Смекни!
smekni.com

Место реабилитационной педагогики среди наук антропологического цикла (стр. 2 из 3)

В современной экологической проблематике выделятся следующие аспекты: природа, человек, общество и образование, от изучения экологических проблем которого неизбежен переход к остальным. Признавая аллегорическую условность проводимого сопоставления, получаем пары:

Природа – « время»;

Общество- « пространство»;

Образование- « информация»;

Человек- « энергия».

Природа протяженно существует во времени, в этой природе образуется некоторое пространство, как множество людей — общество; образование в обществе дает информацию об окружающем мире, а человек представляет собой «энергетический субстрата. Таким образом показана полнота набора четырех определившихся к на времени экологических составляющих.

Множество причин необходимости проведения реабилитации в соответствии с классификацией В. С. Мановой-Томовой также содержит 4 элемента, что позволяет разложить и это множество по общенаучному базису, произведи упорядочение его элементов и последующее сопоставление их с четверкой элементов эко логического профиля.

Тем самым подтверждается наличие педагогического аспекта реабилитации как имеющего самостоятельное значение и связанного с собственно человеческим в человеке — со сферой духа.

Необходимость достижения гармонии в связке «Человек — Образование» в ее взаимообратных зависимостях подсказывает один из реальных путей приближения к ней — извлечение на поверхность индивидуального и общественного сознания мысли об актуализации ее значимости в современных условиях. Принципиально важно движение: от обеспечения экологии образования — к обеспечению экологии Человека через придание образовательному пространству свойств, гарантирующих ее. Существенно для сегодняшнего дня также понимание невозможности одностороннего линейного движения. Важна и зависимость, в известной степени, экологии образования от экологии человека как обеспечивающего первое. А потому принципиально само серьезное обращение педагогов к экологическим проблемам.

Эволюция жизни человека определяется генотипическими (через структуры ДНК и РНК) и фенотипическими, или приобретенными (в том числе, воспитанными) в связях с окружающей средой особенностями, которые, в свою очередь, тоже передаются потомкам. Достаточно объяснимо и воспринимаемо влияние через связи с окружающей средой на фенотипические качества человека, их преображение. Однако сегодня учеными доказано (исследования сотрудников Института квантовой генетики под руководством доктора биологических наук П. Горяева) чувствительность к речи и чувствам структур ДНК (подобно чувствительности к радиоактивному излучению) Поскольку общеизвестна сила влияния слова, особенно в педагогической работе, возникает возможность создавать конструктивные условия даже для восстановления поврежденных структур ДНК.

Современное гуманистическое представление о целостном человеке предполагает его рассмотрение в целостном системном триединстве: физического тела, души и духа, если следовать терминологии, принятой в христианской традиции и используемой сегодня в холистической медицине (Е. Кучис, А.И. Субетто и др.) или биологической (природной), культурной (социальной) и экзистенциальной (духовной) сущности — в тер минах антропоцентрической педагогики (ОС. Газман, Л.К. Рахлевская и др.).

С этими представлениями перекликается представление с позиций современной философии образования о культуре как торжестве Разума, Эмоций и Веры (В.А. Разумный), порождающем человеческую способность создавать и познавать духовные ценности, главной из которых является ценность человеческой индивидуальности, неповторимости (ВЭ. Вульфов, АМ. Лузина и др.).

Но еще итальянскими гуманистами особо выделялась задача ревностного изучения всего, что составляет целостность человеческого духа. Век 20 все более, особенно настойчиво на рубеже с 21 веком, обнаруживал логику выделения духовной, собственно человеческой сущности человека.

Эта же логика прослеживается в распространении реабилитационно-педагогических подходов к образовательной работе с «проблемными» «особенными» детьми. Для развития реабилитационной педагогики в общеобразовательном контексте как отражения объективной тенденции особое значение представляет сущность собственно педагогической реабилитации с ее доминантой на «душевно-духовном» аспекте в рассмотрении проблем человека, трактуемом с позиций становления и развития его субъективности и не отождествляемом с сугубо религиозной трактовкой человеческой духовности.

Педагогическая реабилитация как процесс и результат восстановления целостности душевно-духовной сферы подростка (его индивидуальности) и активной способности к саморазвитию создает условия для дальнейшего нормального, т.е. максимально возможного при соответствующих условиях, функционирования и развития человека.

