Смекни!
smekni.com

Музыка как средство активизации учебной деятельности детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры (стр. 3 из 10)

Психофизиологические особенности младших школьников и специфика организации уроков физической культуры требует от педагога умений активизировать деятельность младших школьников на уроке. Одним из направлений активизации двигательных действий является использование музыки на уроках физической культуры [27, 70].

1.3 Методические основы музыкальной стимуляции уроков физкультуры

В последние годы учителя и преподаватели физической культуры все чаще и настойчивее говорят о целесообразности использования на уроках музыки. В небольших пробных опытах энтузиасты музыки с определенным успехом применяли ее и на занятиях по тем видам спорта, которые в обыденном сознании с музыкой пока не связаны, - это легкая атлетика, футбол, волейбол, баскетбол, лыжные гонки, различные виды борьбы, бокс и некоторые другие.

Однако из-за почти полного отсутствия учебно-методической литературы на эту тему практики затрудняются с поисками ответов на основополагающие вопросы: какую именно музыку, в каких физических упражнениях, как, где и когда целесообразно использовать на уроках? Поэтому это эффективное средство повышения продуктивности и привлекательности уроков физической культуры в наших учебных заведениях используется пока явно недостаточно и без должного результата.

Прикладное применение музыки полезно и необходимо далеко не при всякой выполняемой на уроке работе. В одни виды работ музыкальное сопровождение органически вписывается, существенно повышает их эффективность, помогает учащимся более успешно и с эмоциональным подъемом выполнять предлагаемые учителем задания, в другие - наоборот, не вписывается, неоправданно отвлекает на себя внимание учащихся и мешает выполнению работы [9, 17].

Музыкальную стимуляцию на уроке целесообразно использовать не постоянно (так она быстро надоедает и теряет свое стимулирующее значение), а эпизодически, лишь в тех работах, которые характеризуются повторяющимся выполнением простых или твердо заученных упражнений, не требующих от учащихся большого сосредоточения внимания на выполняемой деятельности.

Лучше всего этим требованиям отвечают учебные задания, выполняемые учащимися во время разминки в вводной части урока, во время совершенствования ранее изученных упражнений или специальных двигательных навыков в основной части, а также во время выполнения двигательных и дыхательных упражнений на расслабление в заключительной части урока. В них, по физиологическому закону доминанты, отвлечение свободного от работы внимания на приятный побочный раздражитель не только не вредит выполняемой деятельности, а, напротив, рефлекторно усиливает и облегчает ее, делает более полным сопутствующее расслабление мышц, не принимающих участия в реализуемом двигательном акте.

А вот те виды урочной деятельности, которые требуют от занимающихся особенно внимательного слежения за рабочей информацией от внешней или внутренней среды, лучше осуществлять в обычных условиях, без побочных раздражителей. Сюда относится специфическая деятельность учащихся во время начального построения к занятию, рапорта, сообщения педагогом задач урока и другой ситуационно необходимой устной информации, а также время изучения и закрепления нового материала, различных игр и соревнований. Здесь музыка, неоправданно отвлекая на себя внимание занимающихся, может снижать активность восприятия ими необходимой рабочей информации и готовность быстрого реагирования на непрерывные изменения в режиме поступающих информационных сигналов. В результате снижается качество выполняемой работы и повышается угроза травматизма, особенно во время напряженных игр и соревнований, где даже кратковременные отвлечение внимания на побочный раздражитель грозит ошибкой, проигрышем или травмой[27, 44].

1.4 Отбор музыкальных произведений

Отбор музыкальных произведений - важнейшее и обязательное условие полезного применения музыки - заключается в том, чтобы подбираемые преподавателем произведения нравились занимающимся. Чем больше используемая на уроке физкультуры музыка нравится учащимся, тем сильнее проявляется ее положительное воздействие на психическое состояние и функциональную деятельность их организма, тем выше их рабочая активность и, следовательно, продуктивность всего урока в целом. И наоборот, не нравящаяся занимающимся музыка вызывает у них отрицательные эмоции, дополнительное утомление, снижение активности и ухудшение рабочих показателей [4, 38].

Учет этих особенностей требует от организаторов музыки соответствующих знаний и своевременного обеспечения необходимых упреждающих мер.

Текущий учет музыкальных запросов потребителей музыки проводится повседневно в форме свободного заполнения желающими учениками специальных, классных или групповых, командных журналов, педагогических наблюдений, общих и индивидуальных бесед на эту тему.

