Смекни!
smekni.com

Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей младших школьников (стр. 1 из 6)

Министерство образования и науки Российской федерации

Департамент образования Вологодской области

Государственное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

"Тотемский педагогический колледж"

Курсовая работа

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

по музыке

специальность 050709 Преподавание в начальных классах

Тотьма

2009

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретическая основа развития творческих способностей средствами музыкального фольклора

1.1 Опыт практического использования фольклора в системе образования на Вологодчине

1.2 Система жанров музыкального фольклора и их характеристика

1.3 Фольклор в развитии творческих способностей детей школьного возраста

Глава 2. Анализ результатов эксперимента по развитию творческих способностей средствами фольклора

2.1 Содержание и формы фольклора в работе с детьми

2.2 Анализ педагогического эксперимента

Заключение

Библиография

Приложение 1

Введение

Каждая образовательная область вносит свой вклад в формирование человека, который будет жить в новом тысячелетии. Образовательная область, искусство предоставляет учащимся возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира, освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений.

В наше время весьма актуальна проблема разностороннего воспитания человека уже в самом начале его пути, в детстве, воспитания Человека, в котором гармонично развивалось бы эмоциональное и рациональное начала. Потери в эстетическом воспитании обедняют внутренний мир человека. Не зная подлинных ценностей, дети легко принимают ценности лживые, мнимые.

Основной целью образования является подготовка подрастающего поколения к будущему. Творчество - это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель.

Детям младшего школьного возраста изначально присуща талантливость. Начальный период обучения считается важнейшим в приобщении к прекрасному. Музыкальный фольклор здесь выступает в роли универсального средства эстетического и нравственного воспитания.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни, а отсутствие полноценных музыкально-эстетических впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.

Занятия способствуют общему творческому развитию личности, что, в свою очередь, воспитывает отзывчивость, художественное воображение, образно-ассоциативное мышление, активизирует память, наблюдательность, интуицию, формирует внутренний мир ребенка.

Искусство с первых дней школьной жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Именно в искусстве школьник развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.

В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождение и расцвета культурных традиций. Эту задачу по развитию личности ребенка помогает решить занятия школьников по фольклору.

Занятия по фольклору имеют в себе большие возможности для творческого развития школьников. Анализируя продуктивное детское творчество, можем судить о качествах ребенка, его склонностях, интересах, о разнообразии способностей. Творческая деятельность способна оказать преобразующее влияние на личность ребенка.

Источником музыкального творчества считают жизненные явления, саму музыку, музыкальный опыт, которым овладел ребенок. Процесс детского творчества вызывает у детей особое желание действовать в искренней и непринужденной обстановке в таких видах деятельности как игра, инсценировка, песня и др.

К проблемам народной педагогики обращались многие учёные прошлого и современности, в частности: К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и другие. Определённый исследовательский и практический опыт накоплен педагогами школ Вологодской области, Гатчины, Иванова, Костромы, Ярославля и других городов.

Музыкальный фольклор - это уникальная, самобытная культура наших предков - осознается современным обществом как значительный фактор духовности преемственности поколений, приобщения к жизненным национальным истокам. Фольклору отводится все более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения. Вот именно в этом и заключается актуальность данной темы. В последние годы фольклор стали изучать более углубленно, возрождается фольклор как народная музыка, культура наших предков [15].

На сегодняшний день в России лишь единичные образовательные учреждения имеют специальные отделения; чаще всего дело ограничивается только факультативными или тематическими курсами. Вопрос погружения в родную традицию касается всех уровней обучения подрастающего поколения, начиная с детских садов. Внедрение элементов фольклора в практику музыкального воспитания, изучение традиций и обрядов своего народа является важнейшим звеном в процессе формирования у учащихся высокой художественной культуры.

Отсюда вытекает проблема: какие педагогические условия необходимо создать для включения учащихся в фольклорную среду и развития творческих способностей на этой основе.

Объектом нашей работы является процесс развития творческих способностей младших школьников.

Предмет - музыкальный фольклор как средство развития творческий способностей младших школьников.

Цель нашего исследования заключается в обосновании значимости музыкального фольклора в жизни подрастающего поколения и его влияние на творческие способности младшего школьника.

Для достижения поставленной цели решается следующий круг задач:

1. Рассмотреть понятие и сущность детского музыкального фольклора, Раскрыть понятия способности, творчество.

2. Раскрыть опыт практического использования фольклора в системе образования Вологодской области.

3. Выявить комплекс педагогических условий развития творческих способностей младших школьников через организацию занятий по фольклору.

4. Разработать тематические уроки и на основе собственного опыта выявить и обосновать формы и методы использования фольклора на уроках.

Исходя, из этого можно сформулировать следующую рабочую гипотезу:

развитие творческого начала младших школьников средствами музыкального фольклора будет эффективно при условии:

систематического использования фольклорного материала в образовательном процессе;

учета возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста;

создание комфортных психолого-педагогических условий для становления гармонично-развитой подрастающей личности.

Методологической основой исследования являются работы в области фольклористики по раскрытию и обоснованию специфики фольклора А.М. Мехнецова, Б.Н. Путилова, этнографов Шейна, В. Виноградова.

Для решения поставленных задач в исследовании был использован комплекс методов:

Анализ научно-методической, психолого-педагогической литературы по фольклору, анализ передового педагогического опыта; наблюдение, беседа, анализ творческой деятельности учащихся, педагогический эксперимент, анкетирование, изучение и обобщение практического опыта по использованию фольклора в системе образования.

Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка литературы и приложения.

Базой исследования стала МОУ "Игмасская СОШ".

Глава 1. Теоретическая основа развития творческих способностей средствами музыкального фольклора

1.1 Опыт практического использования фольклора в системе образования на Вологодчине

Жизнь человека на различных исторических этапах развития общества неизменно меняется: создаются новые технологии, строятся города, изучаются возможности человеческого разума. Мир находится в постоянном движении. Когда дело касается возрождения народных традиций, то является необходимостью, чтобы человек нового тысячелетия знал свою историю, свои корни и традиции своего народа.

Когда-то традиционная народная культура являлась неотъемлемой частью жизни народа, её естественной составляющей. Но постепенно в процессе европеизации народная культура стала уходить из повседневного обихода многих слоёв населения. Тогда историки, филологи, учёные 18 века, понимая важность изучения народного наследия, стали записывать определенные жанры фольклора. Так появились первые исследователи народной культуры: М.Д. Чулков, К. Данилов, П.В. Киреевский, братья Б.М. и Ю.М. Соколовы и другие [20].

Несмотря на различные оппозиционные направления, заинтересованные деятели из разных областей науки обращались к сокровищнице народного творчества. Однако существовал формальный подход к объекту исследования, и ранние публикации ограничивались отдельными образцами различных форм фольклора. Комплексный подход в изучении фольклора появляется только в 80-х годах 20 века.

60-е годы XX века были отмечены рождением яркого явления, в основе которого стал интерес, возникший в разных слоях общества к "старому".

Появилась "новая фольклорная волна" в литературе и композиторской музыке, национальная и национально-историческая тематика в живописи и кинематографе и так далее. Так началось пробуждение национального самосознания, поиск своих исторических корней.

Организовывались музыкально-этнографические концерты с участием аутентичных фольклорных певцов и музыкантов, планировались экспедиции в районы, где жили знающие люди - "носители традиций", создавались фольклорные коллективы, проводились конференции [20].