Рис.1. Процентное соотношение уровня готовности к формированию духовно-творческого потенциала личности дошкольников исследуемой группы
Таким образом, полученные результаты диагностики говорят о том, что в исследуемой группе преобладает средний уровень готовности к формированию духовно-творческой сферы личности дошкольников. Данный уровень составляет 66,7%. А это значит, что в воспитательном и образовательном процессе детского сада необходимо создавать педагогические условия для моделирования духовно-творческой сферы личности дошкольников.
От природы в человеке заложены огромные потенциальные возможности. Можно предположить, что они указывают на возможность восхождения человека к духовным состояниям, которые лежат в основе творчества и духовности, ибо нельзя представить творческий продукт, который не был бы одухотворен, пропитан человеческим чувством. Этот процесс, несомненно, предполагает саморазвитие, которое является ведущей константой педагогического гуманизма. В своем подходе мы рассматриваем педагогический гуманизм как системообразующий фактор становления личности, при этом в нашем понимании "становление" как педагогическая категория не тождественна "воспитанию", о чем мы говорили выше. С точки зрения функционального подхода эти категории имеют разные сущностные характеристики. Если воспитание выступает как целенаправленный процесс формирования личности в специально организованной системе, то становление, в отличие от него, предполагает переход от одной определенности бытия к другой. Оно состоит из уже осуществленного действия и из еще не осуществленной потенции и подразумевает субъектную активность самой личности: личность сама становится тем, чем она в действительности является, а не тем, кем она представляется социуму.
Отрицать влияние реального мира на духовно-творческое становление личности бессмысленно, так как он составляет реальность человеческого существования, так же бессмысленно отрицать наличие субъективного мира как реальности автономного духовного бытия человека (В.И. Слободчиков). Важнее понять, как эти две реальности детерминируют процесс духовно-творческого становления личности.
Чтобы понять основания, на которых формируются те или иные свойства личности, например, духовно-творческие, нужно рассмотреть те из них, которые либо содействуют ее становлению, либо сдерживают его и уродуют личность. Конечно, связь этих факторов с процессом становления не прямая и опосредствуется множеством условий, через которые фактор содействует данному процессу. При рассмотрении социально-педагогической детерминации личности обнаруживаются противоречия: с одной стороны, свойства личности определяются общественными отношениями, с другой - личность в своей общественной жизни ведет себя как сознательное существо и активно, в большей или меньшей степени, строит свои отношения с миром и другими людьми.
Из всего выше сказанного следует, что становление личности в процессе социализации обеспечивается сложной системной детерминацией. Именно этот подход обусловил анализ литературы, представленный ниже, и ориентированный исключительно на процесс духовно-творческого становления личности.
При рассмотрении движущих сил и условий развития личности А.Г. Асмолов указывает на кульминационный пункт в ходе анализа личности в обществе, которым является рассмотрение продуктивных (творчество, воображение и тому подобное) проявлений личности, вступающей в отношения к самой себе, преобразующей мир, изменяющей свою собственную природу.
Анализ психолого-педагогической литературы указывает на то, что творческие способности, потенции, возможности, которые находятся как бы в свернутом виде, могут быть развернуты, развиты при определенных условиях. В психологии и педагогике активно ведется поиск таких условий.
Обобщенный анализ исследований в этом направлении указывает, что многие исследователи связывают развитие творческого потенциала личности с развитием творческого мышления. Нами поддерживается точка зрения, что этот процесс влечет за собой появления нового активного внутреннего содержания, ибо творчество - это "космологический процесс, духовный, центрирующий и насыщающий. В нем радость и наслаждение рождения нового". Это большая духовная работа. Любая духовная работа спряжена с общением, в ней используются воздействия, полученные от одних людей, а ее результаты воздействуют на других, а иногда на самих себя.
Изучение творческого мышления и его роли в становлении личности имеет давние традиции: от категорий, форм творческого мышления Аристотеля к логике открытий Ф. Бэкона, идеи трансцендентального синтеза И. Канта до современных исследований отечественных и зарубежных ученых разных школ и направлений.
Процесс формирования творческого мышления проходит в три этапа: на первом - складывается представление о творчестве и творческом мышлении; на втором - происходит освобождение мышления от внешне навязываемых ограничений, рамок, стандартов и приобретение опыта решения творческих заданий и ситуаций; третий - характеризуется усложнением заданий, дальнейшем развитием способности находить новые, нешаблонные способы мышления.