Поэтапный учет лучше проводить один раз в полугодие или, по крайней мере, в год путем тотального анкетного опроса занимающихся по наиболее интересующим преподавателя вопросам. Используемая для этой цели анкета должна быть немногословной, но ясной и понятной респондентам. Для облегчения заполнения анкеты и экономии расходуемого на это времени к приемлемому большинству предлагаемых вопросов следует привести возможные варианты альтернативных ответов, чтобы опрашиваемому оставалось только подчеркнуть свое личное мнение [9, 45].

Большое практическое значение имеет правильный, логический обоснованный подбор музыкальных сюжетов, с установкой на опосредованное облегчение решения воспитательных задач урока. Например, учитель, помня о необходимости воспитывать у своих учеников такие личностные качества, как смелость, настойчивость, умение преодолевать трудности, возникающие на пути к достижению поставленной цели, периодически использует на занятиях преднамеренно затрудненные или усложненные упражнения. Эти упражнения требуют проявления таких качеств: отважные прыжки вниз с относительно высоких подвесных площадок, бесстрашное удерживание равновесия в ходьбе по узкой, значительно приподнятой опоре, смелый, захватывающий дух спуск с крутой горки на лыжах, преодоление различных усложненных препятствий и преград и т. д.

Педагогическая практика показывает, что зачастую результаты настойчивого, прямого и открытого словесного убеждения учителя- не трусить, не бояться трудностей, проявить смелость, показать себя настоящим героем- непропорционально малы по сравнению с затрачиваемыми им усилиями и часть учащихся, особенно девочки, так и не решаются преодолеть свои страхи, сомнения и нерешительность.

Заблаговременное использование перед такими упражнениями увлекательных музыкальных произведений, тонко и ненавязчиво прославляющих силу духа, смелость, мужество, способность к преодолению своих слабостей в сложных условиях различных жизненных ситуаций, оказывает на учащихся гораздо более глубокое воспитательное воздействие.

Это происходит потому, что в данном случае убеждение осуществляется не открыто, напрямую, а опосредованно, искусно завуалировано и как бы совершенно не заинтересованно, без всякого видимого принуждения или уязвления самолюбия терзающейся сомнениями и страхом личности.

Являясь носителем общественно значимых эстетических и поведенческих ценностей, нравящаяся героическая музыка непроизвольно вызывает у слушателя активный эмоциональный отклик, как бы исподволь мобилизует его собственное желание и волю. Достойный восхищения персонаж музыкального произведения в такие минуты становится идеалом для подражания, невольно возбуждает всплеск личной смелости и решительности. Именно поэтому героическую музыку раньше часто применяли перед военными сражениями и битвами для воспламенения воинской доблести, отваги и храбрости [28, 53].

Ставя в своей педагогической работе задачи воспитания нравственности, патриотизма и любви к Родине, учителю, народу с соответствующими умными беседами, тактически выгодно использовать и нравящиеся слушателям песни, внешне беспристрастно, но увлекательно повествующие о чистоте и бескорыстии человеческих отношений, о боевых и трудовых подвигах нашего народа, о впечатляющих достижениях и ярких победах наших спортсменов на международной арене.

Особая ценность этого нововведения заключается в том, что внушающие возможности музыки гораздо шире, чем многим из нас кажется.

Музыкальный язык намного образнее, гибче, иносказательнее, эмоционально и эстетически богаче формального мастерского языка, поэтому информация, передаваемая на языке Музыки, гораздо более приятна, доходчива, притягательна, легче запоминается и усваивается, чем информация на официальном языке назидательной речи - педагогической лекции, прямолинейного внушения, руководящего наставления и т. п.

В силу этой психологической закономерности, встретившись на уроках физической культуры с тонким, научно обоснованным подбором приятной музыки, учащиеся невольно становятся не только физически активнее, выносливее и грациознее, но и духовно богаче, лучше, умнее, добрее.

Способствуя более эффективному решению самых разнообразных педагогических задач, музыка тем самым становится верным и надежным помощником преподавателя в деле дальнейшего повышения коэффициента полезного действия проводимых им уроков [6, 24].

1.5 Повышение результативности вводной части урока

Как известно, начало каждого урока физической культуры характеризуется пониженной работоспособностью учащихся, а ритмика их двигательной деятельности в это время (после предшествующего урока по другому предмету, ходьбы или поездки в школу и др.) не совпадает с ритмикой учебно-тренировочного процесса. Наличие этих факторов естественно осложняет учебную работу и требует от педагога затраты определенного времени на предварительное врабатывание занимающихся, для чего собственно в общепринятой структуре урока и выделяется его вводная часть.