Смекни!
smekni.com

Межличностные отношения в детской группе (стр. 9 из 16)

Нередко педагогу приходится размышлять над самой сущностью воспитательного воздействия и корректировать свои методы в интересах развития личности ребенка. Педагог, ориентированный на гуманистические ценности, стремится гармонизировать возрастные потребности воспитанника с перспективными линиями его развития, задачами социальной адаптации. Инструментарий такого наставника исключает методы подавления личности ребенка. Во главу угла ставятся познавательный интерес, взаимное доверие, сотрудничество, радость творчества.

Как утверждает А.С. Роботова в книге «Введение в педагогику», изучая теоретические основы педагогики, анализируя собственный опыт и практику своих коллег, воспитатель кристаллизует ведущую идею, «сверхзадачу» своей профессиональной деятельности — «педагогическое кредо». Обычно оно формулируется в соответствии с личными убеждениями автора и имеет индивидуальный оттенок.

Однако, какие же ценностные ориентации являются доминирующими у современного педагога?

Е.Б. Манузина в статье «Развитие системы ценностных ориентаций у будущих педагогов» приводит данные своего исследования особенностей структуры ценностных ориентаций у будущих педагогов. Ею была использована методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.

Выстроив иерархическую структуру ценностей, было выявлено, что доминирующую позицию в иерархии терминальных ценностей у будущих педагогов занимает «здоровье». Студенты четко осознавали то, что именно здоровье, причем, как физическое, так и психическое, является главной ценностью жизни.

Одной из главных терминальных ценностей, как показало данное исследование, является «любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)», а также «наличие хороших и верных друзей».

Менее значимыми, чем вышеперечисленные ценности для будущих педагогов являются следующие терминальные ценности: «счастливая семейная жизнь», «свобода», «активная деятельная жизнь», «жизненная мудрость», «красота природы и искусства». Значительно меньшее значение придают таким ценностям как «развлечение», «общественное признание», «познание», «продуктивная жизнь», «творчество». И малозначительными ценностями в иерархической структуре терминальных ценностей являются «развитие», и «счастье других».

Как ни странно, но такие ценности как «познание», «общественное признание», «продуктивная жизнь» занимают одно из дальних мест в структуре ценностных ориентаций. Это говорит о перегрузках и недостатке времени у человека в современном мире. В современном обществе мало уделяется внимания заботе о других. Поэтому для студентов, «развитие и совершенствование» других людей занимает последнее место в структуре ценностей.

Таким образом, анализ данного исследования свидетельствует о том, что некоторые терминальные и инструментальные ценности, такие как «развитие», «познание», «продуктивная жизнь», «чуткость», «широта взглядов» относятся к ценностям ниже среднего и низшего статуса. Однако наличие именно этих ценностей является необходимым для реализации успешной профессиональной педагогической деятельности.

На разных стадиях индивидуального развития следование нормам и ценностям социального окружения последовательно определяется стремлением избежать наказания и получить поощрение, ориентацией на значимых других, действием внутренней автономной системы ценностей. Эти стадии не привязаны четко к определенному возрасту и последовательно сменяют друг друга на протяжении жизни человека. Система ценностных ориентаций личности не остается неизменной на протяжении всей жизни человека, включая и зрелый возраст. В этой связи нам представляется, что применительно к динамике системы ценностей более адекватным является не термин «формирование», предполагающий некий конечный итог, а термин «развитие», как имеющий более широкое значение.

Анализ педагогических исследований по проблеме ценностных ориентаций педагогов позволил заключить, что одним из необходимых условий эффективного развития этих ценностных ориентаций является реализация следующей системы принципов [25]:

- принцип ценностных ориентации, ориентирующий педагога на будущее, на устремленность к идеалу и требующий осознанности иерархии ценностных ориентации (смысловой определенности). Он позволяет планировать и прогнозировать саморазвитие и педагогическую деятельность;

- принцип картины мира, ориентирующий воспитателя на создание цельной (непротиворечивой) картины мира, предполагает сформированность естественно-научного и философского мировоззрения нацеливает на осознание ценностно-смыслового потенциала педагога;

- принцип цельности субъекта, ориентирующий педагога на осознание своих мыслей, слов, поступков, требующий самооценки контроля и коррекции деятельности по самосовершенствованию и приведению в соответствие друг другу внутренних «Я» воспитателя (концептуального, идеологического, законодательного, юридического, этического, исполнительного, информационного);

- принцип творчества, позволяющий осмыслить избранную человеком деятельность, как инструмент творческого выстраивания себя в соответствии с требованиями идеала и нравственного закона;

- принцип социокультурного контекста развития предполагает улучшение профессиональной готовности педагога с учетом требований динамики информатизации современного общества через диалектику инновационного и традиционного. Обновление информации приводит к динамичному существованию и ценностно-смыслового поля педагога. Сам образ современного воспитателя связан с социокультурными тенденциями мирового сообщества к устойчивому развитию;

- принцип конкретности предполагает хорошее владение педагогом этническими, национальными ценностями и ценностями своего коллектива;

- принцип преемственности культуры побуждает педагога в своей работе опираться на социальный опыт, на богатый пласт отечественной и мировой культуры и развивать их;

- принцип учета всесторонних связей означает выраженность культуры мышления, волеизъявления и эмоционально-чувственной культуры через качества личности педагога и его способности к использованию как наук, так и искусства, физической культуры и труда в духовном развитии.

