Смекни!
smekni.com

Методы и приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе. (стр. 2 из 4)

Кирпичиком, ведущим к образованию ассоциаций или связей, Л.С. Выготский считал слово, а также работу над словом. По сути дела затрагивается главная проблема содержания любого учебного курса. Такая сложная и многозначная ткань, как русский язык, в процессе его изучения всякий раз подвергается анализу, в ходе которого рассматриваются отдельные его части. Обучение не приведет к желаемому успеху, если за единицами ребенок не увидит элементов, если родной язык не предстанет перед ним в своем единстве и во всей полноте.

Научные установки психолога обращают нас к наследию К.Д. Ушинского, усиливают понимание того, почему великий педагог на первое место ставит развитие "дара слова". Выделяя слово как живую клеточку, содержащую в простом виде основные свойства, присущие речевому мышлению, психолог идет к четкому отграничению двух основных функций слова. Одна из них является указанием на предмет, действие или качество, которую он назвал предметной соотнесенностью слова. (Окно – это окно, стол – это стол).

Вторая, не менее важная функция – функция значения. Именно значение слова претерпевает в развитии ребенка существенные преобразования. Определяя значение слова, Выготский подчеркивал, что слово не ограничивается указанием на тот или иной предмет, но также вводит этот предмет в систему связей и отношений, анализирует и обобщает его. Обращаясь к метафоре, можно сказать, что значение слова – это своеобразное увеличительное стекло, сквозь которое мы смотрим на мир. Постоянное расширение значения слова в сознании ребенка позволяет повышению более глубоким и широким взглядом проникнуть в окружающий мир. Например, слово чернильница указывает не только на предмет, но и на то, что этот предмет имеет отношение к цвету (черный), относится к классу предметов, имеющих орудийное значение (суффикс -ил-), является вместилищем чего-то (как сахарница). Существенным является то, что работа над словом не ограничивается толкованием его значения, но и также направлена на углубленный анализ предмета, обозначенного данным словом. Слово вводит предмет в широкую систему связей. Например, слово рыбак вызывает такие связи, как рыба, удочка, вода, река и т.д.

Слово, как известно, обобщает. Когда мы говорим "книга", мы имеем в виду любой предмет, которому могут быть приписаны свойственные ему качества. Интересно, что психологические интерпретации предметной отнесенности и значения слова уходят корнями в глубины русской филологии. Невольно удивительные приходят по своей тонкости аналогичные наблюдения, сделанные в свое время и отраженные в "Словаре живого великорусского языка" В.И. Далем.

Так, читая одну из его словарных статей, мы находим, что топор – "железное, настольное орудие, для тески и рубки, в котором отличают: лопасть с лезом и обух с проухом, а обух насаживают на топорище, деревянную рукоять, кривую, выкаченную". В.И. Даль объясняет, что существуют разные топоры. "Топор плотничий, с широкою тонкою лопастью и с острым носком" и т.д. В данной словарной статье жизнь слова "топор" показана в системе устойчивых словосочетаний, пословиц и поговорок.

Иными словами, если слово вводит предмет в широкую систему связей, то описание и объяснение этих связей предмета является наилучшим способом толкования значения слова.

Для методики русского языка представляет определенный интерес то, что одним из критериев, определяющих речевое развитие ребенка, является широта и глубина различных ассоциаций или связей вокруг предмета, о котором идет речь.

Однако, как показывает М.Т. Ярошевский, современный выдающийся психолог-энциклопедист "истинное понятие рождается, когда признаки различных явлений группируются в общности не путем ассоциаций, а на основе внутренне связанных логических операций анализа, синтеза, классификации, движения мысли от частного к общему и от общего к частному". Эффектом таких операций служит обретение словом теперь уже нового значения, отличного от синкретов и комплексов. Возникает понятие как "логически обобщенный умственный образ".

Работа над словом в учебном процессе, таким образом, является работой, направленной на развитие речи и развитие мышления. Формирующая мысль требует для своего выражения языковых средств, от богатства которых зависит точность и глубина мысли, в свою очередь, и качество речи находится в зависимости от предмета мысли.

Л.Н. Толстой говорил: "Почти всегда непонятно не само слово, а то понятие, которое выражается словом. Слово почти всегда готово, когда готово понятие. Поэтому есть все основания рассматривать значение слова не только как единство обобщения и общения, коммуникации и мышления".

