Заканчивая игру педагог должен вызвать у детей интерес к её продолжению, создать радостную перспективу. Обычно он говорит: "В следующий раз будем играть ещё лучше" или: "Новая игра будет ещё интереснее". Воспитатель разрабатывает варианты знакомых детям игр и создает новые - полезные и увлекательные.
Дидактическая игра как одна из форм обучения проводится во время, которое отводится в режиме на занятия. Важно установить правильное соотношение между этими двумя формами обучения, определить их взаимосвязь и место в едином педагогическом процессе. Дидактические игры иногда предшествуют занятиям; в таких случаях целью их является привлечение интереса детей к тому, что будет содержанием занятия. Игра может чередоваться с занятиями, когда необходимо усилить самостоятельную деятельность детей, организовать применение усвоенного в игровой деятельности, подвести итог, обобщить изученный на занятиях материал.
Глава 2. Методика руководства начальными видами музыкальной деятельности детей
Музыка — искусство, воздействующее на ребенка уже в первые месяцы его жизни. Непосредственное влияние ее на эмоциональную сферу способствует возникновению первоначальных ответных действий, в которых можно видеть предпосылки к формированию в дальнейшем основных музыкальных способностей.
Чтобы развитие детей в этом направлении совершалось успешно, необходимо организовать работу по музыкальному воспитанию с учетом особенностей музыки и возрастных возможностей детей.
Содержанием музыкального воспитания детей от рождения до четырех лет является вовлечение их в разные виды музыкальной деятельности, формирование у них внимания, интереса к музыке, подготовка их к приобретению некоторых исполнительских навыков.
Уже на первом году жизни педагог организует общение детей с музыкой, накапливая у них опыт слушания простейших мелодий (спетых или исполненных на детских музыкальных инструментах), побуждает реагировать на них голосом или движением, создает предпосылки для активной музыкальной деятельности ребенка на последующих этапах развития.
Одновременно начинают проявляться основные музыкальные способности: эмоциональная отзывчивость на музыку, музыкальный слух, чувство ритма.
Особо важным звеном в развитии всех видов художественной деятельности детей является формирование музыкально-сенсорных способностей. Н. А. Ветлугина отмечает, что музыкальное переживание по существу всегда сенсорно, так как музыка — и простейшие созвучия, и сложные образы — прежде всего воспринимается чувственно. Поэтому сенсорные процессы отражают целостное восприятие произведения, дифференцирование выразительных средств, а также проявления, связанные с восприятием отдельных свойств музыкальных звуков, которое особенно важно для детей раннего и младшего дошкольного возраста. В основе развития их музыкально-сенсорных способностей лежит вслушивание, различение, воспроизведение четырех основных свойств звука: высоты, длительности, тембра, силы.
Разработан ряд заданий дидактического характера (в игровой форме), выполняя которые надо вслушиваться, сравнивать и различать музыкальные звуки, воспроизводить их в певческих интонациях, ритмических движениях, игре на некоторых музыкальных инструментах. Наиболее простые из этих заданий могут выполнять дети уже в раннем возрасте. Упражнения, развивающие музыкально-сенсорные способности, группируются в зависимости от поставленной дидактической задачи.
Задания на различение высоты звука. В качестве первого задания на различение звуков, разных по высоте, для детей второго года жизни применяются озвученные игрушки: петушки — большой и маленький, кошка и котенок, медведь большой и маленький, куклы и т. д. В конце второго и в течение третьего года жизни это задание выполняется с использованием детских музыкальных инструментов. Дети слушают и различают высокое и низкое звучание большого и маленького барабанов, бубнов (разных по цвету), колокольчиков. Применяется также и металлофон. Детям дают послушать звуки До1 и До2, одновременно показывая картинки с изображением большой и маленькой птицы или соответствующих игрушек. При повторном воспроизведении этих звуков дети узнают, «какая птичка поет», указывая на картинку или игрушку. Трех-четырехлетние могут не только различать, но и сами воспроизводить контрастные звуки. Так, в музыкально-дидактической игре «Чей домик?» Е. Тиличеевой ребенок подражает мяуканью кошки или котенка низкими или высокими звуками.
2.1 Задания на различение длительности звука
Они, так же как и предыдущие, строятся на основе восприятия и воспроизведения детьми звуков разной длительности, связанных с каким-либо образным действием. Например, долгие удары по бубну могут означать игровой образ — «медведь идет», короткие — «зайчики прыгают». Дети второго года жизни только слушают, как педагог действует с игрушками, одновременно отстукивая разный ритм по бубну, барабану. На третьем году их можно упражнять и в самостоятельном отстукивании контрастного равномерного ритма, связанного с игровым образом: «кошка идет», «кошка бежит».
