Для развития творческих способностей школьников посредством фольклора был создан ряд условий. Необходимо включение элементов народной культуры в процесс обучения и воспитания. В учебно-воспитательном процессе школы урок фольклора может являться отдельной дисциплиной или же народная культура может охватить другие предметы учебного плана. Во время проведения эксперимента фольклорный материал был включен в урок музыки придумывание колыбельных песен и исполнение их куклам (колыбельные, пестушки, потешки), урок труда, где учащиеся знакомились и участвовали в процессе изготовления рождественских "козуль", (Приложение). подготовка к празднику "Масленица": изготовление масленичного чучела, участие в театре "Петрушка". Урок физкультуры явился хорошей возможностью использования народных игр на занятиях (Приложение).
Проведение традиционных праздников, экскурсий, посещение выставок по традиционным ремёслам, народному костюму, концертов - все это является продолжением постижения основ народной культуры и ее проживанием. Так нами был проведен вечер "Святки". Добавить.
Возрастные особенности детей младшего возраста таковы, что игра остается одним из любимейших видов деятельности. Необходимо включать народные игры в урок. Во время игры могут быть использованы такие методы обучения:
1. упражнения по приобретению навыков самостоятельных действий в пении.
2. упражнения в самостоятельном подборе вариантов игр, танцевальных движений.
3. творческие задания как метод развития песенного, музыкально-игрового творчества [25].
В народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрам народного творчества.
Игровая деятельность на занятии позволяет решать следующие задачи:
Развитие творческой индивидуальности.
Эмоциональное развитие.
Воспитание эстетических, патриотических чувств.
Развитие музыкальных способностей.
Развитие духовной сферы.
Развитие самостоятельности, физическое развитие.
В качестве приемов для воспитания у детей устойчивого интереса к творчеству на занятиях может использоваться личный пример учителя, использование атрибутов, костюмов, показа. К таким приемам можно отнести знакомство с лучшими литературными произведениями, которые стимулировали бы потребность детей в активном выражении чувств, придавали своеобразие музыкальному творчеству.
Музыкально-творческая игра по сюжетам литературных произведений требует активной мысли, направленной на восприятие содержания произведения. Дети эмоционально воспринимают содержание, сочувствуют героям, отсюда и появляется стремление активно реализовать себя в игровых действиях.
На занятиях литературы, где ребята знакомятся с устным народным творчеством через пословицы, поговорки, сказки, для себя раскрывают нравственно-этические понятия добра, зла, честности, уважение к старости, взаимопомощи. Творческим заданием послужил подбор по темам: "Труд", "Дружба" пословиц, поговорок, составление ребусов, кроссвордов.
При знакомстве на уроках с прибаутками, календарным, потешным, игровым фольклором, обогащается внутренний мир ребенка. Дети с удовольствием поют приговорки, говорят и поют небылицы, отмечая красоту русского языка, яркость музыкальных образов, добрый юмор.
Эта творческая деятельность может найти свое отражение в фольклорном празднике "Святки". После изучения обрядов зимнего цикла дети могут проиграть приход ряженых, колядование в школе. Для этого необходимо подготовиться: изготовить маски, подобрать костюмы, разучить игровые сценки, где проявятся их творческие способности [25].
Таким примером может послужить и другие праздники народного календаря, где от ребят потребуется смекалистость, творческие навыки. Совместная деятельность детей создаст общее эмоциональное переживание, ребята окажут взаимопомощь друг другу при выполнении задания.
Участие детей должно являться обязательным элементом календарного обряда. Дети могут включаться в пение взрослых или исполнять собственно детские песни (колядки, масленичные, веснянки, заклички), которые они могут петь во время ритуальных обходов на Рождество, Егория, Красную горку, на день Кузьмин и Демьяна (летнего) [9].
На масленицу дети вместе с взрослыми могут кататься на лошадях, строить снежные горки.
В ранневесенней обрядности детям отводилась особая роль - закликание весны чаще всего приходилось на Сороки (22 марта).
Закличка (Сокольский р-он)
Жаворончик молодой,
На проталинку весной!
Также важна была ритуальная роль детей на Егория. Накануне 23 апреля они обходили все дворы и, стегая вербой скот, приговаривали:
Гони коровушку -
Со двора силком.
Приходи ко мне, коровушка,
Со всем молоком!
За это их одаривали яйцами, хлебом, мелкими монетами.
Аналогичный обход совершали на Красную горку (первая суббота после Пасхи) - у каждого дома, где есть молодожены, дети пели вьюнишные песни:
Ты вставай-ка, молодец, ты вставай-ка, наш вьюнец!
Тебе песню поем, тебе честь воздаем!
Выходи-ка на крыльцо выноси красно яйцо!
Среди других календарных песенок, исполняемых только детьми, наиболее полно представлен цикл летних закличек - дождю, радуге, улитке, божьей коровке, грибам:
Дождик, дождик, пуще дам тебе гущи.
Дам тебе ложку хлебать понемножку.
Весьма интересный пласт детского фольклора представляют календарные игры, имитирующие в упрощенной форме какой-либо обряд взрослых. К такого рода играм относятся "Кукушка" на Троицкой неделе, "Кострома" в осенний период и целый ряд других игр.
Необъятен мир детского фольклора. Помимо перечисленных жанров существует множество детских частушек, плясовых, шуточных, игровых песен.
Существует также и инструментальное детское творчество, которое демонстрирует умение детей принимать у старших традиционные приемы изготовления музыкальных инструментов и игры на них.
Положительным моментом по приобщению детей к народной культуре является проведение праздников. Современная жизнь с ее социальными противоречиями вызывает у ребенка чувства неверия, бессилия. Источниками стресса служат негативные мысли и чувства. Основная защита от них только в положительных эмоциях, которые могут возникнуть только на празднике.
Цели праздника:
1. Создать зону психологического комфорта.
2. Развить творческие способности детей.
3. Удовлетворить физические, интеллектуальные потребности.
4. Приобщить к народным традициям.
Система праздников создает духовную общность детей и взрослых, ту почву, на которой развиваются человеческие чувства: любовь, доброта, взаимопомощь. При подготовке и проведении праздников происходит преображение робких детей в эмоциональных, инициативных. Они непроизвольно вовлекаются в процесс игры, что соответствует природе школьника, где ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения, навыки, развивает фантазию. Причем, развитие творческих способностей происходит само собой в занимательной, увлекательной игровой форме.
Музыкальный фольклор органично объединяет в себе слово, напев и движение. Каждая из перечисленных сфер может стать основой для разнообразных творческих проявлений учащихся. Однако важно, чтобы исходный материал был подобран в соответствии с их возрастными особенностями. Младшие школьники подвижны, чутко реагируют на яркую, образную речь, эмоционально включаются в игру.
Возьмем самые доступные формы творческих заданий. Без особого труда младшие школьники импровизируют движение. Для этого им достаточно представить себя действующим лицом той или иной песенки. Если же предлагается игра с заранее определенными правилами, то и здесь каждый, как того и требует природа фольклора, проявляет себя индивидуально, по-своему [15].
Например, в песенке - игре "Ходит по двору петух" дети становятся в круг. Изображающий петуха важно вышагивает в центре круга. На слова: "Под окном стоит" - останавливается перед тем, кого выбрал, "хлопает крыльями", после текста "На весь двор кричит" - громко кричит по-петушиному, а затем меняется место с избранным. Вся игра повторяется. Каждый новый "петушок" решает свою творческую задачу: в движении проявляется его характер, темперамент, отношение к окружающим. Выбирая себе замену, он поддерживает ход и темп игры, эмоционально определяя ее развитие или угасание.
Еще ярче проявляется индивидуальность ведущего при обыгрывании песенки "Дрема". Он сидит в центре круга, сначала "дремлет", затем "просыпается" - все это обычно проделывается с индивидуально выраженной мимикой, пластикой движений. Наконец Дрема выбирает себе замену, усаживает нового Дрему на свое место. Далеко не всегда это оказывается простой задачей и незамысловатая игра становится уроком бережного и чуткого отношения к товарищам.
Широким полем для детской фантазии являются такие песенки, как "Стоит в поле теремок". Текст повторяется из строфы в строфу. Но героем каждой из них становится новое действующее лицо - зверек, птичка - кто только вспомнится, тот и пойдет поселяться в теремок, в дружную семью его обитателей. Каждый ученик изображает своего героя, пытаясь передать его повадки. Здесь же возникают импровизированные диалоги - каждый раз творческая мысль ребят порождает новую сказку с новым сюжетом, полную неожиданностей и приключений [25].
Итак, при импровизации движений детям достаточно проявить наблюдательность, смекалку, припомнить ранее слышанные сказки, виденные фильмы, спектакли - то есть опереться на имеющиеся знания и развивать навыки их творческой интерпретации.
Фольклор в учебно-воспитательном процессе выступает как средство для гармонического развития детей. Мы согласны с мнением Г.В. Лобковой о том, что "внедрение фольклорного материала как стержневой составляющей образовательного процесса, начиная с дошкольной ступени и заканчивая старшими классами, позволит естественным путем решить задачи углубленного постижения не только языка, но и основ мировосприятия, мироощущения, свойственных народу" [20; 2].