Под целью подразумевают ранее планируемый, предполагаемый результат деятельности в отношении преобразования какого-либо предмета. Впедагогике объектом преобразования выступает учебная деятельность учащегося, а результатом — уровень воспитанности, развития и обученности, которого учащийся сумел достичь в процессе получения знаний. Если раньше под конечной целью урока рассматривалась только передача какого-то определенного объема знаний, а учитель стремился лишь к передаче учащимся готовых выводов науки, то теперь цели каждого отдельно взятого урока ставятся в соответствии с целями всего процесса обучения и образования.
В настоящее время цель каждого урока должна отличаться конкретностью. Учитель точно должен знать, какими средствами он будет пользоваться, чтобы достичь поставленной цели, а также не забывать про конкретные дидактические задачи. Часто бывает так, что перед учителем стоят очень сложные цели, поэтому, чтобы добиться положительного результата, он должен решить три основные дидактические задачи:
♦ помочь вспомнить учащимся те знания, умения и навыки, которые связаны с данной темой урока;
♦ дать учащимся новые понятия и научить их новым способам действия;
♦ позволить учащимся самостоятельно применить знания и опыт деятельности с целью формированияу них нового познавательного опыта, новых знаний, умений и навыков.
В современной педагогической деятельности к нынешнему уроку предъявляют следующий ряд требований.
1. Учитель должен дать четкое определение задачам, целям и структуре урока.
2. Современный урок надо строить на основе последних достижений педагогической науки, а также с применением современных средств обучения.
3. На современном уроке необходимо наличие передовых образовательных технологий.
4. Учитель должен организовывать активную познавательную деятельность учеников на уроке.
5. На уроке необходимо соблюдение гигиенических и психологических условий для продуктивной учебной деятельности, а также предотвращения возможных психических и физических травм учащихся.
Как дидактические задачи, так и конкретные цели каждого лабораторно-практического занятия реализуются в реальной педагогической действительности через решение учебных задач. Такие задачи даются учащимся для закрепления полученных на уроке знаний, умений и навыков. К ним относится и решение арифметических действий, и составление плана пересказа, и разбор предложения, и лабораторные работы, и составление гербариев и других коллекций. Эти учебные задачи призваны отражать деятельность школьников в конкретных ситуациях. Иными словами, учебные и дидактические задачи становятся основным средством достижения целей лабораторно-практических занятий и конструирования действий как учителя, так и учеников.
Побудительным началом активной мыслительной деятельности должно быть не принуждение к активности, а желание обучаемого решить проблему. Только в этом случае активность будет мотивированной и продуктивной. Преимущество надо отдавать не внешней мотивации (получишь оценку), а внутренней (станешь интереснее другим людям, сможешь достичь чего-либо). Одним из эффективных мотивационных механизмов повышения мыслительной активности обучаемого является игровой характер учебно-познавательной деятельности. Обучающая игра имеет важную закономерность: первоначальная заинтересованность внешней стороной явлений постепенно перерастает в интерес к их внутренней сути.
Многочисленными исследованиями доказано, что познавательный интерес стимулирует волю и внимание, помогает более легкому и прочному запоминанию. По мнению B.C. Ротенберга, СМ. Бондаренко, познавательный интерес является связующим звеном для решения триединой задачи обучения, умственного развития и воспитания личности. Познавательный интерес связан не только с интеллектуальной, только с волевой или только с эмоциональной сферой личности, это их сложное сплетение [189].
А. Эйнштейн отмечал: «Большая ошибка думать, что чувство долга и принуждение могут способствовать ученику находить радость в том, чтобы смотреть и искать» [264]. Какие же условия способствуют развитию познавательного интереса?
1. Развитию познавательного интереса, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи проблемного характера.
2. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов.
3. Чем больше новый материал связан с усвоенными раньше знаниями, тем он интереснее для учащихся. Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьника ранее, также способствует повышению интереса к новому материалу.
