Ученики 3-го класса пишут сочинение "Учитель". Интересно, что они пожелают учителям, на какие качества обратят внимание?
Сельские школьники единодушно согласились, что их учитель, точнее учительница, - превосходный мастер своего дела. У многих ребят к этому времени уже складывается свой образ учителя. Большинство видит в нем самого доброго человека. Под добротой наши третьеклассники понимают самые конкретные поступки: не ставит двойки, не задает домашних заданий на воскресенье, отвечает на все вопросы, хвалит за хорошие ответы, говорит родителям больше хорошего, чем плохого, "... чтобы мама, придя домой после родительского собрания, не сердилась" [14, c.125-126].
Небезынтересно отметить, что качества "хороший" и "добрый" отождествляются: хороший учитель обязательно добрый, добрый - всегда хороший. Кроме того, учитель должен быть умным - "... чтобы все знал и сразу отвечал на все вопросы". Он любит детей, а дети любят его. Учитель самый справедливый человек: ставит правильные, заслуженные оценки и лучшим ученикам в конце четверти "... не подставляет оценок, которых у них не было". Весьма ценится сдержанность: "чтобы не кричал, не разобравшись", "выслушивал ответы до конца". А кроме того, учитель: аккуратный (подразумевается красота учителя, вкус в одежде, прическе), умеет интересно рассказывать, вежливый, скромный, строгий ("чтобы ученики боялись и любили (!) учителя"), знает материал ("а не так, чтобы ученики исправляли на доске ошибки"), ласковый, как мама, бабушка, веселый, как сестра, требовательный ("потому что я могу учиться на "4" и "5", а учитель не спрашивает и мало требует, я и не учусь").15 учеников из 150 писавших сочинение захотели, чтобы учителя не ставили двоек в дневник за то, что нечаянно забыл форму или тапочки, сломал ручку или вертелся на уроке ("... а то мама сердится и даже бьется") [6, c.276].
Гуманистическая школа напрочь отвергает дидактогению - черствое, бездушное отношение к детям. Дидактогения - явление древнее. Еще в старину поняли ее пагубное влияние на обучение и был даже сформулирован закон, согласно которому грубое, бездушное отношение учителя к ученику непременно приведет к отрицательным последствиям. Дидактогения - уродливый пережиток прошлого.
Теперь в школах не бьют, не унижают, не оскорбляют, а дидактогения... осталась. Ю. Азаров рассказывает об учительнице, которая на уроках главное место отводила "порядку": "дети, сесть!", "дети, руки!", "выровняться!", "дети, ноги"... Несколько лет подряд учительницу ставили в пример: она владеет классом, она умеет организовывать ребят, она держит класс... Вот это последнее - "держать в руках" - наиболее точно характеризует сущность ее метода. Метода, увы, дидактогенического [12, c.273].
Существенно поясняет ситуацию использование понятия "идеальный педагог". Идеальный педагог - образец профессионала, носитель гражданских, производственных и личностных функций, сформированных на наивысшем уровне.
Идеальный педагог - образец для подражания, ориентир для подготовки и эталон для сравнения. Структура педагогического потенциала, выраженная через понятие идеального педагога, представлена в приложении 1.
Следует обратить внимание на динамизм педагогических качеств. Оставаясь неизменными по названию, они постоянно наполняются новым содержанием. Поэтому конкретные особенности качеств идеального педагога должны подвергаться регулярному критическому анализу, иначе, окостенев в своем развитии, они будут выглядеть архаично и малопривлекательно для острых в своем восприятии действительности учащихся и студентов. Но дело не только в этом. Существенным недостатком до сих пор было то, что качества идеального педагога выступали абстрактными ориентирами и завышенными притязаниями.
Почти никогда они не ставали действительными и за их полное, в соответствии с идеалом, формирование никто не брался. Теперь же, спроектированные как составляющие профессионального потенциала педагога, эти качества перестают быть благими пожеланиями, поскольку выступают как цель его подготовки. Задавая последнюю диагностически, т.е. так, чтобы ее компоненты можно было честно определить, измерить, а затем и проверить уровень сформированности, получаем реальную программу приближения формирования педагога [9, c.285].
Ни одна профессия не предъявляет человеку столь высоких требований, как учительская. Из таблицы необходимых профессиональных качеств (Приложение 1) видно, как много учителю предстоит работать над собой, чтобы смело войти в класс и сказать: "Здравствуйте, дети, я ваша учительница".