Основой для такого подхода послужили:

- Гуманистическая психология (К. Роджерс, А. Маслоу, Р. Бернс), дающая феноменологические ориентиры субъектоцентризма, с ее представлениями о роли самовосприятия личности;

- Антропософия Р. Штайнера с ориентацией на бережное разворачивание духовной жизни личности и ориентированная на духовность и развитие творческих способностей (аналогичную позицию находим и у других мыслителей);

- Духовная психология, развивавшая в теоретической психологии конца 20 века вектор в направлении от исследования психофизиологического полюса как основы личности, социокультурной ипостаси человека, к другому полюсу, находящемуся на стыке душевной жизни человека и его духовного бытия, к исследованию становления субъективного духа человека в ходе его жизни (Б.С. Братусь, В.П. Зинченко, ВИ. Слободчиков и др.).

Однако хорошо известная мысль о том, что в здоровом теле здоровый дух, обращает нас к современному концептуальному знанию о здоровье человека, начиная от физического и завершая остальными его аспектами, соответствующими триединой природе человека.

2. Концепция здоровья и патологии человека доктора А.А. Уманской

Одна из важнейших для реабилитационной педагогики новая концепция здоровья и патологии человека доктора А.А. Уманской, была создана на широкой междисциплинарной основе после открытия ею в конце 20 столетия медленного системного процесса, названного ЭНЭИд — эмбриогенетический нейроэндокринный иммунный дефицит. Это медленный процесс, отрицательно сказывающийся на функционировании основных регуляторных систем (нервной, эндокринной и иммунной) в основе которого лежит внутриутробное инфицирование программы развития будущего человека, в первую очередь, вирусами респираторной группы.

В результате нарушаются функции древнейшей биоэнергоинформационной защитно-приспособительной системы, морфологическим субстратом которой является соединительная ткань. Концевые биологические активные терминами системы (биологические активные точки на поверхности кожи) осуществляют обмен информацией между внутренней и внешней средой на биорезонансной основе.

ЭНЭИД особенно ускоряет свое развитие в человеческой популяции в последнее десятилетие, а признаки ЭНЭИд, передаваясь по наследству, проявляются в каждом последующем поколении на 10—25 лет раньше. Скорость и направление его развития зависит от экологических условий и образа жизни человека и его семьи. В первых поколениях он определяет скорость процессов старения, сокращая жизнь. По мере накопления нарушений в последующих поколениях им определяется тяжесть, характер, направленность, скорость течения различной патологии человека: фарингит, ларингит, тонзиллит, детский церебральный паралич, рассеянный склероз.

Таким образом, объясняется известный факт, что каждое новое поколение имеет склонность к тем болезням, которые есть у их родителей, плюс новые, вызванные, как теперь понятно, не только дальнейшим ухудшением генетического аппарата и внешних неблагоприятных факторов.

ЭНЭИд возникает в организме плода в период внутриутробного его развития и ведет к нарушению своевременности в этапности развития отдельных структур, органов, нарушая формирование важнейших защитных и регуляторных систем. Это приводит к изменению основы духовного, психического и физического здоровья, снижает творческий потенциал будущего человека, нарушает его связи с окружающим миром.

ЭНЭИД влияет на психоэмоциональные особенности человека (интеллект, тип высшей нервной деятельности, характерологические особенности, поведенческие реакции). Являясь первичным иммунодефицитом, ЭНЭИд лежит в основе и предшествует всем вторичным иммунодефицитам: экологическим, энергетическим, специфическим (СПИД).

Участившиеся во всем мире болезни с невыясненным происхождением, появление невирусного СПИДа, «вируса усталости» кажутся разнородными явлениями. Тем не менее, исследования сотрудников лаборатории «Диагностика, прогнозирование и профилактика ЭНЭИДа» Московской медицинской академии имени ИМ. Сеченова в последующий после открытия периода доказали, что именно ЭНЭИД дает им объяснение. Аналогично обстоит и с многообразными проявлениями школьной дезадаптации, которая проявляется в функциональных расстройствах различных систем организма, снижении его сопротивляемости к различным болезням, а главное сказывается на обучении, т.к. формирует мозговые дисфункции.

Под влиянием хронических очагов инфекции возникают различные функциональные нарушения работы ветвей черепно-мозговых нервов, иннервирующих мышцы лица, глаз, ушей, носа, языка и т. д., что приводит к появлению стойких патологических очагов в структурах головного и спинного мозга и нарушениям функции нервной, эндокринной и иммунной систем. Одновременное нарушение функции кожно-мышечных ветвей этих нервов легко обнаружить самому человеку, на чем основывается возможность самодиагностики и, что гораздо важнее, самовосстановления здоровья всех участников образовательного процесса, а для педагога — сознательного включения в работу по восстановлению и укреплению здоровья участников образовательного процесса. Нормализация работы ветвей черепно-мозговых нервов приводит к восстановлению иммунной, нервной, эндокринной систем организма, улучшению работы адаптационных механизмов и включению его внутренних резервов.