в выявлении организационно-педагогических условий преобразования процесса повышения квалификации с целью развития профессиональных потребностей и уровней подготовленности учителей к учебно-познавательной научно-технической деятельности.
Теоретическое значение исследования заключается в разработке компонентов системы повышения квалификации учителей, способствующих реализации и действию гуманистической педагогики, в определении условий вовлечения учителей в научно-техническую деятельность, разработке критериев отбора специфических дисциплин, компонентов содержания обучения свойственных учителям технологии (описание способов оптимизации повышения квалификации, вариативность моделей взаимосвязанной деятельности учителя на курсах и в межкурсовой период).
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
разработаны рекомендации по диагностике уровней подготовленности учителей к научно-технической деятельности, отбору содержания курсовой подготовки;
раскрыта методика проведения занятий, способствующих стимулированию у слушателей положительных мотивов к научно-технической деятельности, формированию у них комплексной программы послекурсовой деятельности, а так же рациональных познавательных умений.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Двухэтапная модель повышения квалификации, включающая организационно-педагогические условия, способствующие реализации содержательно-целевых и личностно-деятельностных подходов к обучению учителя технологии.
2. Инвариантная и вариативные программы обучения учителей технологии, созданные на основе учета условий их деятельности, профессиональных потребностей, подготовленности к творчеству.
3. Программы деятельности научно-технических объединений, мобильных площадок, которые могут выступать как фактор развития коллективного творчества учителей технологии.
Структура дипломной работы: дипломная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Творчество - проблема XX века и одна из ключевых проблем современной педагогики. Ее актуальность обусловлена двумя главными чертами: социальным заказом на воспитание активной творческой личности, влиянием и требованием реализации гуманистической концепции образования.
Одним из профессиональных качеств педагога является его способность к педагогическому творчеству. Содержание понятия "творческий компонент" педагогической деятельности определяется общей структурой творческой деятельности, в которой обязательными элементами являются сам процесс творчества, продукт творческой деятельности, личность воспитателя, творческие способности, условия, в которых протекает творчество.
Целью данной главы является раскрытие ведущих черт творчества и педагогического в частности, пути изучения его в российской и зарубежной педагогике, развития способностей у учителя к творческому мышлению, пути развития творческой интуиции, роли творческих способностей, организации культуротворческой среды в общеобразовательной школе, способствующих развитию творческих способностей учащихся. Все это находит свое отражение в деятельности учителей технологии.
Одним из профессиональных качеств педагога является его способность к педагогическому творчеству. Содержание понятия "творческий компонент" педагогической деятельности определяется общей структурой творческой деятельности, в которой обязательными элементами являются сам процесс творчества, продукт творческой деятельности, личность воспитателя, творческие способности, условия, в которых протекает творчество. Остановимся на рассмотрении ведущих черт творчества вообще и педагогического в частности.
Творчество как педагогическая проблема является чрезвычайно многосторонней и сложной. На творческий характер педагогического труда обращали внимание великие педагоги прошлого: А.А. Дистервег [51], например, писал, что без стремления к научной работе учитель элементарной школы попадает во влияние трех демонов: механичности, рутинности, банальности. Он деревенеет каменеет и опускается. П.П. Блонский [21] писал, что работа педагога более, чем новая школа - школа жизни и творчества самого учителя. С.Т. Шацкий [185] отмечал, что процесс обучения, как и дети, должен быть живым* деятельным, переходящим от одной формы к другой, движущим, ищущим.
Творческий характер педагогической деятельности определяет специфику развития определенных категорий в педагогическом труде.
Творческая индивидуальность педагога, его чутье, тактическая работа в меняющихся условиях - все это дает возможность говорить о педагогической деятельности как о творческом процессе. Важную роль в разработке основ теории педагогического творчества играет современная педагогическая наука, исследующая основные закономерности творческого процесса в самых разнообразных видах деятельности. Разнообразие состоит в особенностях объекта их деятельности, которым для учителя является педагогический процесс, функционирующий как смена состояния систем "педагоги-учащиеся".
