей.

2.3 Рекомендации для учителей начальных классов по развитию духовно-нравственных качеств младших школьников с нарушениями зрения

Поскольку проведенное нами исследование показало независимость формирования духовно-нравственных качеств от дефекта зрения, в работе со слабовидящими и слепыми детьми, педагогам необходимо руководствоваться, прежде всего, общими задачами нравственного воспитания, сформулированными в национальной доктрине образования РФ, которая призвана обеспечить:

– историческую преемственность поколений, сохранения, распространения и развития национальных культур, воспитания бережного отношения к историческому наследию народов России;

– воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;