——————————
¹ Гильманов С. Творческая индивидуальность педагога //Школьная практика. – 2004. - №1. – С. 201
² Там же, стр. 201
самые простые педагогические операции учитель также встречается в практике.
Итак, индивидуальность и культура профессионализма — две «равновесные» стороны личности педагога, одинаково важные для успешной деятельности. Опасно готовить и оценивать педагога только по одному из этих качеств. Между тем, если социализация педагога хоть как-то обеспечивается при подготовке в вузе и в практической деятельности, то его индивидуализация протекает стихийно, она еще не стала объектом внимания ни руководителей школ, ни в педагогическом вузе.
2.3. Тестирование педагога на определение уровня
педагогической культуры
Можно ли определить творческую индивидуальность как процесс культуры педагогического труда? Я убеждена, что ответить на такой вопрос однозначно просто невозможно. Любые суждения здесь будут относительными. Поэтому предлагаемые ниже вопросы — только попытка определить, насколько творческая индивидуальность педагога сформировалась и проявляется.¹
Ответьте на предложенные Вам вопросы следующим образом:
– Да;
– В определенной мере;
– Нет.
1. Часто ли Вам удается отстаивать свою идею, преодолевая сопротивление недоброжелателей и напор обстоятельств?
2. Сможете ли Вы подробно описать себя таким, каким хотели бы быть?
3. Хорошо ли Вам знакомо чувство открытия («ага, вот в чем дело!», «я понял!», «вот как надо!»)?
4. Верите ли Вы в то, что обладаете значительным личностным потенциалом, с помощью которого Вы вполне в силах изменять окружающий мир?
5. Называли ли Ваши знакомые независимо друг от друга одну и ту же черту Вашего характера, темперамента, нравственные или эстетические принципы и т.п., которые выделяют Вас среди остальных, ярко Вас характеризуют?
6. Есть ли у Вас идея, касающаяся Ваших занятий (работы, учебы, хобби), которую Вам очень хочется реализовать?
7.Часто ли, выполняя какую-либо работу, Вы увлекаетесь и делаете
не только больше того, что задумали, но и совершенно другое?
8. Есть ли у Вас выработанные самостоятельно принципы, нарушение которых для Вас представляется совершенно невозможным?
9. Часто ли знакомые, друзья, коллеги обращаются к Вам за помощью, когда нужно придумать что-нибудь оригинальное?
10. Есть ли у Вас хобби, в котором Вы достигли высокого уровня?
11. Как Вы считаете: окружающий мир таинствен, загадочен?
12. Часто ли Вам удается успешно оказывать убеждающее влияние на других людей, вовлекая их в реализацию своих идей, изменяя их представления?
13. Долго ли Вы помните те идеи, задумки, которые не удалось реализовать?
14. Как Вы считаете, будут ли в Вашей судьбе крутые повороты?
15. Доставляет ли Вам удовольствие фантазирование, мысленная игра с различными элементами, идеями, нахождение способов их взаимопревращения, нахождение сложного и неразрешимого в, казалось бы, очевидном, выдвижение экстравагантных и невероятных гипотез?
—————————
¹ Гильманов С. Творческая индивидуальность педагога //Школьная практика. – 2004. - №1. – С. 201
16. Верите ли Вы в высший, духовный смысл жизни?
17. Можете ли Вы назвать совершенные Вами дела (вещи, произведения, технические изобретения, конструкции и т. п.), в которые Вы вложили душу и которые можно связать с Вашим именем?
18. Интересуетесь ли Вы обстоятельствами жизни выдающихся людей (читаете специально литературу, смотрите фильмы и др.)?
19.Есть ли у Вас собственные теории, объясняющие какие-либо
процессы, явления и др., в той области, которой Вы занимаетесь?
20. Вы точно знаете, чего хотите от жизни?
Подсчитаем результат. За каждый ответ «да» поставьте себе 5 баллов, за ответ «в определенной мере» — 2 балла, «нет» — 0 баллов.
- 0 баллов: нечего и думать, что творческая индивидуальность в Вас проснулась. Были ли Вы откровенны?
- 1-20 баллов: Вы что-то стремитесь делать, но то ли, что нужно? Не пора ли встряхнуться?
- 21-40 баллов: Ваш творческий потенциал начинает проявляться, но достаточно ли этого?
- 41-60 баллов: Вы — человек творческий, не стоит ли задумать какое-нибудь великое дело?
- 61-80 баллов: Ваша творческая индивидуальность уже вполне заметна, надо увеличить усилия в самосовершенствовании, стряхнуть остатки неуверенности.
- 81—100 баллов: Браво! Вы — ярко выраженная творческая индивидуальность!
2.4. Проявление творческих умений учителя в играх
Взаимодействие учителя и учеников во время игр требует умений особого рода: создавать общий фон для проявления творчества устанавливать психологический контакт, рефлексия творческой индивидуальности и индивидуализации, стимулирование нерегламентированного общения, выстраивать гармоничные межличностные отношения. Все это относится к умениям творческим. Они нуждаются в систематическом осмыслении, самопознании (рефлексии) и развитии. Наиболее эффективно коммуникативные умения развиваются у людей с адекватной самоооценкой, чувствующих ответственность за результаты своей деятельности, обладающих гибким восприятием. Такие люди способны видеть мир глазами других, разделять переживания, чувствовать настроение собеседника.¹
С помощью упражнений и игр развиваются у педагогов адекватная самооценка, гибкость восприятия, эмпатия, позитивный настрой, воображение, умение слушать собеседника.