Следовательно, из сущности педагогического процесса, особенностей его управления и условий функционирования исходит творческая природа педагогической деятельности.
В фундаментальных трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, П.К. Энгельмейера, в работах Ковалева Л.Т., А.М. Матюшкина, В.И. Андреева, А.Я. Пономарева, В.А. Крутецкого, Г.С. Сухобской подверглись исследованию самые различные срезы творческого процесса, помогающие осмыслить его сущность в педагогической деятельности.
Я.А. Пономарев установил и исследовал связь психологии творчества с "педагогикой творчества". Автор рассматривает психологию творчества как часть педагогики. "Включение психологии творчества как абстрактной науки в состав педагогики творчества, как конкретной науки - необходимое условие развития действенно-преобразующего типа знаний о творческой деятельности". Он рассматривает педагогику творчества как фундаментальную науку, психологический аспект исследования творчества и его значение для педагогики творчества, а также ряд других вопросов.
Английский педагог Т. Джоунс выделяет четыре фактора, означающих и выражающих процесс творчества: связь элементов, конфликт, проблемное решение, среда.
Первый "связь элементов" выделял озарения и подразумевает мгновенное порождение индивидом новых идей в результате схождения в одной точке "несвязанных, на первый взгляд, элементов". Второй фактор признает роль конфликта бессознательного и сознательного в творческой деятельности с позиции психоанализа. Третий фактор - "проблемное решение" - обосновывает творческую деятельность теорий рефлекторного мышления. Четвертый - "среда"подчеркивал признание роли социального в воспитании творчества.
Т. Джоунс формулирует "гибкое" рабочее определение творчества на основе выделенных им четырех факторов. "Творчество - это сочетание гибкости, оригинальности и чувствительности к идеям, которые дают возможность мыслящему человеку отойти от обычного порядка мышления к продуктивному, результат чего дает удовлетворение самому и, возможно, другим". В этом определении автор попытался изложить выделенные факторы в виде перечня творческих способностей и одной общей характеристики мыслительного процесса, "Атмосферу творчества" Т. Джоунс понимает весьма широко: целенаправленное обучение, основанное на принципах творческого учения, которые реализуются в разнообразных методах приемах обучения, а также воспитания в школе и вне ее, которое осуществляемое школой совместно с обществом.
Российские ученые также раскрывают различие и специфику репродуктивного и продуктивного учения, однако, они не противопоставляют их, а рассматривают как двуединый процесс. Л.С. Выготский обосновывает психологическую сущность двух видов человеческой деятельности, воспроизводящей или репродуктивной и комбинирующей или творческой. Он подчеркивает тесную связь и зависимость двух видов деятельности: творческая деятельность невозможна без репродуктивной. "Мозг, - говорит Выгодский, - есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, но также орган, комбинирующий, творчески перерабатывающий и созидающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Если бы деятельность человека была одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому и умел бы приспособиться к будущему только постольку, насколько оно воспроизводит это старое. Именно творческая деятельность делает человека существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее".
П.И. Пидкасистый провел анализ процесса и структурное воспроизведение творчества. На основе проведенного дидактического эксперимента и последующего психологического анализа ряда актов познавательной деятельности он пришел к убеждению, что элементы творчества и воспроизведения в деятельности ученика, как и в деятельности взрослого человека, следует различать по двум характерным признакам: а) по результатам деятельности; б) по способу его приложения.
Общеизвестным является тот факт, что деятельность преподавателя любой школы всегда отличалась творческим характером и прогнозируемым результатом. В связи с дальнейшей демократизацией и гуманизацией общества, внедрением компьютерных технологий, актуализацией демографической политики государства, вхождения в мировую образовательную систему, расширение кредитно-модульного обучения требует обязательного научного подхода к педагогическому творчеству всех работников сферы образования.