Смекни!
smekni.com

Начальное народное образование во второй половине XIX - начале XX века (сравнительный анализ церковно-приходской и земской школы) (стр. 18 из 19)

Земская школа заботы о нравственном развитии учащихся отодвинула на второй план, ограничиваясь, главным образом, сообщением знаний и умственными упражнениями. Поэтому образовательный процесс в ней был поставлен достаточно основательно, последние новинки педагогической науки использовались довольно широко и быстро внедрялись в обучение. При отборе преподавателей решающее значение отдавалось образовательному уровню, а также приверженности «прогрессивным» либеральным взглядам.

Анализ литературы, использованной в данной работе, позволил сделать следующие выводы.

1. В рассматриваемый период развития народного образования (1861-1918) наиболее развитыми и влиятельными оказались два типа школ: церковно-приходская и земская, между которыми и развернулась основная борьба. Обе эти школы оказали огромное воздействие на народное просвещение и на формирование мировоззрения крестьян.

2. Церковно-приходская школа имела более длительную историю своего развития, нежели земская. Церковные школы появились на Руси вместе с началом распространения христианства, иными словами со времени образования русской государственности. Приоритет в них отдавался религиозно-нравственному воспитанию над умственным просвещением. Мировоззренческой основой преподавания всех предметов была православная вера, которая являлась единственным критерием истинности всех знаний. Этот тип школ более всего соответствовал духу русского народа, его национальным традициям. Многие патриоты России – Ушинский, Рачинский, Ильин, Киреевский, Розанов и др. – выступали именно за такое образование, которое давала церковно-приходская школа.

3. Земская школа представляла собой результат наметившейся еще в XVIII веке тенденции секуляризации общественного сознания. Если в допетровской Руси сознание народа было целостным, религиозным. Вера определяла все стороны жизни. То позднее религия постепенно начинает оттесняться в область личного дела, и вся культура приобретает светский характер. Таким образом, происходит расщепление сознания: убеждения и религиозные привычки перестают соответствовать жизненным установкам и принципам. Так, мало-помалу в высшем русском обществе утверждается западноевропейское протестантское отождествление духа с разумом и мышлением, а духовная ипостась как онтологическая данность исчезает из области социального внимания. Как следствие этого происходит переосмысление целей воспитания, главной из которых становится подготовка человека к земной жизни, для чего необходимо было вооружить его, прежде всего, научными знаниями, развить умственные способности. Нравственность же представлялась ценной лишь потому, что являлась важным условием для мирного сосуществования людей.

4. Характер государственной политики по отношению к этим школам в данный период определялся двумя тенденциями. Первая отразилась в стремлении власти к преобразованию «косной» российской действительности по «просвещенному» западноевропейскому образцу, что проявилось в секуляризации системы образования (т.е. в устранении влияния в ней Церкви и духовенства), а также в предоставлении народу значительного количества прав и свобод, в том числе и в области народного просвещения, что позволило революционно настроенной части общества влиять на народные массы путем распространения своих идей в школе. Вторая тенденция характеризовалась осознанием правительством того факта, что твердую опору своей власти оно может получить только через духовно-нравственное воспитание народа, которое осуществлялось по большей части в церковно-приходских школах. Поэтому в конце XIX века, когда либерально-демократические силы стали иметь слишком большое влияние в обществе, правительство обратило, наконец, свой взор на развитие церковных школ. Однако, это не помогло остановить рост влияния земской школы.

5. Отсутствие прочной и гарантированной финансовой основы церковно-приходской школы определило нестабильность в ее развитии. Все это в совокупности с тяжелым положением учителя негативно сказывалось на профессиональном уровне педагогического контингента данного типа учебных заведений и, как следствие, на качестве обучения. Однако, с задачей нравственного развития учащихся церковно-приходские школы справлялись гораздо лучше, чем земские школы. Последние же в отличие первых имели стабильное финансирование, что давало им возможность нанимать более профессиональных педагогов и обустраивать процесс обучения на качественно высшем уровне.

Несмотря на противоречивость исторического развития, оба этих типа школ внесли существенный вклад в распространение народного образования в России. Церковно-приходская школа, соответствуя традиционным культурным ценностям, не разрушая уклада крестьянской жизни, благоприятствовала укреплению взаимосвязи школы и родителей, помогала более грамотно вести хозяйство, но самое главное – укореняла детей в религиозной настроенности, преподавая им нравственное воспитание, основанное на православной вере. Земская школа на основе рекомендаций ведущих педагогов и с учетом местных условий и потребностей учащихся использовала более совершенные методы обучения и воспитания, направленные на развитие способностей учащихся, а также способствовала быстрому и качественному распространению образования среди простого народа.

