Разработанная в кадетских корпусах система подготовки военных кадров для русской армии была весьма эффективна. В годы Второй Отечественной войны учреждаются суворовские и нахимовские училища, воспроизводящие практику кадетского образования. После падения в 1991 году советско-партократического режима началось воссоздание кадетских корпусов и возрождение дореволюционных традиций.
На современном этапе: комплектование Кронштадтского морского кадетского корпуса – государственное образовательное учреждение среднего (полного) общего образования, целью образовательной деятельности которого является реализация государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования и подготовка выпускника Корпуса к обучению в высших (средних) Военно-Морских учебных заведениях производится на основе добровольного выбора кандидатами учебного заведения при согласии их родителей (законных представителей), Кандидаты для зачисления должны отвечать следующим требованиям;
- иметь соответствующее образование и положительные результаты по итогам вступительных экзаменов (повторная сдача экзаменов не допускается);
- быть пригодными по состоянию здоровья для обучения в Корпусе и иметь положительные результаты первичного профессионального психологического отбора;
– изучать английский язык;
- в установленный срок предоставить все необходимые для зачисления в Корпус документы. В Корпус принимаются мальчики в возрасте (исполняющихся в год поступления):
– 10–11 лет – в 5 класс;
- 11–12 лет – в 6 класс;
- 12–13 лет – в 7 класс;
- 13–14 лет – в 8 класс;
- 14–15 лет – в 9 класс.
Прием в 6–9 классы осуществляется при наличии вакантных мест и при условии изучения кандидатом английского языка.
Прием в Корпус осуществляется на конкурсной основе, заявления родителей о желании кандидата поступить в Корпус подаются в период с 15 апреля по 15 мая года поступления на имя военного комиссара РВК (ГВК) по месту жительства кандидата;
В заявлении оговаривается согласие родителей кандидата на направление его после окончания Корпуса для дальнейшего обучения в военно-морское учебное заведение. К заявлению родителей о желании кандидата поступать в Корпус прилагаются: личное заявление учащегося на имя начальника Корпуса о желании учиться в Кадетском корпусе и в дальнейшем продолжить обучение в военно-морском учебном заведении.
Таким образом, педагоги, как и их воспитанники, жили в разные эпохи. По-разному складывались их судьбы, но всех их роднило чувство любви к своей Родине, воедино связывала честь, готовность до конца выполнить свой воинский долг.
К преподаванию в Морском Кадетском корпусе привлекали лучших отечественных и зарубежных педагогов. Вначале это были петровские вельможи. Затем именитые профессора и герои-мореплаватели. Со временем часть преподавателей стали набирать из учеников окончивших Морской Кадетский корпус.Выбор воспитателей возлагался непосредственно на директора Морского кадетского корпуса, от которого требовали, чтобы это были «только люди истинно достойные, с чистою нравственностью, с познаниями и способностями к воспитанию». Также вместе с военными педагогами к ведению учебно-воспитательного процесса в корпусах привлекались преподаватели и из числа гражданских лиц, или окончивших педагогический институт, причем на конкурсной основе. Офицеры, проходящие службу в Морском Кадетском корпусе, имели ряд преимуществ: повышенное денежное содержание, сокращенный срок выслуги. Изначально преподаватели Морского Кадетского корпуса были исключительно дворянского происхождения, но с изменением статуса абитуриентов со временем изменялся и статус преподавателей. Наиболее способных из разночинцев решили оставлять в корпусе на должности подмастерьев преподавателей. Однако надо иметь в виду, что ученики геодезического класса (гимназисты, как их тогда называли), кроме учебы, должны были прислуживать в столовой у кадет или гардемарин и питаться тем, что оставалось. Будущие преподаватели выходили практически из прислуги, и это не могло не сказываться на отношении к ним и к их предметам.
На современном этапе дворянское происхождение не имеет значение в выборе преподавателей. На педагогическую работу в училища принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию.
Сравнивая возрастные рамки и социальный статус абитуриентов можно сделать вывод, что с Петровских до наших дней произошли некоторые изменения.
В 1752 г. Был создан Морской шляхетный кадетский корпус. Новое название подчеркивало комплектование его исключительно лицами дворянского происхождения.