На четвертом году жизни ребенку дается более сложное задание в музыкально-дидактической игре «Кукла шагает и бегает» Е. Тиличеевой, в которой, слушая музыку, он должен определить, что делает кукла, и выполнить с ней соответствующие движения.
Задания на различение звуков по тембру. Детей второго года жизни можно упражнять в различении тембровой окраски звуков, так как в их слуховом опыте уже имеются представления, связанные со звучанием различных инструментов (дудочка, металлофон, духовая гармоника). Эти задания вначале проводятся с использованием игрушек (котенок, петушок, корова и др.), которые дети различают и угадывают по их голосам. Дети постарше подобные задания выполняют с музыкальными инструментами. Вначале они узнают более контрастные (дудочка — барабан, металлофон — бубен), затем — более схожие (бубен — барабан, духовая гармоника — дудочка, металлофон — треугольник и т. д.). Если ребенок узнал по слуху, какой инструмент звучал, педагог предлагает ему поиграть на нем.
2.2 Задания на различение силы звука
Дети слушают, как педагог ударяет — тихо или громко — по пластинке металлофона («падают капли дождя», «идет сильный дождь»), показывают руки при громкой музыке, прячут их при тихой, хлопают в ладоши тихо или громко, в соответствии со звучанием.
Все перечисленные выше задания обеспечивают последовательное формирование музыкально-сенсорных способностей — необходимого звена в художественном развитии ребенка. Следует обратить внимание на то, что все задания строятся таким образом, чтобы дети правильно воспринимали выразительное значение свойств музыкального звука. Это позволяет в дальнейшем подойти к пониманию особенностей цельного музыкального образа. Возникновение и становление отдельных видов музыкальной деятельности начинается уже в раннем детстве.
Анализ научных исследований показывает, что предпосылки музыкального развития возникают в первые месяцы жизни ребенка; он, воспринимая звуки определенной высоты, проявляет эмоциональный отклик заметно оживляется: улыбается, сосредоточенно слушает простейшие песенки, попевки. Без эмоционального отклика со стороны ребенка его музыкальное воспитание невозможно.
Музыкальное восприятие ребенка проходит в своем развитии ряд ступеней. Музыка и радость в сознании малыша тесно переплетаются. На первом году жизни пение взрослого или звучание музыкального инструмента вызывает общее радостное состояние, более или менее выраженное, к концу первого года ребенок может по-разному реагировать на плясовую или колыбельную мелодию. С каждым днем границы восприятия окружающего мира расширяются, и под влиянием музыкальной мелодии у ребенка уже рождаются определенные чувства и образы: марш вызывает ощущение бодрости; пляска — веселье; песня — сочувствие какому-либо персонажу.
При ознакомлении детей с песней, пьесой педагог прежде всего стремится вызвать у них эмоциональный отклик, соответствующий настроению произведения. Этому способствуют выразительное исполнение и применение наглядных средств. Как показывает практика, в первые годы жизни наиболее эффективно использование с этой целью игрушек. Обычно педагог перед исполнением песни дает детям посмотреть игрушку, отмечая ее характерные особенности, созвучные музыкальному образу (птичка летает, чирикает, зайчик легко прыгает, автомобиль быстро едет и т. п.). Затем произведение исполняется 2—3 раза. Педагог, беседуя о содержании песни, выразительными интонациями своей речи стремится закрепить возникшую у детей эмоциональную настроенность. На последующих занятиях игрушку можно не показывать, если дети эмоционально реагируют, слушая знакомое произведение.
Другая особенность восприятия музыки — дифференцированность. Полноценным оно будет в том случае, если воспринимается не только общее настроение произведения, но и развитие музыкального образа. Если на первом году жизни в результате ознакомления ребенка с различными мелодиями только накапливается его слуховой опыт и развивается сосредоточенное внимание к музыке, то на втором году развивается навык узнавания знакомых песен. У более старших детей восприятие детализируется, и они могут выделить яркое, своеобразное вступление, заключение, смену контрастных частей и т. д. На втором году жизни детей педагог уже привлекает их внимание к наиболее ярким особенностям музыкального произведения, вызывая у них интерес к изобразительным средствам. Так, форшлаги в верхнем регистре напоминают чириканье птиц, арпеджированные аккорды, исполняемые стаккато,—лай собаки, глиссандо ассоциируется с санками, летящими с горы. Дети, запомнив эти особенности, при повторном исполнении ждут их появления, запоминая таким образом и всю песню или пьесу. Навык узнавания развивается довольно рано. Малыши узнают и различают вначале 2—3 произведения, затем круг их расширяется.