Смекни!
smekni.com

Методика преподавания русского языка с учетом регионального компонента (стр. 3 из 7)

Обучение родному языку в отечественной методике всегда рассматривалось в неразрывной связи с развитием и воспитанием ученика. Развитие же личности – духовно-нравственное и эстетическое – в большей мере зависит от окружающей ее речевой среды. Окружающая среда – это мир текстов, которые мы слышим, читаем, произносим. Это они создают ту атмосферу, в которой живет, дышит и развивается ребенок.

Развитие речи на уроках русского языка – это вся работа, проводимая учителем русского языка специально и попутно для того, чтобы ученики овладели языковыми нормами, а также умением выражать свои мысли в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения. Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка вносит существенный вклад в формирование общей культуры, всесторонней развитой, социально активной личности будущего выпускника школы. [МПРЯ в школе 2000: 228].

Методическим средством, которое служит основой создания на уроках русского языка не только обучающей, но и развивающей речевой среды, является текст.

Трудность в подборе текста заключается в том, что последний должен удовлетворять многим требованиям и совмещать в себе разнообразные качества одновременно: «по содержанию он должен быть понятным детям, по характеру орфограмм - соответствовать программе и разделам, … должен включать не только орфограммы на последние изученные правила, но и слова, затруднившие учащихся в предыдущих письменных работах, слова, в которых они допускали ошибки ранее». [Текучев 1980:257].

Преимущество использования художественного текста на уроке русского языка заключается в следующем: во-первых, на уроке русского языка мы получаем возможность не только упрочить знакомство учащихся с жанрами, с которыми они знакомятся на уроках литературы, но помочь в овладении этими формами выражения мысли; во-вторых, связный текст помогает учащимся в овладении трудной для них задачей описание природы по личным наблюдениям: они неоднократно, во все времена года воочию видят, как сложные и тонкие наблюдения над природой получают словесные выражения, как сказывается душевное состояние автора, как отражаются его раздумья и как помогают в этом многообразии художественные средства, теоретические сведения о которых они черпают на уроках литературы; в-третьих, текст дает возможность видеть, как важно найти для выражения своих мыслей конструкцию предложений. [Пузанова 1972:14].

Поэтому в нашей работе мы предлагаем использовать краеведческий материал в первую очередь на уроках развития речи, в контрольных диктантах и в самостоятельной работе учащихся.

Включение в уроки русского языка краеведческого материала ставит задачу рассмотрения на этих уроках особенностей употребления языковых средств в произведениях художественной литературы, в печати, в фольклоре данной области.

В процессе работы с текстом на уроках русского языка происходит развитие, совершенствование чувства языка, приобщение школьников к национальной культуре. Работа с текстом на уроках русского языка создает условия: для осуществления функционального подхода при изучении лексики, морфологии, синтаксиса; для формирования представления о языковой системе, реализации внутрипредметных (межуровневых), а также межпредметных связей курсов русского языка и литературы; для личностно ориентированного преподавания русского языка, для формирования языковой личности; для духовно-нравственного воспитания учащихся, для развития их творческих способностей. [Пахнова 2000:11].

В последнее время яркой особенностью современного урока русского языка является широкое и разнообразное использование художественного текста.

Именно при комплексном анализе сливаются воедино практические и научные задачи русского языка. Систематический и комплексный анализ текста является «мощным стимулом речевого развития ученика, развития эмоциональной и интеллектуальной сфер его личности, взаимосвязанного развития обоих типов мышления: с одной стороны, ассоциативно-образного, с другой – логического. [Бабайцева 1997:57].

План анализа текста

(Учебник русского языка V-IX классы под ред. Бабайцевой)

1. Определите тему текста. Отметить средства, позволяющие это сделать:

а) начало текста;

б) ключевые слова, ключевые предложения и др.

2. Определить тип текста (описание, повествование, рассуждение):

а) указать синтаксические особенности текста:

количество предложений;

преобладающие типы предложений;

способ связей предложений (цепной и параллельной) и др;

б) отметить средства связи частей текста (специализированные средства создания смысловой и грамматической ценности):

порядок слов (чередование данного и нового и др.);

ударение (расставить ударения для чтения);

логический повтор;

местоимения;

союзы и др.

3. Определить стиль текста:

а) отметить влияние речевой ситуации (где? с кем?) на стиль текста;

б) разговорный или книжный (научный, деловой, публицистический, художественный);

в) отметить стилистические средства:

фонетические;

лексические;

словообразовательные (морфемные);

морфологические;

синтаксические.