В пореформенный период в Морской Кадетский корпус принимались дети недворянского происхождения, однако продолжали преобладать дети дворян, главным образом офицерские дети. При поступлении не устанавливался объем знаний, от поступавших требовалось только умение читать и писать по-русски. Срок обучения определялся в 7 лет.
На современном этапе в Морской Кадетский корпус принимаются дети с 11 до 15 лет. Социальный статус не играет существенной роли, как в дореволюционное время.
3. Организация учебного процесса в Морском Кадетском Корпусе
На момент создания 1752 году Морского кадетского корпуса штат корпуса был определен в 360 воспитанников, которые в строевом отношении делились на три роты, а в учебном на три класса (соответственно в каждой роте и классе было по 120 человек). Воспитанники первого, или выпускного, класса назывались гардемаринами, а второго и третьего кадетами. Из второго класса планировалось выбирать около 30 человек в артиллерийские кадеты.
Окончившие удовлетворительно полный курс производятся осенью по окончании кампании в мичманы, а неспособные к военно-морской службе награждаются гражданскими чинами X или XII класса.
По штатам постоянного состава Морского Кадетского корпуса преподавание математических и навигационныхнаук вели профессор, два преподавателя и при них шесть подмастерьев, а также шесть так называемых «учеников большой астрономии» (из них впоследствии назначались подмастерья). Артиллерии и фортификации обучали два преподавателя и при них два подмастерья. Также предусматривались два преподавателя по «географии, генеалогии, истории, политике, морали, геральдике. Трудно сказать, как два преподавателя могли справляться с таким количеством учебных курсов. Было составлено расписание занятий, «в котором часы кадетам каких наук и у которого мастера обучаться». Первым классом считался третий, последним – первый. В третьем классе обучали языкам особенно русскому, английскому, немецкому и французскому, которые преподавались во всех трёх классах, а такжев корпусе изучалось двадцать восемь наук, арифметика, геометрия, тригонометрия, алгебра, механика, политика, рисование, танцы, фехтование, чистописание, география и грамматика, во втором – фортификация, артиллерия, история, правильному в письме складу и стилю, генеалогия, риторика, мораль, геральдика, а также морская эволюция (тактическое маневрирование), морская практика, такелажное дело, «архитектура челнов и чертежей корабельных и галерных пропорций» и прочим воинским и политическим (гражданским) наукам. Первый класс посвящался более углубленному изучению тех наук, военных или гражданских, к которым каждый воспитанник больше склонности имел. Пребывание в каждом классе не ограничивалось определенным сроком. Определение кадета в первый класс производилось по особому решению командиров, профессоров и учителей.Переводы из класса в класс и производство гардемаринов в офицеры осуществлялись только на открывшиеся вакансии.
Уроки проходили утром с 7 до 11‑и днем с 14 до 18 часов. Математические и специальные (морские) дисциплины, а также иностранные языки – предметы, которые требовали большого умственного напряжения, планировались на утреннее время, а после обеда проводились уроки по «словесным наукам». Причем по географии и истории домашних заданий не было, весь материал следовало выучивать на уроках «через затвержение при сказывании поочередно всех в классе». Как только кадет усваивал изучаемую им науку и заканчивал предложенную ему программу, он переходил к следующему предмету и изучал до тех пор, пока учителя не находили его знания достаточными. Кадет занимался одновременно двумя-тремя науками, посещая по расписанию классы и самостоятельно изучая заданный ему материал. Присутствующий преподаватель следил за тем, чтобы группа занималась, не мешали разговорами, смехом и хождением.
Вот, например, как сдавал экзамен некто сержант Петр Степанов – «от роду 25 лет, из дворян, в 1743 году определен из недорослей в Морскую академию в ученики; в 1745 году написан в гардемарины из науки сферики; в 1753 году пожалован в кадетский корпус сержантом из науки круглой навигации. Артиллерии, фортификации, рисованию корабельных членов, экзерции ружейной и пушечной обучался. На море служил восемь кампаний». Как видно из этих данных, выписанных в экзаменационную тетрадь из формулярного списка, сержант Петр Степанов был уже достаточно опытным моряком.