Смекни!
smekni.com

Методика преподавания русской литературы ХХ века в 5-7 классах (стр. 2 из 3)

Нам представляется продуктивным восстановление авторского замысла, постижение Логоса произведений литературы ХХ века, с учетом возраста учеников, их читательской культуры, художественных особенностей изучаемых произведений. Школьникам необходимо, прежде всего, научиться слышать в текстах писателей живое дыхание, постигать природу лиризма, трагизма и комизма. Важно подготовить учеников к восприятию, втянув их в "уникальную смысловую атмосферу вещи, которая дается через стиль" (Ю.Н. Тынянов).


Методика преподавания русской литературы ХХ века на примере произведения Набокова «Обида

I. Характеристика

Форма работы: система малых групп + мастер.

Подход к ребенку: свободное образование и воспитание.

Преобладающий метод: проблемно - поисковый, диалогический

Категория обучающихся: учащиеся, владеющие навыками работы в ма­лой группе.

II. Актуальность

Существующая система образования в значительной степени построена на передаче знаний от учителя к ученику, на пассивной позиции обучающегося. Ученик — пассивный субъект обучения. Задача ученика на традиционном уроке — усвоить и воспроизвести знания. Учитель организует преиму­щественно репродуктивную деятельность, пооперационно, прямо руководит действиями ученика. Учитель в такой системе — непререкаемый авторитет, истина в последней инстанции. Используются в основном фронтальные фор­мы обучения. Традиционный характер образования не раскрывает до конца творческий потенциал человека, воспитывает пассивную, послушную лич­ность. Современная жизнь востребует только личность активную, критически мыслящую, самостоятельную, инициативную. Эти задачи целенаправленно помогает решать технология мастерских.

III. Идеи

1. Вызов традиционной педагогике. Образование должно стать иным:

· личность в мастерской не получает, а сама «выстраивает» свое знание, чтобы активно и творчески пользоваться им в жизни, как своим приобретением;

· процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание;

· культурные формы должны лишь предлагаться ребенку, но не навязы­ваться;

· сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

2. Личность с новым менталитетом.

Ученик понимается как личность самостоятельная, творческая, соци­ально ответственная, конструктивно вооруженная, способная оказывать по­зитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир. Современному обществу нужны люди с новым менталитетом, лишенным рабского исполни­тельского начала и основанным на глубокой вере в себя, в свои способности, на умение эти способности реализовывать.

3. Все способны:

· на мастерской предоставляется возможность каждому продвинуться к истине своим путем;

· каждый человек (ребенок) обладает способностями практически ко всем видам человеческой деятельности: к овладению естественным и гуманитарным знанием, изобразительным искусством, музыкой и т.д. Дело только в том, какие методы будут применяться в процессе его образования и развития;

· ученик имеет право на ошибку; ошибка считается закономерной ступенью процесса познания; точные знания следуют за ошибками.

4. Новый тип педагога — мастер.

· это не авторитарный наставник, не тот, кто подавляет природу ребенка, а тот, кто следует ей на правах талантливого скульптора;

· мастер — для ученика, а не ученик для мастера;

· мастер создает условия для реализации заложенных в ребенке природных задатков.

IV. Цели

Предоставить учащимся психологические средства, позволяющие им саморазвиваться, осознавать самих себя и свое место в мире, по­нимать других людей, а также закономерности мира, в котором они живут, перспективы «будущего», которые затронут их самих.

Проделать путь от культуры полезности к культуре достоинства (человек самоценен).

V. Особенности методики

Мастерская как локальная технология охватывает часть содержания учебной дисциплины. Она состоит из ряда заданий, которые направляют работу ребят в нужное русло, но внутри каждого задания школьники абсолютно свободны. Они каждый раз вынуждены осуществлять выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы и т.д. Мастерская начинается с актуализации знаний каждого по данному вопросу, которые затем обогащаются знаниями товарищей по группе. На следующем этапе зрения корректируются в разговоре с другой группой, и только после этого точка зрения группы объявляется классу. В этот момент знания еще раз корректируются в результате сопоставления своей позиции с позицией других групп.

В технологии мастерских разработан алгоритм в виде последовательности шагов, блоков деятельности:

1. Индуктор. Системообразующим элементом мастерских является проблемная ситуация (индуктор). Индуктор надо соотнести с чувствами, мыслями, эмоциями, создать эмоциональный настрой, личное отношение к предмету обсуждения.