Мастерство учителя. Когда анализируют работу учителя начальной школы, то на первый план выдвигается интегральное (объединенное) качество - учительское мастерство. Определений педагогического мастерства много. В самом общем значении - это высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения. В основе мастерства - сплав личной культуры, знаний и кругозора учителя с педагогической техникой и передовым опытом. Чтобы овладеть мастерством, надо многое знать и уметь. Нужно знать теорию, уметь пользоваться эффективными технологиями учебно-воспитательного процесса, правильно выбирать их для каждой конкретной ситуации, диагностировать, прогнозировать и проектировать процесс заданного уровня и качества.
Слагаемых педагогического мастерства немало. Оно, прежде всего, выражается в умении так организовать учебный процесс, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных условиях добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний. Настоящий учитель всегда найдет нестандартный ответ на любой вопрос, сумеет по-особому подойти к ученику, зажечь мысль, взволновать его. Такой учитель глубоко знает предмет, умеет донести свои знания до учеников. Мастер в совершенстве владеет современными методами преподавания. Можно ли этому научиться? Опыт мастеров показывает, что можно. Большинство учителей при желании в состоянии пользоваться современными приемами работы. Путь к этому нелегок, требует напряжения. Этапы его следующие: наблюдение за работой мастеров, постоянное самообразование, изучение специальной литературы, внедрение в собственную практику новых методов преподавания, самоанализ.
Искусство педагога особенно проявляется в умении учить на уроках. Опытный педагог добивается от учеников усвоения программного материала именно на уроке, для него домашнее задание - это способ углубления, закрепления, расширения знаний. Секрет успеха опытных учителей - в умении управлять деятельностью учащихся. Учитель-мастер как бы дирижирует всем процессом образования знания, направляет труд учеников на самые важные и сложные узлы содержания.
Еще один важный показатель мастерства - умение активизировать учеников, развивать их способности, самостоятельность, пытливость, заставлять детей думать на уроке.
Умение эффективно проводить воспитательную работу в процессе обучения, формировать у школьника высокую нравственность, чувство патриотизма, трудолюбие, самостоятельность - еще один элемент педагогического мастерства.
Учитель, не владеющий мастерством, как бы навязывает знания, не требуя рассуждения. Учитель-мастер умеет сделать корень познания не горьким, а сладким. Задача учителя - найти положительные эмоции в самом процессе учения. Он будет чередовать методы работы, возбуждать активность учеников, приводить интересные примеры и т.п. Нельзя повторяться, нужно постоянно находить новые оригинальные способы.
Важный элемент педагогического мастерства - высокий уровень педагогической техники. Педагогическая техника - это комплекс знаний, умений, навыков, необходимых учителю для того, чтобы эффективно применять на практике избранные им методы педагогического сотрудничества. Владение педагогической техникой требует специальных знаний по педагогике и психологии и особой практической подготовки. Прежде всего педагог овладевает искусством общения с детьми: умеет выбирать нужный тон и стиль общения с ними. В отношениях с детьми важны простота и естественность. Мастер не разговаривает с ними ни искусственным, ни назидательным, ни панибратским тоном.
Составной элемент педагогической техники - умение воспитателя управлять своим вниманием и вниманием детей. В больших группах детей при значительном количестве выполняемых ими операций ничего не должно уходить из-под его контроля. Очень важно и умение по внешним признакам поведения ученика определять его душевное состояние. Этого нельзя не учитывать при выборе педагогических действий. Более того, это составляет основу педагогического такта и занимает важнейшее место в педагогической деятельности.
Чувство темпа также присуще педагогу. Одна из причин многих ошибок состоит в том, что педагоги плохо соразмеряют темп действий, педагогических решений: они или спешат, или опаздывают, а это в любом случае снижает эффективность педагогического воздействия.
Большую группу умений и навыков педагогической техники составляют приемы выразительного показа воспитателем своего субъективного отношения к тем или иным действиям учеников или проявлению ими моральных качеств. Педагог не остается равнодушным. Он радуется хорошим поступкам своих воспитанников, огорчается плохим. Его переживания всегда воспринимаются детьми как самая реальная оценка их действий. В этом смысле мастерство педагога в какой-то мере сродни мастерству актера. Обращение педагога может быть и просьбой, и осуждением, одобрением и приказом. Педагог "играет" всегда одну и ту же роль - самого себя и преследует этим только одну цель - правильно влиять на воспитанников.
Педагогическое общение - установление контакта с детьми. Его можно определить и как профессиональное взаимодействие педагога с учениками, направленное на установление доверительных от - ношений между ними. Здесь играют роль культура речи, правильное дыхание, постановка голоса, умение управлять своим голосом, своим лицом, держать паузу, владеть мимикой, жестом. "Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить "иди сюда" с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса", - признался А.С. Макаренко [11, c.88]].