Данное положение объясняет попытки многих авторов расширить содержание современных учебников и программ учебного предмета "Русский язык" посредством включения в него знаний энциклопедического характера, упражнений и заданий, направленных на повышение познавательной самостоятельности и активности детей, развитие творческих способностей, организации обучения на основе решения субъективно-творческих задач. При соблюдении различных объемов и пропорций в этом видится одна из плодотворных идей.

Словарная работа – одна из проблем начальной школы. Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз, который в ответственный момент жизни человека может его подвести.

Начальное обучение – важное время жизни для тех, кого мы называем будущие члены общества. То, как проходит этот особый период развития детей, может существенно отразиться на их дальнейшей судьбе и, в конечном счете, на судьбе общества.

Приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе тесно связаны с изучением безударных гласных, непроверяемых безударных гласных корня.

Повышение орфографической грамотности учащихся остается одной из важнейших проблем методики преподавания русского языка в начальной школе. "Начальная школа призвана обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма", - подчеркивается в Основных направлениях реформ общеобразовательной и профессиональной школ.

Вопрос о безударных гласных, как одной из важнейших проблем словарной работы, по всеобщему призванию, является основным в русском правописании. На изучение безударных гласных в корнях слов, в приставках, суффиксах и окончаниях, в соединительных гласных и т.д. затрачивается наибольшее количество времени в школьном курсе русского языка. При усвоении написания слов с безударными гласными учащиеся испытывают наибольшие трудности. Об этом свидетельствуют многочисленные ошибки на безударных гласных, встречающиеся в письменных работах учащихся всех возрастов, вплоть до оканчивающих среднюю школу.

У большинства школьников, допускающих такие ошибки, просьба учителя сформулировать орфограмму не вызывает особых затруднений. Однако необходимость применить давно знакомое правило в несколько неожиданных условиях, требующих не механического повторения привычного алгоритма, а осознанного подхода, оказывается для многих почти неразрешимой задачей.

Это объясняется самой природой гласных звуков. В отличие от согласных, которые, по образному выражению одного из грамматистов, являются берегами нашей речи, гласные звуки вливаются в речевое русло, как вода, едва различимыми струями, принимая разнообразные формы.

В пределах одного и того же языка различные диалекты его отличаются преимущественно гласными звуками. Даже в корнях слов, являющихся основными элементами нашего языка, они произносятся вполне определенно и отчетливо только под ударением, а в безударном положении изменяют свое звучание. Поэтому в словах между гласными буквами и звуками, которые обозначаются этими буквами, часто не наблюдается соответствия.

Поэтому перед учителем начальных классов стоит очень серьезная задача – добиться, чтобы учащиеся овладели навыками правописания безударных гласных в корнях слов. В качестве отправной точки служит, с одной стороны, ударение, с другой – словоизменение и словообразование. Необходимо научить детей видеть свои ошибки, выработать у них так называемую "орфографическую зоркость", добиться определенной самостоятельности орфографического мышления.

Чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь. Словарной работе в школе уделяют мало времени, нередко она носит случайный, эпизодический характер, отчего и речь учащихся формируется и выправляется медленнее, чем того хотелось бы.


Глава II. Опытная педагогическая работа

Учитель-методист В.Д. Купров использовал на своих уроках слова с безударными гласными, не проверяемыми ударениями, при объяснении нового материала (в примерах, иллюстрирующих то или иное грамматическое правило), в контрольных диктантах.

При проверке домашнего задания по учебнику непременно нужно спрашивать детей, все ли слова, встречающиеся в тексте, известны, понятны. Нельзя оставлять без внимания ни одного непонятного слова с непроверяемым написанием, встретившегося в учебнике "Русский язык" или в "Книге для чтения". Необходимо учить видеть такие слова в рассказе, стихотворении, научной статье, находить им объяснение, записывать в индивидуальные словарики. Индивидуальные словарики должны быть у каждого ученика, как утверждает В.Д. Купров. Откуда записывают ученики слова, Из любого текста, прочитанного ими. В I классе и первом полугодии II класса слова в словарики записывают коллективно. Например, слова: береги работу, поработали, работой, работает (слова берутся из упражнения). Когда дети "познакомились" со словами работа, рабочий, то в своих словариках нашли слова, им "родные".