2. Работа с материалом:

a. Самоконструкция — это индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

b. Социоконструкция — построение этих элементов группой.

c. Социализация — все, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.

d. Разрыв — внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональ­ный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным источником.

3. Рефлексия — самоанализ, анализ движения собственной мысли, чувства, мироощущения, знаний.

VI. Условия реализации

Чтобы овладеть этой техникой педагогической деятельности, учителю — мастеру нужно многое в себе изменить. Нужны широкие знания, учитель предварительно работает с большим объемом информации, чтобы в мастер­ской остаться в тени. Нужно освободиться от стереотипов, уметь придумы­вать увлекательные ситуации, стимулирующие познавательный поиск. Учи­тель должен чувствовать себя не «над», а рядом с учениками.

VII. Влияние на здоровье школьников

Здоровье — это состояние полного благополучия. Среди факторов, влияющих на него, основную роль играет образ жизни (на 50-55%). Важ­ной составляющей здорового образа жизни является психологический ком­понент, который включает уверенность в себе, основанную на умении уп­равлять своими мыслями и чувствами, хорошее эмоционально — чувствен­ное состояние. На мастерских создается наиболее благоприятная обста­новка для психологического комфорта, исчезает зажатость, страх ошибки, элемент соперничества и соревнования не нужны для процесса познания, появляется ощущение радости, свободы, уверенности в своих силах и спо­собностях.

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ МАСТЕРСКОЙ В 6 КЛАССЕ

Тема: Смысл названия рассказа В. Набокова «Обида».

Цель: Найти, перечитать и проанализировать ключевые эпизоды рассказа, раскрывающие смысл названия; определить смысл названия, проанализировать процесс рождения, развития и вызревания чувства обиды, ее глубинные причины.

Ход урока

Тема -> тетрадь.

Цель урока - найти, прочитать и проанализировать ключевые эпизоды рассказа, раскрывающие смысл названия рассказа; определить этот смысл.

Вы прочли рассказ. Как можно было назвать его по-другому. Предложите короткое, но емкое название. Запишите в тетрадь.

Обсудите в группе, выделите наиболее удачные. Остальные запишите то, что понравилось.

Владимир Владимирович дал название «Обида». Образуйте однокоренные слова.

Заготовки на доску: обиженный, обидчивый, обижаться, обидеть, оби­деться, обидчик, обижающий, обидно.

Распределите эти слова в 2 колонки. Объясните принцип классификации,

Обидеться обидеть

Обиженный обижающий

Обидно обидчик

Если есть обидчик, значит, есть и обиженный. Продолжите [ ] 1 словом. Это слово запишите в колонку «обидчик».

На доску: Я обижаюсь, если меня...

(на меня) ...

(со мной)... кричат

обманывают

ударяют

ругают

предают

не замечают

не понимают

Закончите [ ] одним словом. Это слово запишите в колоночку «обиженный». В группе дополните.

На доску: Когда меня обижают, я ... плачу

нервничаю

ухожу

уединяюсь

(хочу побыть один)

защищаюсь

Поставьте в колонку обиженных или обидчиков свое «я» (можно посредине). Поднимите руку, кто чаще всего бывает обидчиком? обиженным? Чаще и тем, и тем (посредине).

Сегодня на уроке все поставим себя на место обиженного. Вспомните своих обидчиков. Соедините всех своих обидчиков одним местоимением:

я | они

В каких отношениях находятся я и они? (конфликта). В рассказе Набокова тоже звучит это местоимение «они». Кто и когда произносит это роковые «они»?

Цитируем текст: ч. 6

- Они там, - сказала она (Анна Федоровна Козлова), - ты пойди к ним.

- Они и я. Кто этот я? (Путя) Они? (Дети)

Кто наиболее ярко выделен из детских образов? Кто запоминается? (Вася Тучков и Таня).

Дочитаем этот эпизод до конца (ч. 7).

Что значит «входить в поле зрения многих глаз»? (Быть замеченным, быть на виду).

«Надо было проделать этот путь одному». Что это за путь? К сближению или к обиде?

Найдите 1 шаг, когда можно было войти в поле зрения детей, стать заме­ченным.

с. 166 № 8 Метание копья в мишень (невнимание)

Найдите, как об этом пишет Набоков.

Цитата: «Сейчас, расставив загорелые ноги, ... никто не заметил, так как игра кончилась.

Была ли Путе нанесена обида? (в группах обсудите).