Смекни!
smekni.com

Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения как пути нравственного воспитания школьников (стр. 2 из 6)

Учителю принадлежит приоритетная роль в воспитании и обучении школьников, в подготовке их к жизни и общественному труду. Учитель всегда является для учащихся примером нравственности и преданного отношения к труду. Проблемы нравственности школьников на сегодняшнем этапе развития общества особенно актуальны.

Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.

Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся.

Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий: учителя постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование.

Все факторы, обусловливающие нравственное становление и развитие личности школьника, И.С. Марьенко разделяет на три группы: природные (биологические), социальные и педагогические. Во взаимодействии со средой и целенаправленными влияниями школьник социализируется, приобретает необходимый опыт нравственного поведения. [12]

На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.

Одна из задач воспитания - правильно организовать деятельность ребенка. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организаций. Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития.

Развитие морального сознания ребенка происходит через восприятие и осознание содержания воздействий, которые поступают и от родителей и педагогов, окружающих людей через переработку этих воздействий в связи с нравственным опытом индивида, его взглядами и ценностными ориентациями. В сознании ребенка внешнее воздействие приобретает индивидуальное значение, таким образом, формирует субъективное отношение к нему. В связи с этим, формируются мотивы поведения, принятия решения и нравственный выбор ребенком собственных поступков. Направленность школьного воспитания и реальные поступки детей могут быть неадекватными, но смысл воспитания состоит в том, чтобы достигнуть соответствия между требованиями должного поведения и внутренней готовности к этому.

Необходимое звено в процессе нравственного воспитания - моральное просвещение, цель которого - сообщить ребенку совокупность знаний о моральных принципах и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов нравственного поведения и способствует формированию моральных оценок и поступков.

Нравственное воспитание школьников осуществляется в самых различных сферах их жизни и деятельности. Ребенок испытывает нравственное влияние в семье, в кругу сверстников, в школе, на улице. Часто это влияние не бывает адекватным требованиям. Систематическое, целенаправленное формирование высоконравственной личности происходит в школе, в организованном детском коллективе. В школе осуществляется специальная воспитательная работа, направленная на всесторон­нее развитие личности. На воспитание такой личности и направлена специальная воспитательная деятельность школы, которая решает следующие задачи нравственного воспитания:

- воспитание нравственного сознания, проч­ных нравственных убеждений;

- воспитание нравственных чувств, направленных на осознание подрастающим поколением своего отношения к Родине, обществу, труду, к самому себе, к людям;

- воспитание навыков и привычек нравственного поведения;

- воспитание моральных качеств.

Конечная цель и задача нравственного воспитания — вырабо­тать у каждого человека активную жизненную позицию.

Таким образом, содержание нрав­ственного воспитания направлено на формирование цельной нрав­ственной личности.

С философской точки зрения содержание, будучи определяю­щей стороной целого, представляет единство всех составных эле­ментов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, проти­воречий и тенденций.

Итак, теоретический анализ состояния проблемы нравственного воспитания школьников позволяет сделать вывод о том, что учеными наработаны интересные подходы к данному вопросу, которые можно взять на вооружение при повышении нравственного воспитания школьников.

2. Особенности методов осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения

Все активнее в жизни школы входят методы организации взаимодействие учащихся друг с другом. Для наиболее полного социального развития ребенка необходима целенаправленная и планомерная работа, которая посильна только педагогу.

Формирующим элементом в этих методах выступает диалогическое общение учащихся. Ключевым для понимания роли диалогического общения в социальном развитии является тезис о том, что развивается не ребенок , а единство ребенка с ближайшим микросоциумом, куда входят сверстники и учителя.

Ученые в области педагогики выявили, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, по-разному относятся к различным средствам и методам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост. Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности. Работая над проблемами нравственной воспитанности школьников, надо учитывать особенности методов осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения. Общей особенностью методов осмысления детьми своего социального опыта является их вербальность: рассказ, лекция, беседа, дискуссия. Слово как воспитательное средство особенно точно может быть обращено к сознанию ребенка, вызвать его размышления и переживания. С помощью слова описываются события и явления, порой еще не встретившиеся детям в жизни, формируются понятия, представление, собственное мнение и оценка происходящего.

Кроме того, слово способствует осмыслению ими своего жизненного опыта мотивации своих поступков.

Словесные методы некоторые педагоги – теоретики считают методами убеждения. Это не совсем так. Само по себе словесное воздействие на ребенка в отрыве от других методов воспитания не может сформировать устойчивых убеждений.

Рассказ. Наиболее распространенный метод в работе со школьниками. По своей методической сути – это монолог воспитателя(учителя) который строится как повествование, описание или разъяснение(рассуждение).Этот метод успешно реализуется в процессе рассказывания житейской истории, сказки, притчи. При этом важно не выводить нравоучение из рассказа прямо, а, как советовал В.Г Белинский, » спрятаться « за сюжет, предоставив возможность самим детям дать оценку услышанному , сделать вывод. Ведущая функция данного метода - обучающая. Сопутствующие функции - развивающая, воспитывающая, побудительная и контрольно – коррекционная. [7]

Беседа. Предоставляет учителю значительно большие возможности для управления процессом выявления у детей мотивов деятельности и поведения. Главное преимущество ее как раз и состоит в том. Что вопросы помогают учителю «вывести наружу» мотивы деятельности и поведения. При этом обеспечивается наиболее выгодная позиция учащегося как активного участника приобретения и обогащения знаниями. [14]

Основное назначение бесед — привлечь самих учащихся к оценке событий, поступков, явлений общественной жизни и на этой основе сформировать у них небезразличное отношение к окружающей действительности, к своим гражданским, политическим и нравственным обязанностям. При этом убеждающий смысл обсуждаемых в ходе беседы проблем будет значительно выше, если они находят опору в личном опыте ребенка, в его делах, поступках и действиях.

В основу беседы должны быть положены факты, раскрывающие социальное, нравственное или эстетическое содержание тех или иных сторон общественной жизни. В качестве таких фактов, положитель­ных или отрицательных, может выступать деятельность определен­ной личности или отдельное ее свойство, закрепленное в слове, моральное правило, обобщенный литературный образ, организован­ный или спланированный педагогический образец. Форма подачи отдельных эпизодов и фактов может быть различной, но она непременно должна наводить учащихся па размышления, резуль­татом которых является распознавание определенного качества лич­ности, стоящего за тем или иным поступком. Распознавание и правильная оценка качеств личности требуют умения вычленять мотивы и цели поведения человека и сопоставлять их с общепри­нятыми нормами, анализировать факты, выделять существенные признаки каждого усвоенного понятия, отвлекать их от всех сопут­ствующих, но второстепенных в данном случае проявлений личности. В воспитательной практике беседы получили, пожалуй, самое большое распространение. Это обстоятельство, однако, не должно создавать у начинающего учителя впечатления, будто проведе­ние беседы является простым делом, не требующим специальной подготовки и тщательной организации. Нередко беседы (особенно этические) представляют собой набор скучных, набивших оскомину сентенций. Часто забывается, что излишнее, неумелое повторение даже благородных идей может породить у молодого человека негативное отношение к ним. Эти идеи, лишь формально декларированные, но не принятые воспитуемыми как истинные, ставят перед учеником вопросы, ответы на которые черпаются затем порой не из лучшего источника, вопреки желаниям педагогов. Без слова никакое воспитание невозможно. Однако словесные способы воздействия — обоюдоострое оружие, могущее принести не только пользу, но и вред.