Кроме указанных выше принципов, необходимо сделать акцент также на том, что развитие системы ценностных ориентации личности осуществляется несколькими одновременно протекающими и связанными между собой процессами. К таким процессам можно отнести адаптацию, заключающуюся в устранении тревоги и поддержании баланса в системе человек-среда посредством модификации ценностных ориентации; социализацию, отражающую внутреннее принятие ценностей значимых других; индивидуализацию, направленную на выработку собственной, автономной системы ценностей [25].

В заключение необходимо отметить, что конкретные характеристики и закономерности процесса формирования системы ценностных ориентации педагога определяются действием различных внутренних и внешних факторов: уровнем развития когнитивной и эмоционально-волевой сферы, особенностями социальной среды, характером и формой психологического воздействия. Указанные действующие факторы, которые могут быть общими или различными для каждого отдельного человека, составляют в совокупности фон, на котором реализуется педагогическая деятельность. При этом описанные факторы оказывают влияние как непосредственно на особенности системы ценностных ориентации, так и на характер формирующих ее процессов, воздействуя на выбор механизмов их реализации.

Таким образом, рассмотрев понятие ценности и ценностных ориентаций личности, определив ценностные ориентации современного педагога как компонента его культуры (собственный престиж, высокое материальное положение, креативность, активные социальные контакты, развитие себя, достижения, духовное удовлетворение, сохранение собственной индивидуальности), мы считаем целесообразным перейти к изучению влияния ценностных ориентаций педагога на развитие межличностных отношений детей в группе.

2.2 Влияние ценностных ориентаций педагога на развитие межличностных отношений детей в группе детского сада

Современный период развития человеческого общества характеризуется более пристальным вниманием к дошкольному периоду жизни человека, становлению его личности, особенностям социализации, сохранению и формированию психически и физически здорового поколения. Поэтому в дошкольной педагогике формируется и все более расширяет свои позиции взгляд на работу дошкольных учреждений не столько в плане обучения, сколько в плане развития у детей общечеловеческих ценностей, умения общаться и контактировать с людьми.

Для развития полноценного общения детей, для становления гуманных отношений между ними недостаточно простого наличия других детей и игрушек. Сам по себе опыт посещения дошкольного образовательного учреждения не дает существенной «прибавки» к социальному развитию детей. «Так, было обнаружено, что у детей из детского дома, имеющих неограниченные возможности общения друг с другом, но воспитывающихся в дефиците общения со взрослыми, контакты со сверстниками бедны, примитивны и однообразны. Эти дети, как правило, не способны к сопереживанию, взаимопомощи, самостоятельной организации содержательного общения».[14] Поэтому, мы считаем, что для возникновения этих важнейших способностей необходима правильная, целенаправленная организация детского общества.

«Педагог должен…помочь детям глубоко любить других и жить в полную силу, как это подсказывают внутренние чувства и значения.»[15]

И действительно, педагог является для детей непререкаемым авторитетом – в дошкольном возрасте он становится для воспитанников своего рода нравственным эталоном, дети часто любят подражать воспитателю не только в манере ходить и жестикулировать, но и в манере говорить и общаться. В процессе педагогического взаимодействия осуществляется обмен между педагогом и детьми, как информацией, так и личными качествами, эмоциональным и коммуникативным опытом, ценностными ориентациями. Этот обмен осуществляется как в формально-ролевом (педагог – воспитанник, контроль - подчинение), так и в неформальном человеческом общении, межличностных отношениях.

Одна из функций педагогического взаимодействия – ценностно-ориентационная – определяет становление и развитие социокультурных ценностей и установок у детей, стимулирует на определенные отношения детей друг к другу.

Можно с уверенностью сказать, что педагог дошкольного учреждения – центральная фигура воспитательного процесса – он является носителем ценностных ориентаций культуры, ценностного отношения к миру, то есть он своеобразный проводник ценностного отношения к жизни для своих воспитанников. Исходя из этого, мы можем говорить о том, что ценностные ориентации педагога, его ориентации на обладание какими-то вещами (как духовными, так и материальными) вероятнее всего будут стимулировать детей на определенные отношения друг к другу.

На сегодняшний день сложность и неоднозначность происходящих в обществе перемен объективно ставит педагога перед необходимостью ценностного самоопределения. Ценностные ориентации педагога предстают, с одной стороны, как духовная матрица реального образа личности, а с другой, выступают как внутренняя культура, обеспечивающая саморазвитие. Помимо всего прочего постоянная включенность в общение с детьми в течение рабочего дня требует от педагога больших нервно-психических затрат, эмоциональной устойчивости, терпения, контроля за внешними формами поведения. Процесс воспитания осуществляется постоянно в прямом контакте с детьми как беспрерывный выбор и обоснование воспитателем своей шкалы ценностей, своих убеждений, взглядов, настроений.

Изучение этого аспекта, а именно взаимодействия педагога с детьми, особенно важно на наш взгляд еще и потому, что дошкольники, взаимодействуя, общаясь со взрослыми, усваивают его способы поведения, общения, его культуру компонентом, которой являются ценностные ориентации, путем подражания, в результате которого переносят характер и особенности поведения взрослого в свою среду и выстраивают свои взаимоотношения со сверстниками.