Смекни!
smekni.com

Коррекция духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения (стр. 1 из 12)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик

«Коррекция духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения»

Выпускная квалификационная работа

Выполнила:

студентка дневного отделения группа 544

Ляшенко Дарья

Николаевна

Научный руководитель:

к.п.н., доцент кафедры СПП и ПМ Васильева В.С.

Квалификационная работа допущена к защите

Зав. кафедрой специальной педагогики,

психологии и предметных методик

к.п.н., доцент Дружинина Л.А.

«___» ____________ 2009 г.

Челябинск 2009

Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Теоретические вопросы проявления нарушений духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения. 6

1.1 Определение понятия «духовно-нравственные качества». 6

1.2 Особенности духовно-нравственного развития детей младшего школьного возраста. 14

1.3 Клинико-психолого-педагогическая характеристика младших школьников с нарушениями зрения. 20

1.4 Теоретические вопросы психолого-педагогической коррекции духовно-нравственных качеству детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения 31

Выводы по первой главе. 38

Глава 2. Экспериментальная работа по выявлению духовно-нравственных качеств младших школьников с нарушениями зрения. 40

2.1 Метод исследования. 40

2.2 Изучение состояния духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста. 43

2.3 Рекомендации для учителей начальных классов по развитию духовно-нравственных качеств младших школьников с нарушениями зрения. 52

Выводы по второй главе. 58

Заключение. 61

Список литературы. 64

Введение

Проблема нравственного воспитания с древних времен заботит человечество, поэтому перед освещением актуальности данной квалификационной работы хотелось бы привести несколько цитат.

Древнеримский философ Сенека говорил: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первых трудно научиться последним».

Немецкий педагог И. Герберт писал: «Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове: нравственность».

К.Д. Ушинский в статье «О нравственном элементе воспитания» писал: «Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесет пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания … могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и совершенно убежден, что будь Павел Иванович Чичиков посвящен во все тайны органической химии или политической экономии. Он останется тем же, весьма вредным для общества пронырой».

А.Я. Каменский писал: «Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает».

Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования.

Среди детей с нарушениями зрения приходится особое внимание обращать на нравственное воспитание, проводить работу по нравственному перевоспитанию чаще, чем среди зрячих детей. Дети с нарушениями зрения в состоянии усвоить основные понятия этики и нормы поведения, но практическое овладение этими нормами для них затруднено, что объясняется ограничением наблюдения за поведением людей в различных ситуациях, трудностями в подражании их действиям, формировании навыков культурного самообслуживания, сужением круга общения по сравнению с нормально видящими сверстниками. В результате чрезмерной опеки со стороны окружающих или отсутствия внимания, формируются отрицательные моральные стороны характера (эгоцентричность, эгоизм, отсутствие чувства долга и товарищества, равнодушие к окружающим, душевная черствость). Осознание себя инвалидом формирует у ребенка неадекватные требования к обществу, школе и семье. Направленные на удовлетворении иногда эгоистических претензий, без глубокого осознания заботы и ответного внимания к другим. Вследствие этого перед семьей и школой встают задачи, предусматривающие нахождение путей преодоления у детей с дефектом зрения отрицательных личностных черт.

Проблемой духовно-нравственного воспитания нормально видящих детей занимались Н.П. Шитякова, В.А. Сухомлинский, Р.Л. Лившиц, С.Л. Франк, Н.Г. Дмитриева, В.В. Знаков и многие другие [3; 12; 14; 21; 26; 27; 39; 52; 57; 63; 64; 67]. Исследований, посвященных разработке принципов нравственного воспитания младших школьников с нарушениями зрения, очень мало. Эти вопросы в своих работах задевают А.Г. Литвак, Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева, Л.С. Выгодский, В.П. Ермаков [15; 16; 22; 35; 47; 56].

Таким образом, актуальность темы настоящей работы определяется важностью развития духовно-нравственного воспитания школьников в целом и отсутствием достаточного количества исследований этих вопросов в сфере работы с детьми с нарушениями зрения.

Объект исследования – духовно-нравственные качества младших школьников с нарушениями зрения.

Предмет исследования – особенности духовно-нравственных качеств младших школьников с нарушениями зрения.

Цель исследования – определить содержание коррекционной работы, способствующей преодолению нарушений духовно-нравственных качеств младших школьников с нарушениями зрения.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи

1. Изучить состояние проблемы специфики духовно-нравственного развития младших школьников с нарушениями зрения в педагогических, психологических и медицинских исследованиях.

2. Подобрать методики изучения духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста и адоптировать их для детей с нарушениями зрения.

3. Показать возможности определения содержания коррекционной работы, способствующей коррекции духовно-нравственных качеств детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения.

Методы исследования:

1. Теоретические – поиск, изучение и анализ философской, психологической, педагогической и медицинской литературы по теме исследования;

2. Эмпирические – педагогическое наблюдение, устный опрос, обобщение опыта работы.

Практическая база исследования:

1. МОУ СОШ №39 г. Челябинска

2. Школа-детский сад №440 комбинированного вида г. Челябинска

3. МСКОУ III-IV вида №127 г. Челябинска

Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Глава 1. Теоретические вопросы проявления нарушений духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения

1.1 Определение понятия «духовно-нравственные качества»

Для того чтобы определить, что такое «духовно-нравственные качества», необходимо проанализировать понятия: «Духовность», «Нравственность» и «Качество».

В истории философии содержание духовности определяется как «человеческое в человеке», « то, что отличает человека, что присуще только ему». Духовность означает переживаемую и осознаваемую причастность к человеческой общности, приобщение к родовой сущности человека.

В традиционном философском понимании духовность включает в себя три начала – познавательное, нравственное, эстетическое. Сердцевиной духовности является нравственность.

В психологической науке духовность рассматривается как высшая подструктура человека, регулирующая его поведение, деятельность и взаимоотношений с другими людьми, важнейшими психологическими характеристиками которой являются: ценности и ценностные ориентации, ответственность за свои поступки, нравственные свойства и мотивы поведения.

В филосовско-психологической литературе духовное начало человека связывают с общественным и творческим созидательным характером его жизнедеятельности, с включением человека в мир культуры.

В 1989 году в словарь по этике включена статья о духовности, в которой подчёркивается, что духовность – специфическое человеческое качество, характеризующее мотивацию и смысл поведения личности, это позиция целостного сознания. Она характеризуется бескорыстностью, свободой, эмоциональностью. Духовность как действенное проявление человеческого духа несводима ни к «психическому» - высокому свойству высокоорганизованных, наделённых мозгом биологических систем, ни к «интеллектуальному» - познавательному механизму психики [55, 87].

Р.Л. Лившиц делает выводы о том, что духовность — это такая жизненная позиция личности в мире, в которой реализуется её внутренняя свобода и творческое начало. Открытость личности навстречу миру — такова сущность духовности.

«Духовность есть такая смысложизненная позиция личности в мире, которой человек открывает себя миру, а также другому человеку как единственному носителю родовой человеческой сущности. Духовность заключена в устремлении к социально-позитивным гуманистическим ценностям, в ней происходит развитие родовой сущности человека [34, 49].

С.Л. Франк [61] трактует духовность как некую надындивидуальную реальность, в которой пребывает каждый (православный) христианин.

Представляет интерес точка зрения В.В. Знакова, который говорит о том, что «духовные состояния противостоят материальной природе человека и мира: к вершинам духовного бытия субъект поднимается в редкие моменты интеллектуальных озарений и разрешения нравственно трудных этических конфликтов» [23, 110].