Смекни!
smekni.com

Музыка как средство активизации учебной деятельности детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры (стр. 6 из 10)

Согласно требованиям теории и методики физического воспитания в заключительной части урока физической культуры преподаватель обязан обеспечить плавное, целенаправленное снижение физической и эмоциональной активности учащихся. Также необходимо создать благоприятные условия для успешного протекания восстановительных процессов в их организме и преемственного перехода к последующей учебной или иной деятельности.

С этой целью обычно используются различные варианты медленного бега, ходьбы, ритмические и танцевальные упражнения, мерно повторяющиеся упражнения на расслабление, дыхательные упражнения и т. п. Рабочие характеристики всех этих упражнений легко поддаются необходимым музыкальным корректировкам на подсознательном уровне регуляции.

Следовательно, для прикладного использования музыки здесь опять складываются весьма благоприятные условия и перед преподавателем открывается еще одна перспективная возможность повышения плодотворности проводимых им уроков. Учитывая основное назначение музыкальных сочинений, предлагаемых в заключительной части урока, условно назовем их успокаивающей музыкой.

Главные задачи успокаивающей музыки –

♦ помочь снизить чрезмерное эмоциональное возбуждение, возникающее при насыщенной двигательной деятельности (особенно после разного рода состязательных элементов, проводимых на излете основной части урока),

♦ снять утомление,

♦ содействовать более эффективному решению других задач заключительной части урока,

♦ способствовать освобождению центров двигательной деятельности организма, занимающихся от большого, часто одностороннего, напряжения.

Подбираемые композиции для успокаивающей музыки должны характеризоваться медленным, ровным темпом, плавным, уравновешенным движением, тихим или умеренным звучанием, мягкой метрической пульсацией, мерно повторяющимися интонационными формулами, спокойным ритмическим рисунком, отсутствием резких перепадов громкости звука [ 9, 113].

В программу успокаивающей музыки включаются нравящиеся данному контингенту слушателей песни или инструментальные пьесы нежной, оптимистической окраски. Изредка их полезно сочетать с мелодиями задумчивого, грустного или даже печального характера, что по контрасту эмоционального фона рефлекторно углубляет состояние покоя и умиротворенности слушателей.

Продолжительность звучания успокаивающей музыки обычно колеблется от трех до пяти минут, исключая время, планируемое на подведение итогов урока и задание на дом.

Хорошо отвечают требованиям, предъявляемым к успокаивающей музыке, используемой в заключительной части урока, и задушевные, красивые мелодии типа медленного вальса. Это связано с тем, что обыкновенно выполняемые в заключительной части урока неторопливые, свободные, закругленные движения очень успешно управляются плавной, спокойной музыкой с тактовым размером 3/4. Например, при традиционно применяемых в это время различных модификациях неспешной ходьбы в сочетании с упражнениями на расслабление скелетной мускулатуры напевная, лирическая музыка вальсообразных мелодий подсознательно вызывает спокойные, замедленные движения рук и туловища, плавный без излишней резкости толчков или задержек шаг [27, 321].

Выполняемые под такую музыку шаги заметно смягчаются без обычных прилагаемых к этому волевых усилий, возбужденные и энергичные движения рук сменяются непроизвольным, успокоенным покачиванием вперед-назад. Глубже и реже становится дыхание, рефлекторно снижается излишнее напряжение опорно-двигательного аппарата. Характерные для музыкальных произведений этого жанра лирико-поэтическая выразительность, плавность и пластичность непроизвольно формируют внешнюю красоту, изящную непринужденность и раскованность выполняемых учащимися мышечных движений.

Весьма плодотворным способом решения проблем заключительной части оказывается также периодическое использование в конце уроков физической культуры звукозаписей естественных или изображаемых в музыке успокаивающих звуков природы: ласкового шума зеленых дубрав, нежного пения птиц, ленивого журчания ручья, неспешного звона весенней капели и т. д. Обычно учащимся это очень нравится. Правда, во избежание привыкания подобные звукозаписи целесообразно применять не регулярно, а периодически, не чаще одного- двух раз в месяц после запланированного в заключительной части выполнения двигательных и дыхательных упражнений на расслабление. Слушать умиротворяющие голоса природы выгоднее всего в состоянии комфортабельного мышечного покоя, при волевой заторможенности остальных чувств.

Для этого следует предложить занимающимся удобно сесть или даже лечь в подходящем месте на спину, закрыть глаза, расслабиться, отвлечься от учебных или других посторонних мыслей, утруждающих сознание. Далее беспрепятственно отдаться наслаждению звуковой гармонией и порождаемым ею сладостным ощущением, мысленно представив себя безмятежно отдыхающим в желаемом уголке мироздания на лоне прекрасной природы [9, 120].

