ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯТО-ТИХОНОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
РЕФЕРАТ
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В
КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Козлова Светлана Николаевна
2009 г.
Содержание
Введение
1. Цели и задачи воспитания по В.В. Зеньковскому
2. Социальное воспитание в работах В.В. Зеньковского
3. Семейное и религиозное воспитание в работах В.В. Зеньковского
4. Взаимосвязь социального, семейного и религиозного воспитания
Заключение
Введение
Зеньковский Василий Васильевич (1881-1962) был одним из выдающихся русских философов и педагогов ХХ века. Свои взгляды на воспитание В.В. Зеньковский изложил в нескольких работах, а в частности: «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии», «Педагогика»,«Русская педагогика в XX в.» и многих других.
Главным в педагогической концепции В.В. Зеньковского были любовь и уважение к воспитанникам, вера в духовные возможности и уникальность каждой личности, а также требование бережного отношения к делу воспитания человека в ребенке.
В.В. Зеньковским была создана теория воспитания, основанная на принципах религиозной педагогики, на принципе приоритетности воспитания в педагогическом процессе, на принципе о необходимости созданию православной школы на государственном уровне, и главное на принципе свободного религиозного самоопределения воспитанника.
В работах философа мы находим уникальную концепцию, отразившую единство семейного, социального и религиозного воспитания личности.
В данном реферате раскрывается взгляд В.В.Зеньковского на проблему духовного развития, которая формулируется учёным как проблема правильного соотношения индивидуального и социального в душе человека.
По мысли философа взаимосвязь социального, семейного и религиозного воспитания является необходимым условием для воспитания гармоничной духовной личности.
1. Цели и задачи воспитания по Зеньковскому
В педагогике вопрос о цели воспитания является, конечно, главным. В.В. Зеньковский считает, «что нельзя воспитывать, не сознавая цели воспитания.»[1, с. 50]. По мысли философа «наше вмешательство в жизнь ребенка имеет смысл лишь в том случае, что бы помочь раскрытию образа Божия в ребенке и устранить все то, что замедляет это раскрытие. Раскрытие образа Божия, становление внутреннего человека» – это есть то, в чем должно помочь воспитание». [1, с.51].
В.В. Зеньковский в своей книги «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии» сделал попытку определить цели воспитания, основывающиеся на началах христианской антропологии. В разных вариантах философ будет их повторять неоднократно. Итак, «цель воспитания в свете православия есть помощь детям в освобождении от власти греха через благодатное восполнение, находимое в Церкви, помощь в раскрытии образа Божия, ... раскрытие пути вечной жизни» [2, с 152].
В воспитательном процессе по мысли В.В. Зеньковского есть две задачи: Первое это «подготовить дитя к Вечной жизни, к жизни вечности, в Боге и с Богом, что бы земные дни не пропали даром и чтобы смерть не была духовной катастрофой». [1, с. 51] В этом одна сторона воспитания, и поэтому в развитии внутреннего человека – главный путь педагогической работы.
Не менее важной является вторая сторона – «это подготовка к этой жизни, так как эта жизнь дает не только возможность приобрести Вечную жизнь, но дает возможность и потерять ее. Как будет пройдена эта жизнь – так она отзовется и в Вечной жизни, мы живем так, что эта жизнь является ступенью в вечность».[1, с.51] Гипноз жизни настолько силен, что зачастую, цели и задачи этой земной жизни мы ставятся на первый план, совершенно забывая о вечности. Задача воспитания должна быть поставлена так, что первенствующей в ней была устремленность к небу, а не к земле. Таким образом, рассматривая цели и задачи воспитания, В.В. Зеньковский дополняет ее тем, «что путь воспитания есть путь подготовки к свободе во Христе. Свобода есть дар Христа. Однако овладеть этим даром христианской свободы очень трудно, ведь свобода – это самое ценное и самое основное в нас».[1, с.53]
Основной мыслью Зеньковского является необходимость воспитания ребенка к свободе. Система воспитания к свободе есть система приобщения к истине – «последняя для нас заложена в Церкви, и потому познание истины для нас заключается в приобщении к Церкви».[1, с.55]. Нельзя мыслить воспитание вне свободы, и она, по словам В.В. Зеньковского, светит человеческой душе не как реальность, не как данная сила, но как возможность, как задание. Свобода не дана, а задана. В воспитании ставится вопрос об освобождении, то есть о восхождении к свободе.[3, с.377].