К группе внешних условий, способствующих формированию творческого мышления, отнесены: творческий стиль общения педагога с ребенком, творческая активность педагога, положительное эмоциональное отношение к детям, учет уровня проявления творческого мышления каждого ученика, отбор особого содержания материала и формирование эвристических приемов умственной деятельности, работа с задачами "открытого" типа, поощрение различных форм творческого продукта в семье и школе, отсутствие преград в отношении спонтанности и инициативы ребенка, предоставление ему возможности манипуляции с предметами и мыслями, стимулирование творческого потенциала ребенка. Выявлено, что препятствуют формированию творческого мышления такие внешние условия, как ограничение инициатив и запрещение вопросов, внешняя цензура, негативная оценочная деятельность, лимит времени, посторонние раздражители, работа по необходимости.
К внутренним условиям, способствующим формированию творческого мышления младших подростков, были отнесены: осознание ценности творческих черт собственной личности ребенком, эмоциональное положительное отношение к процессу творчества, установка на творчество, спокойная концентрация сознания, личностная и когнитивная рефлексия. Препятствуют формированию творческого мышления такие внутренние условия, как конформизм, внутренняя цензура, чрезмерно высокая мотивация, боязнь неудачи, умственное и физическое истощение, депрессия и другие. Успешность работы во многом зависит от комплексного соблюдения внешних и внутренних условий, способствующих формированию творческого мышления.
Анализ совокупности внешних и внутренних условий позволил нам выделить интегрированные условия формирования творческого мышления. К ним отнесены: конструирование содержания специальных занятий, учет личностного разнообразия детей и гуманистическое взаимодействие субъектов воспитательно-образовательного процесса. Поскольку в образовательном пространстве современной школы нет собственного места формированию творческого мышления учащихся, и этот процесс осуществляется в рамках учебной деятельности не в полной мере, то мы считаем вполне целесообразным выделить специальную область для осуществления этого процесса - специальные занятия по формированию творческого мышления.
Духовно-творческое становление личности происходит в определенном социокультурном образовательном пространстве, особое место в котором занимает воспитательная деятельность, и именно она способствует духовно-творческому становлению личности, так как ее организационные формы отвечают возрастным потребностям и возможностям воспитанников и обусловливают развитие духовно-творческого потенциала, лежащего в основе становления духовно-творческой личности. В связи с вышесказанным, в качестве второго внешнего педагогического фактора духовно-творческого становления личности в процессе маргинальной стадии социализации нами выделено: обеспечение успешного преодоления дошкольниками маргинальной стадии социализации посредством воспитательной работы.
Игровая деятельность дошкольников также играет важную роль в моделировании духовно-творческой сферы личности ребенка. Данный фактор в воспитательном процессе может быть в достаточной мере реализован за счет создания следующих условий: педагогического обеспечения участия детей в игре; участие в рефлексивных играх с творческим содержанием и расширяющих "поле" духовных состояний; педагогической поддержки (поддерживается развитие самости, креативности, духовности) воспитанников в процессе присвоения нового рефлексивного опыта.
Становление духовно-творческого потенциала личности возможно при наличии характеристик, параметров, определяющих готовность человека осознанно и эффективно выполнять широкий спектр социальных ролей (включая и задачи конкретного вида деятельности), проектировать и создавать адекватные жизненные психологические явления, формировать мотивацию собственного развития, самообразования, самосовершенствования. Это указывает на то, что важно обратить внимание на приобщение личности к системе культурных общечеловеческих ценностей, которые можно обозначить как духовно-творческие.
Анализ научной литературы на предмет общекультурного развития человека (А.Е. Айви, А.А. Деркач, Ю.М. Забродин, А.С. Зубра, М.В. Попова, В.М. Розин и другие), психологической культуры личности, ее отдельных компонентов - психической регуляции деятельности, коммуникативной компетентности, общительности и так далее (О.С. Анисимов, Б.С. Братусь, Т. Питерс, В.И. Кабрин, М.К. Тутушкина, Л.А. Петровская и другие) показал, что ученые рассматривают приобщение к психологической культуре как фактор развития индивидуальной психологической культуры и указывают на то, что психологическая культура личности может выступать в качестве критерия уровня зрелости развития и основанием общей культуры личности. Соответственно, повышение уровня общей психологической культуры личности является одним условий ее социального становления.