В условиях реформирования сегодняшней системы образования Российской Федерации было бы неправильно игнорировать тот богатый опыт в деле народного просвещения, который был приобретен русской школой за ее историю. Обращение к опыту Церкви, которая, находясь в тесном соприкосновении с народом, сумела создать свою образовательную модель начальной школы, позволит предоставить современным детям нравственную основу их будущего бытия, недостаток которой существенно ощущается в современной жизни. Из опыта земской школы было бы целесообразным заимствовать принцип внедрения в процесс образования новых методов, форм и средств обучения.


БИБЛИОГРАФИЯ

1. Абрамов В. Ф. Земство, народное образование и просвещение // Вопросы истории. – 1998. - № 8. – С. 44-60.

2. Баркова Н. Н. Нравственный идеал в русской педагогике (вторая половина XIX – начало XX века) // Педагогика. – 1998. – № 2. – С. 70-75.

3. Белинский В. Г. Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1982. – 287 с.

4. Беляев И. Ответ Тульским епархиальным ведомостям // День. – 1862. – № 18. – С. 5-7.

5. Богуславский М. В. Константин Петрович Победоносцев. [Электронный ресурс http://vestnik.edu.ru/pobedonoscev.html#top].

6. В память о А. С. Хомякове // Русская беседа. – 1860. – Т. 2. – С. 61-68.

7. Введенский Е. С. Деятельность Русской Православной Церкви в области начального народного образования во второй половине XIX – XX вв. (по материалам Ярославской и Костромской губерний): Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. – Ярославль, 2003. – 314 с. [Электронный ресурс http://diss.rsl.ru/diss/05/0215/050215042.pdf].

8. Виталий (Уткин), игум. Из истории становления начального народного образования в России в первой половине XIX века // Православие и отечественная культура: наука, образование, искусство: Материалы VII Всероссийского Образовательного форума, посвященного памяти свт. Феофана (Вышенского Затворника) с участием «Глинских чтений» / Гл. науч. ред. Т. Г. Человенко. – В 3-х т. – Т. 1. – Орел: ОРАГС, 2006. – С. 110-118.

9. Георгий (Шестун), игум. Православная школа. – М.: Воскресная школа, 2004. – 368 с.

10.Гладьева О. В. Национальный идеал в образовании России XIX века: Выпускная квалификационная работа. – Волгоград, 2003. [Электронный ресурс http://www.kropka.ru/refs/62/38034/1.html].

11.Добролюбов Н. А. Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1986. – 348с.

12.Ельницкий А. Маслов Степан Александрович // Русский биографический словарь. Доп. т. 4. – М.: Аспект-Пресс, 1999. – С. 115.

13.Журавский А. В. Правда и мифы «школьного вопроса» в России [Электронный ресурс http://religion.ng.ru/problems/2003-07-16/4_school.html].

14.Иаков, еп. (Иероним Петрович Домский). Исторический очерк русского проповедничества. – СПб., 1879. – 793 с.

15.К. По поводу брошюрки г. Волкова о пользе распространения в России наук естественных и технических // Журнал для воспитания. – 1857. - № 8. – С. 13-18.

16.Каптерев П. Ф. История русской педагогии / Предисл. Н. В. Бордовской; Послесл. В. П. Борисенкова. – СПб.: Алетейя, 2004. – 560 с. – (Серия «Библиотека русской педагогики»).

17.Киреевский И. В. Разум на пути к истине. – М.: Правило веры, 2002. – 662 с.

18.Корсунский И. Государственное значение церковно-приходской школы. – М., 1888. – 69 с.

19.Корф Н. А. Русская начальная школа [Электронный ресурс http://www.pedobzor.ru/ped016.html].

20.Крупин В. Как из русской школы изгоняли священнослужителей // Москва. – 1997. - № 7. – С. 191-198.

21.Крутицкая Е. В. Церковно-приходские школы России в конце XIX – начале XX века: Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. – М., 2004. – 246 с. [Электронный ресурс http://diss.rsl.ru/diss/03/1106/031106024.pdf].

22.Кудрявцев Л. Д. Современное общество и нравственность. Гл. 6. Вера, наука, образование. – М.: Наука, 2006. [Электронный ресурс http://www.zarplata.ru/book/articles/13990/print.aspx].

23.Курьезная вещь // Домашняя беседа для народного чтения. – 1859. – Вып. 20. – 16 мая. – С. 179-191.

24.Латышина Д. И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X- начало XX века): Учебное пособие. – М.: Форум; Инфра-М, 1998. – 582 с.

25.Маслов Н. Духовная основа русского воспитания // Альма-матер. – 2004. - № 4. – С. 36-41.

26.Меньшиков В. Сначала надо очнуться // Народное образование. – 1994. - № 9-10. С. 103.