Кратковременное восприятие этих и других произведений успокаивающей музыки в описанных условиях пассивного бодрствования создает состояние углубленного торможения во всех утомленных звеньях центральной нервной системы. Это по законам физиологии способствует значительно более полному отвлечению, расслаблению и отдыху всего организма учащихся, а, следовательно, и более быстрому восстановлению затраченных ими сил.

Таким образом, помогая и облегчая педагогу решение задач заключительной части, успокаивающая музыка закономерно повышает коэффициент полезного действия не только проводимого урока физической культуры, но и последующих за ним уроков по другим предметам. Им эстафетой передается уже не заряд взвинченного, трудноуправляемого психофизического возбуждения, как это зачастую случается в обычных условиях, а состояние гармонично уравновешенной бодрости, приподнятого настроения и повышенной работоспособности [9, 125].


1.8 Формы урока и методические особенности использования музыки на уроках

По теории физического воспитания уроки физической культуры в средней школе подразделяются на следующие типы: а) вводные уроки; б) уроки ознакомления с новым материалом, в) уроки совершенствования пройденного материала, г) смешанные уроки, д) учетные уроки.

Рассмотрим целесообразность использования музыки на уроках каждого из этих типов.

Вводные уроки - проводятся в начале учебного года, четверти, а также перед прохождением новых разделов учебной программы, например лыжной подготовки. Уроки этого типа обычно насыщены установочными беседами и пространными устными объяснениями, требующими к себе большой концентрации внимания учащихся при малой двигательной активности, в связи с чем такие уроки становятся малоудобными для музыкальной стимуляции выполняемой деятельности.

Уроки ознакомления с новым материалом - их немного, только по одному после каждого вводного урока, так как на всех последующих уроках неизменно будет встречаться материал, уже знакомый по предыдущим урокам. Новое здесь может даваться в любой части урока. И во время преподнесения этого нового музыку лучше не применять.

На уроках совершенствования пройденного материала - основной задачей является улучшение ранее изученных двигательных действий, умений и навыков. Здесь создаются наиболее удобные условия для музыкальной стимуляции рабочей деятельности учащихся и музыку на уроках этого типа целесообразно с пользой для дела использовать в максимально допускаемых объемах.

Смешанные уроки в педагогической практике применяются чаще всего – в них сочетается изучение нового (где музыка нежелательна) и совершенствование пройденного материала (где музыкальная стимуляция особенно эффективна). С учетом данных обстоятельств и планируются время ее использование на таких уроках.

Учетные уроки - в них подводятся итоги проведенной работы, проверяются и оцениваются знания, умения навыки учащихся, приобретенные за учитываемый период. Как правило, учетные уроки проводятся в конце четверти, полугодия или учебного года, и для выявления объективной картины успеваемости их лучше проводить в обычных условиях без каких бы то ни было побочных стимуляторов.

Таким образом, к различным формам урока существуют определенные методические особенности использования музыки. На одних уроках музыка нежелательна, а на других особенно эффективна [28, 150].


Раздел 2 Методы, организация и результаты собственных исследований

Методы, использующиеся в исследовании

В ходе собственного исследования мы проанализировали 28 источников. Мы придерживаемся мнения таких авторов, как Дмитриева Л.Г., Дубровин И.В., Зимина А.Н., Лифиц И.В., Холодов Ж.К. Данные ученые более подробно рассматривали интересовавшие нас понятия.

Мы провели анкету Коджаспирова Ю.Г. (Приложение 1) для отбора музыкальных произведений на уроках физкультуры. У нас получились следующие результаты:

1. Как ты относишься к музыке?

Люблю Безразлично Не люблю
95% 5% -

2. Как ты оцениваешь применение музыки на уроке физической культуры?

Нравится Безразлично Не нравится
97% 3% -

3. Хочешь ли ты и дальше заниматься на уроках физкультуры с музыкальным сопровождением?

Да Не знаю Нет
80% 20% -

4. Оцени влияние каждого музыкального сеанса на твою учебную деятельность в различных частях урока (если помогает - подчеркни, не помогает – пропусти, мешает - зачеркни).

В начале урока В середине урока В конце урока

5. Отметь, пожалуйста, твои любимые музыкальные жанры: песня, марш, хор, народная музыка, танцевальная, эстрадная, оперная, рок – н – ролл. (Если тебе нравятся другие жанры, то допиши их самостоятельно.)