Таким образом, воспитание должно быть личностно ориентировано на педагогическое «обнаружение» креста и воплощение его в жизнь. Другими словами, воспитать ребенка - это значит раскрыть его личность, «но не в линиях так называемого "гармонического" развития естества, а в линиях внутренней иерархичности в человеке». Это означает, что воспитание - это обязательно воспитание физическое, нравственное социальное, религиозное, моральное, эстетическое, имеющие, однако «инструментальное значение в развитии основного начала в личности - духовной жизни». [2, с. 153]
2. Социальное воспитание в работах В.В. Зеньковского
Будучи профессором философии Киевского университета в 1918 году В.В.Зеньковский написал работу «Социальное воспитание, его задачи и пути». В ней он обозначает цели и задачи социального воспитания в изменившихся условиях государственной и общественной жизни.
Зеньковский утверждает, что человек никогда и нигде не развивается изолированно, замкнуто. «Жизнь всегда и везде социальна, она не знает отдельных людей, а их живую и целостную совокупность, и только в этой живой и целостной совокупности развивается отдельный человек» [2, с.155].
«Цель социального воспитания заключается в развитии социальных сил в душе ребёнка, в развитии социальной активности, в развитии «вкуса» к социальной деятельности, воспитания духа солидарности, способности подыматься над личными, эгоистическими замыслами». [4, с.298.].
Философ считает, что личность не может достичь идеала вне общества, именно поэтому воспитание в семье не должно быть строго индивидуальным, оно должно быть направлено на развитие социальных сил в ребенке.
«По В. Зеньковскому социальное взаимодействие имеет психический характер, т.к. психика человека рождает социальное единство. Социальные связи устанавливаются или разрушаются в первую очередь под действием сферы чувств, в эмоциональной области, и чем эта сфера глубже, тем сильнее и продуктивнее социальное общение между людьми».[5] Здесь обнаруживается интересная закономерность – чем больше у человека социальных связей, тем более независим он от каждой из них, тем более освобождается индивидуальная жизнь человека от давления социальных связей. «Наша индивидуальность становится разностороннее, богаче и более независимой, чем шире её социальные связи… Благо индивидуальности заключается в усилении и расширении социальной активности. Чем больше отдаём мы себя социальной активности, тем многообразнее наши социальные связи, тем выше стоит индивидуальность в своём развитии. Так оправдываются известные слова Спасителя «Кто потеряет свою душу ради меня, тот обретётся». Живя для ближних, теряя себя в них, мы вступаем на высший, достойнейший путь нашего индивидуального развития» [4, с.313.].
Социальное воспитание осуществляется как естественным, так и специально-организованным образом. В душе каждого ребёнка, считает Зеньковский, всегда имеются социальные силы, которые связывают его самосознание и активность с социальной средой, это естественная социальность.
Специальная социальность опираться на собственную активность детей, которая может быть волевой и эмоциональной.
Важным механизмом социального воспитания В. Зеньковский считает социальную наследственность. То есть опыт, накопленный предыдущими поколениям, составляет традицию наполненную духовным содержанием. Зеньковский показывает, каким образом осуществляется социальное наследование и поясняет важность этого процесса именно в детстве. «Для усвоения традиции и нужно столь длинное детство, какое свойственно человеку. Восприятие традиции происходит в живом социальном общении, в социальном единстве. Социальное наследование развивается преимущественно на эмоциональной основе. Дети очень рано, ещё до возникновения мышления в его подлинных формах, обнаруживают поразительную способность к социальному ориентированию. Оно позволяет душе ребёнка переживать как ощущение своей силы, так и своей слабости. Переживание силы рождает самоутверждение личности с её собственной инициативой, творчеством».[5].
Социальная среда по В.Зеньковскому позволяет душе ребёнка освоить такие важнейшие качества как приспособление, послушание, подражание, смирение, стремление к образованию, работу над собой, самоограничение, привычку считаться с другими людьми, что в конечном итоге также обеспечивает процесс усвоения ребёнком социальной традиции.
Многообразие социальных проявлений в жизни человека не должно касаться той глубины личности, которая определяет целостность её духовной основы. Индивидуальное своеобразие человека может раскрыться лишь в его социальной жизни, поэтому, считает Зеньковский, «социально-психическая жизнь личности так же сплошь духовна, как духовна и жизнь личности для себя» [2. с.91.]. Проблема духовного развития формулируется учёным как проблема правильного соотношения индивидуального и социального в душе человека.
Таким образом, В.В.Зеньковский органически связывает религиозное и социальное становление личности человека.
3. Семейное и религиозное воспитание в работах В.В. Зеньковского
Семья всегда была и остается главным институтом воспитания подрастающего поколения. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни. Именно семья, по мысли В.В. Зеньковского, является органом религиозного воспитания. То есть нельзя разделить семейное и религиозное воспитание, или дать ребенку религиозное воспитание вне семьи, потому что «в религиозном созревании ребенка семья занимает исключительное место именно тем, что она является для него главным проводником религиозных чувств. Для ребенка семья светится религиозным светом».[6, с. 256].