4. Орфографический и пунктуационный комментарий. [Бабайцева 1997:58].

Методисты выдвигают особые требования к организации работы с художественным высказыванием на уроках русского языка. Суть этих требований состоит в том, что каждый текст последовательно проходит через четыре основных этапов в работе: 1) восприятие текста (на слух или зрительно при особом настрое, который помог бы ввести ребенка в систему художественных образов анализируемого текста); 2) его лингвистический анализ (основная цель работы: осознание учащимися изобразительно-выразительных возможностей тех языковых явлений, которые изучаются в школе); 3) выразительное чтение (эти навыки формируются на уроках русского языка в процессе чтения небольших отрывков или отдельных предложений из объемных текстов; учеников нужно познакомить с основными элементами интонации: логическое ударение, пауза, темп чтения, тембр голоса, тон, понижение/повышение голоса, - и целенаправленно отрабатывать их в ходе выполнения заданий); 4) заучивание наизусть (тренирует память, обогащает словарный запас не отдельными словами, а словосочетаниями, фразами, крылатыми выражениями и т.п., которые позже активно используются в речи учащихся); 5) проведение какой-либо творческой работы на основе проанализированного литературного образца (например, составить собственное речевое высказывание по аналогии с данным литературным образцом, сохранив структуру описания или изменив последовательность действий, предметов и т.п.). [Львова 1997:51-54].

Для анализа художественных произведений не обязательно выделять отдельные уроки и проводить анализ полностью. Такую работу необходимо проводить систематически (начиная с V класса) на уроках русского языка. Например, использовать тексты рассказов известных курских писателей – Е. И. Носова, К. Д. Воробьева, В. В. Овечкина, П. Г. Сальникова и др.

Так, при изучении теоретических сведений о существительных сообщается, что они часто стоят в начале текста, определяя его тему, а нередко и место и время того, о чем говорится в тексте, усиливая тем самым его цельность. Покажем это на примере текстов курских поэтов:

О первый ландыш! Из-под снега

Ты просишь солнечных лучей…

А.Фет

Ночь. Не слышно городского шума…

А.Фет

При изучении глаголов показывается, что сообщение о действиях предмета характеризует предмет:

Отовсюду летят и мчатся,

Звенит повод, скрепит подпруга, -

Это стягиваются домочадцы,

Что не знали в лицо друг друга…

Н.Асеев

При изучении прилагательных подчеркивается, что они передают красоту, яркость, разнообразие окружающих нас предметов, делают речь выразительней, точнее:

Прозвучало над ясной рекою,

Прозвенело в померкшем лугу,

Покатилось над рощей немою…

А.Фет

Город Курск на веков гряде,

Неподкупный и непокорный…

Н.Асеев

При изучении местоимений и союзов отмечается их роль как средств связи частей текста:

Соловьями наш край знаменит,

Он не знает безделья и скуки,

Он, должно быть, и кровь пламенит,

И хрустальными делает звуки…

Н.Асеев

На заре ты ее не буди,

На заре она сладко так спит;

Утро дышит у ней на груди…

А.Фет

При изучении причастий и деепричастий привлекается внимание учащихся к причастным и деепричастным оборотам, их роли в речи и пунктуационным особенностям предложений, содержащих подобные обороты:

Город Курск стоит на горе,

Опоясавшись речкой Тускорь.

Хорошо к ней слететь в январе

На салазках с крутого спуска.

Хорошо, обгоняя всех,

Свежей кожею щек зазяблых…

Н.Асеев

Клубятся тучи, млея в блеске алом,

Хотят в росе понежиться поля…

А.Фет

При изучении темы «Н и НН в разных частях речи» мы рекомендуем использовать отрывки из стихотворений известной русской советской поэтессы Е. А. Благининой:

Зима негаданно, нежданно

Пришла на черные поля.

Еще вчера была туманна

Дождем одетая земля…

Кроме этого можно приводить в пример ученикам следующие строки при изучении других тем:

Я умею одеваться,

Если только захочу.

Я и маленького братца

Обуваться научу.

Анализ мини-отрывков из художественных произведений может сопровождать и традиционную орфографическую работу. Так, обучающий диктант любой разновидности (выборочный, объяснительный и т.п.), формирующий определенный навык правописания. В этом случае ученики, записав под диктовку предложения и прокомментировав их со стороны правописания, обращают внимание на то, как каждый из этих отрывков по-разному живописует явление действительности, какие наблюдения поэтов обогащают наше представление об этом явлении, какие образные языковые средства помогают точнее и ярче описать разные его признаки: