Для развития творческих, музыкальных, коммуникативных способностей необходимо выполнение ряда условий:
единство процесса обучения и воспитания;
осуществление межпредметных связей;
разнообразие видов деятельности, форм занятий (урок, праздники, посещение музеев, выставок);
наличие благоприятных условий (специально оформленные помещения, оборудованный интерьер).
Соблюдение перечисленных условий позволило построить процесс развития творческих способностей школьников на основе народной культуры, фольклора.
Данные о динамике музыкально-творческого развития (креативности), овладения творческими умениями на уроках музыки, об анализе средств музыкальной выразительности приведены нами в таблицах 1, 2,3.
Полученные результаты позволяют нам говорить о положительной динамике, об определенном развитии креативности детей.
Следовательно, задачи, поставленные в дипломной работе, нами решены.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в 1 классе МОУ "Игмасская СОШ".
Область фольклора заключает в себе весь комплекс духовной сущности народной жизни, мировосприятие и эстетический идеал народа, его нравственные нормы, психологию и поэтому служит важной и необходимой базой в целях воспитания подрастающего поколения, освоения культурных ценностей.
К началу 90-х годов фольклорное движение приобрело новые формы, в основе которых лежит качественно новый этап развития общественного интереса к культурным традициям своего народа через осознанное отношение к содержательной стороне традиционной культуры (а собственно и фольклора), выяснение её художественной, этической, историко-культурной ценности.
В Вологодской области направление изучения и практического восстановления народных традиций ведут специально созданные учреждения культуры - центры народной традиционной культуры, центры и дома ремесел, центры истории и культуры, дома народного творчества.
В своей исследовательской работе мы опирались на опыт ученых-исследователей в области фольклора: А.М. Мехнецова, Б.Н. Путилова, А.М. Мехнецова, Б.Н. Путилова, этнографов П. Шейна, Г.С. Виноградова и др.
Целью работы явилось теоретическое и практическое обоснование значимости музыкального фольклора в жизни подрастающего поколения и его влиянии на творческие способности младшего школьника. В ходе нашего исследования мы пришли к следующим выводам.
Во введении мы затронули вопрос актуальности культурного опыта народа в воспитании и образовании детей, сохранения фольклорного материала, необходимость включения знаний из области фольклора и этнографии в обучение. В первой главе мы рассмотрели вопрос развития использования фольклора в практике образовательного учреждения, дали определение "фольклор", "способности", "творчество", рассмотрели его жанровую специфику.
Рассмотрев категорию "фольклор", мы выяснили, что она выступает как некая система взглядов и жизненных установок человека, выработанных на протяжении многих сотен лет.
Во второй главе проанализировали содержание и формы работы в период педагогической практики. Мы видим, что за последние годы в области наметились большие позитивные сдвиги в сторону использования традиционной народной культуры и фольклора.
Рассмотрев содержание, формы фольклора в работе с детьми школьного возраста, мы пришли к выводу.
Для развития духовно-нравственных качеств, коммуникативных способностей, творческих, физического развития детей необходимо единство процесса обучения и воспитания, разнообразие форм и методов деятельности, наличие благоприятных условий.
Воспитание детей на основе народной культуры очень велико для подрастающего поколения, и это дает большие возможности для творческого развития и роста детей.
1. Алексеенко Е.В. Фольклорные традиции русского народа / Е.Ф. Алексеенко // Начальная школа. - 2007. - №3. - С.3-9.
2. Библиотека русского фольклора. Том 9: Частушки. Сост.: Ф.М. Селиванов.
3. Большой энциклопедический словарь: в 2-х т. / Гл. ред.А.М. Прохоров. - М.: Советская энциклопедия, 1991, т.2, 768 с., ил.
4. Вологодский фольклор / Под общ. редакцией И.В. Ефремова. - Северо-западное книжное издательство, 1975. - 262с.
5. Древо жизни: Сборник материалов по традиционной культуре Верховажского района. Выпуск 1. - Вологда: Легия, 2004. - 176с.
6. Древо жизни: Сборник материалов по традиционной культуре Тарногского района. Выпуск 2. - Вологда: Легия, 2004. - 123с.
7. Иванова Л. Русский фольклор // Воспитание школьников. - 2001. № 10.
8. Календарные, фольклорные тематические праздники (1-4) / Алтарева С.Г., Храмова М.А., Орлова Н.А., Жогло Н.К. - М.: Вако, 2006. - 369с.
9. Камаев А.В., Камаева Т.Ю. Народное музыкальное творчество. - М.: Высшая школа, 2004. - 195с.
10.Колмыкова И.Б. Изучаем фольклор // Начальная школа. - 2006. № 10. - С.60-63.
11.Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. Учебник для филол. фак. ун-тов. - М.: Высшая школа, 1977. - 375с.
12.Кудрявцев В.В. Результаты и перспективы работы по сохранению и восстановлению народной культуры в Вологодской области // На пути к возрождению: опыт освоения традиций народной культуры Вологодской области. - Вологда: ОНМЦиПК, 2001. с.3.
13.Кузьмин А.И. Пособие для учителя: Военная героика в русском народно - поэтическом творчестве. - М.: Просвещение, 1981. - 96с.
14.Кулагина А.В. Русская частушка. - М.: Государственный республиканский центр русского фольклора министерства культуры Российской Федерации, 1992. - 240с.
15.Куприянова Л.Л. Русский фольклор. - М.: Мнемозина, 1998. - 61с.
16.Курносова Л. Святочное гулянье // Воспитание школьников. - 1999. № 6. - С.56-59.
17.Липович В., Гжельский О. В гостях у времен года // Воспитание школьников. - 2007. № 1. - С.65-70.
18.Мельников М.И. Русский детский фольклор. - М.: Просвещение, 1987. - 239с.
19.Мехнецов А.М. Проблемы освоения народных песенных традиций в практике фольклорного ансамбля // На пути к возрождению: Опыт освоения традиционной народной культуры Вологодской области. - Вологда. - 2001. - С.101.
20.Мехнецов А.М., Лобкова Г.В. Традиции народной культуры Вологодской области: итоги и перспективы комплексного изучения // Кулев А.В. На пути к возрождению: Опыт освоения традиций народной культуры Вологодской области. - СПб., 2001. - С.9-17.
21.На пути к возрождению: Опыт освоения традиций народной культуры Вологодской области. - Вологда: Областной научно-методический центр культуры, 2001. - 128 с.
22.Пропп В.Я. Специфика фольклора // Фольклор и действительность.М., 1976. - С.17.
23.Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. - СПб.: Наука, 1994. - 238с.
24.Рапацкая Л.А. История русской музыки от древней Руси до "Серебряного века" - М.: Владос, 2001. - 384 с.
25.Русский фольклор: Программа и методические материалы для уроков музыки в начальной школе. - М.: Мнемозина, 1998. - 63 с.: нот.
26.Русское народное поэтическое творчество / Под редакцией А.М. Новиковой, А.В. Кокорева. - М.: Высшая школа, 1969. - 349 с.
27.Судаков В.В. Этнопедагогическая культура - стержень современной русской школы на Вологодчине / В.В. Судаков // Источник. - 2001. - 3. - 46 с.
28.Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды: В 2 т. - М.: Педагогика, 1985. - Т.1 - 384 с.
29.Традиционная народная культура в современном воспитании детей. Опыт. Проблемы. Перспектива. / Сборник материалов научно-практической конференции. - Вологда: ВГПУ, издательство "Русь", 2004. - 88 с.
30.Широковский Ю.С., Шашуков Н.Л. Книга для учителей: Словесный фольклор Русского Севера в школьном изучении. (1-11 классы) - Вологда.: Институт развития образования, 1999. - 10 с.
31.Энциклопедический музыкальный словарь / Под общ. редакцией Г.В. Келдыш. - М.: Государственное научное издательство большая советская энциклопедия, 1959. - 326 с. + ДРУГИЕ ИСТОЧНИКИ
Анкета
1. Понравилось ли тебе посещать занятия фольклора:
1) с желанием;
2) без желания;
3) затрудняюсь ответить?
2. Что тебя больше всего привлекает на занятии:
1) беседы о народных праздниках, традициях, обрядах;
2) народные игры;
З) принимать участие в подготовке к мероприятиям;
4) петь;
5) танцевать?
3. Что нового для себя ты узнал/узнала на занятиях?
4. Любишь ли ты выступать, принимать участие в концертах?
5. Какую трудность испытываешь на занятиях (что получается, а что не получается)?
6. Как ты думаешь, пригодятся ли тебе знания, полученные в кружке?
7. Пел ли ты песни, разученные в кружке своим родителям?
8. Интересуются ли родители, чем ты занимаешься на занятиях?
Нами была проведена экспериментальная работа по включению детей в освоение и использование музыкального фольклора. Мы попытались насытить уроки музыки фольклором, что соответствует региональному компоненту в содержании учебных занятий.
Для определения на основе форм и методов использования фольклора на занятиях нами был разработан план тематического урока. По этому плану был проведен урок в 3 классе общеобразовательной школы.
Основной трудностью в проведении урока была нехватка знаний детей о культуре и традициях своего народа.
Второй урок проводили в ансамбле "Забавушка".
Рассмотренные уроки не носят характер обязательного включения предложенного материала, а наоборот, позволяет варьировать его. Ведь музыкальный фольклор имеет региональную основу, поэтому одна и та же песня может иметь несколько вариантов.
Оба урока тематически одинаковы, однако, для педагогического эксперимента нам необходимо сравнить результаты.
Экспериментальная группа - ансамбль "Забавушка". Контрольная - ученики 3 класса.
Мы выявили, что дети знакомые с фольклорными жанрами в системе (Уроки музыки, труда, физической культуры, внеклассные мероприятия) гораздо активнее в его использовании. Для них фольклор - естественная форма бытования музыки и слова движения.
Для детей контрольной группы фольклор - необычное явление, с которым они знакомились, может быть, впервые.
Поэтому делаем вывод о том, что фольклор необходимо не только изучать, а осваивать в собственной деятельности и это самый продуктивный путь к формированию интереса к культуре края и развития способности к творчеству.