4. Ни слишком легкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.
5. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника им самим, тем интереснее ему работать.
Как можно осуществлять более частую проверку знаний? Можно предложить учащимся рассказать домашнее задание друг другу; возможны хоровые ответы на несложные вопросы; когда ученик отвечает у доски, классу дается задание — внимательно слушать и подготовить рецензию на ответ или оценку ответа; если ученик решает задачу у доски, возможно выполнение задания за ширмой или отвернутой доской с последующим сравнением решения с классом (метод «закрытой доски» описал психолог Ф.Н. Гоноболин как способ повышения активности класса); если приходится обращаться к ранее изученному материалу, то те, кто знает, напоминают тем, кто забыл.
При проведении лабораторно-практических работ важным является привлечение возможно большего числа органов чувств учащихся:слуха, зрения, осязания, обоняния. Многоканальность поступления информации обеспечивает лучшую активность мозга, более прочное запоминание. Необходимо также учитывать, что ученики имеют свои индивидуальные доминирующие каналы восприятия: чаще информация усваивается через орган зрения (визуальный канал), реже у детей в восприятии доминирует слух (аудиальный канал), у некоторых преобладает кинестетический канал восприятия (через осязание, манипулирование с предметами). Именно поэтому новые термины нужно не только внятно произносить, но и записывать в тетради.
С предыдущим пунктом тесно связана проблема соотношения образной и логической подачи и обработки учебного материала. На физиологическом уровне этот вопрос соотносится с доминированием левого или правого полушария головного мозга. В отличите от других особенностей организации лабораторно-практических работ, эти данные не являются широко обсуждаемыми в педагогической литературе, поэтому рассмотрим их более подробно.
Р. Сперри в опытах по рассечению основных связей между полушариями (с целью предотвращения развития эпилептических припадков) установил, что левое полушарие полностью сохраняет способность к манипулированию формализованными знаками, цифрами, но не различает интонации и модуляции голоса, не чувствительно к музыке (воспринимается только ритм), плохо распознает сложные образы. Правая рука (управляемая левым полушарием) теряет способность к рисованию, к построению из кубиков фигуры, к нахождению предметов на ощупь. Речеговорение же без левого полушария невозможно. С правым полушарием связывают также бессознательное психическое человека. Различие между полушариями не сводится к материалу, которым они манипулируют, речь должна идти только о способе манипулирования. Правое полушарие «схватывает» материал целостно, левое же способно к ступенчатому, поэтапному познанию (аналитическая деятельность). Левополушарная стратегия организует материал так, что создается однозначный контекст, понимаемый всеми одинаково, а правополушарная — многозначный контекст, неподдающийся исчерпывающему объяснению в традиционной системе общения. В общем же мозг функционирует как единое целое, объединяя оба способа организации контекста как взаимодополняющие компоненты мышления, но при доминировании одного из них [424].
У детей образное восприятие мира требует значительно меньшей активации мозговых структур, чем формально-логическая. Однако все обучение у нас рассчитано на левое полушарие, которое для детей требует высокой активации мозга. В дальнейшем левополушарное доминирование требует значительных усилий для преодоления его ограниченности, однозначности, которая препятствует творчеству. Низкотворческие люди легче работают в однозначных контекстах.
В исследованиях Д.А. Фабер показано, что. у детей от 3 до 7 лет в ситуации как произвольного, так и непроизвольного внимания активируется преимущественно правое полушарие, и только начиная с 10-летнего возраста — левое [45]. Сдвиг асимметрии в сторону относительного преобладания левого полушария становится особенно выраженным к концу подросткового периода. Весьма интересно, что у детей-правшей 8—9 лет даже при решении математических задач более реактивным и активированным является правое полушарие, и только между 10 и 14 годами существенно возрастает активность левого. Арифметические задачи младшими школьниками решаются не с помощью выявления принципиального ключа, а каждый раз очень конкретно и индивидуально.