На школьных семинарах вы сможете организовать подобные занятия и тем самым повысить творческую культуру.
Игра «Чудодейственный вопрос». Цель игры: создать мотивацию развития новых, полезных в педагогической деятельности возможностей личности, совершенствовать имеющиеся. Участники игры садятся в круг, ведущий — среди них. 1-я часть. Ведущий: «Поговорим о том, какие ученики нравятся вам больше всего? Что вы о них можете сказать? Работая с какими учениками, вы особенно довольны?»
Участники игры называют качества ребят, которые их привлекают, например: трудолюбие, вежливость, ум и т. д. Ведущий внимательно слушает, эмоционально поддерживает, повторяет некоторые из названных качеств. Затем он говорит: «Очень интересные люди — эти учащиеся, которые вам нравятся. А как они выглядят? Какие у них глаза? Лица? Какая осанка? Как они говорят? Как смеются? Какое настроение характерно для
——————————
¹ Гильманов С. Творческая индивидуальность педагога //Школьная практика. – 2004. - №1. – С. 208
них? Как они дышат? Как двигаются?»
Эти вопросы многих участников игры приводят в замешательство: учителя зачастую «не видят» ребят, очень мало знают об их человеческих качествах. По существу, учителей интересуют только ответы детей, их успеваемость. Отвечая на вопросы ведущего, они с трудом вспоминают, как ребята выглядят, какая у них осанка, как они смеются. Но даже если участники не дадут полного ответа, игра все равно принесет пользу: заставит думать об этом, внимательнее относиться к ученикам. Очень полезно привлечь к таким занятиям школьного психолога. Когда большинство участников присоединились к игре, когда даны в основном ответы на вопросы, ведущий благодарит всех и переходит ко второй части упражнения.
2-я часть. Ведущий: «Давайте немного пофантазируем. Представьте себе, что сегодня ночью сверкнула молния, грянул гром и... произошло чудо! Все наши учащиеся стали такими, какими мы видели, слышали, чувствовали их только что в нашем воображении. Что вы делали бы по-другому? Если бы на ваших уроках находилась скрытая видеокамера, что бы она в вашем поведении заметила?» (Ведущий внимательно слушает ответы, одобряет их кивком, улыбкой, детализирует изменения с помощью вопросов: «Какими будут ваши движения? Появятся ли в вашей речи новые слова? Какие? Каким будет ваш голос? Тон? Как вы будете выглядеть?»
Когда изменений названо достаточно, ведущий спрашивает: «Случается такое уже сейчас? Можно ли сделать так, чтобы такое ваше поведение стало привычным?» Ведущий слушает высказывания участников, затем просит желающих поделиться впечатлениями от игры: «Была ли игра полезна? Какие открытия для себя сегодня вы сделали?»
Чтобы цель игры была достигнута, ведущему необходимо быть очень внимательным к эмоциональным состояниям участников, применять эмпатическое слушание и понимание, его речь должна быть четкой и выразительной. Наш опыт позволяет говорить о том, что участие педагога в таком диалоге развивает мотивацию к изменениям, настраивает на активное участие в последующих упражнениях. В основе игры — направленность в будущее, позитивный настрой, позитивные намерения, детализация, умножение конкретных конструктивных действий, а также использование зрительной, слуховой и эмоциональной памяти. Используя все это, можно смоделировать разные ситуации. Очень продуктивно применять такие игры в индивидуальной работе с неуспевающими школьниками, с разочарованными в чем-то людьми и с теми, у которых низкий уровень притязаний.
Имитационно-моделирующая игра «Случаи из педагогической практики». Цель ее — интегрирование материала, изученного в курсе, формирование коммуникативных умений высокого уровня (умелая деятельность). Слушатели выполняют такие роли: эксперт, педагог, учащийся. Экспертов трое, их выбирают открытым голосованием, они получают устные инструкции и экспертные листы. Остальные участники игры разбиваются на пары, каждая из которых по очереди работает в «круглом аквариуме» (пара работает, а остальные участники группы наблюдают, готовятся задавать вопросы, вносить предложения по представленному случаю). «Учащийся» получает роль, «педагог» — описание ситуации. Роль представляет собой краткую характеристику психологических особенностей учащегося: возраст, пол, доминирующие потребности и мотивы деятельности, интраверсия — экстраверсия, эмоциональная стабильность — нейротизм, эмоциональная направленность личности, стратегии поведения в сложной ситуации общения, типичные эмоциональные реакции, гибкость восприятия, восприятие времени, умение формулировать цель в позитивных категориях. Описание ситуации может быть кратким: время, место, что происходит. «Педагог» играет самого себя. Время взаимодействия играющей пары: 5—7 мин. Затем оно прерывается, и «педагог» анализирует свою работу, подводит ее итоги по плану: результаты экспресс-диагностики, формулировка проблемы, формулировка цели педагогического взаимодействия, использованные методы взаимодействия. ¹