Смекни!
smekni.com

Нравственное воспитание в процессе учебной деятельности (стр. 2 из 8)

С точки зрения А.А. Леонтьева, «воспитание начинается тогда, когда мы, взрослые, совместно со школьниками обнаруживаем проблему и ищем пути ее решения». Реализация принципа проблемности связана с механизмом убеждения, под которым понимается интеллектуально-эмоциональное воздействие на ребенка, основанное на логике, доказательствах, способствующее формированию нравственных взглядов и убеждений. Подобное воздействие будет тем успешнее, чем лучше педагог владеет умением раскрывать противоречивость и неоднозначность предъявляемых воспитанникам понятий, идей. При этом следует заметить, что повышенная чувствительность к убеждению характерна для интеллектуально развитых детей. Данному механизму практически идеально соответствует метод парадокса.Под парадоксом мы понимаем здесь суждения, мнения, резко расходящиеся с обычными представлениями, противоречащие здравому смыслу. Парадокс приводит к взрыву чувств (момент переживания), подталкивает к неожиданным выводам, которые делаются ребенком самостоятельно, без подсказки взрослого. Эти выводы запоминаются надолго, стимулируют дальнейшую мыслительную деятельность школьника. Приведем пример такого парадокса - высказывание известного русского философа B.C. Соловьева: «Справедливость в нравственном смысле есть некоторое самоограничение, ограничение своих притязаний в пользу чужих прав; справедливость является, таким образом, некоторым пожертвованием, самоотрицанием». В этом суждении привычному для школьников представлению о справедливости как о равноправии людей противопоставляется другая точка зрения, в которой заложено требование ущемления прав человека, стремящегося к справедливости. Почему? Удивление стимулирует к размышлениям, к формулированию собственной позиции.

Парадокс может стать частью другого, более общего метода, например, анализа художественных произведении. Современного школьника нелегко бывает убедить в необходимости любить труд. И здесь на помощь приходит парадокс. Одна народная мудрость: «Труд кормит и одевает» легко опровергается другой: «От трудов праведных не наживешь палат каменных». Вопрос о том, почему же надо любить труд, т.е. дело, которое требует немалых усилий, стараний, напряжении, но не приносит больших материальных благ, по существу стал проблемным. Ответ на него можно дать, совместно с детьми поразмышляв над сказкой К.Д. Ушинского «Два плуга»: «Из одного и того же куска железа и в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца.Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был даже еще лучше, чем в то время, когда он только что вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел, покрылся ржавчиной. "Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь?" - спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца. "От труда, мой милый, - ответил тот, - а если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая"».

Метод парадокса, таким образом, исключает назидание и принуждение, которые противопоказаны духовно-нравственному воспитанию. Как часто мы слышим из уст педагогов доводы в защиту своих действий, направленных на жесткую регламентацию мнений, позиции, поступков воспитанников. При всем разнообразии этих доводов они сводятся к тому, что ребенок просто не понимает того добра, которое несет ему деятельность педагога. Действительно, дети в силу своих возрастных особенностей многого не понимают и не могут предвидеть. Согласимся и с тем, что необходимо помочь им в этом. Но как? Предъявив жесткие требования? Поэтапно регламентировав их деятельность? Но тем самым мы значительно снизим мотивацию, так как дети почувствуют недоверие учителя и не увидят перспектив своей деятельности. Важно, чтобы педагог обеспечил понимание воспитанниками ценности для человека определенных понятий, норм, правил жизни не путем запрета инакомыслия, а путем создания условий для обретения личностного смысла той или иной духовно-нравственной ценности. Стремление человека к постижению смысла, к самоопределению, к обладанию жизненными целями является условием сохранения духовного здоровья. Общепризнанным является тезис о том, что знание становится духовным тогда, когда они превращается в личностно - значимое.Реализовать этот тезис педагогу помогает метод совместного поиска, который стимулирует воспитанника в развитии его духовной жизни. Совместный поиск рассматривается как производное от известного в дидактике частично-поискового метода. Он также содержит проблемную ситуацию (парадокс, тайну, сомнение и т.п.), предположения, мнения, позиции, которые могут помочь разрешить эту ситуацию, диалог учителя и ученика.Результатом совместного поиска может стать понимание детьми, что, например, простить - это значит:не таить обиду, перестать сердиться (гнев всегда порождает ответный гнев), избавиться от желания отомстить обидчику;не ждать, пока обидчик поймет свою ошибку и первым придет мириться;не винить человека за дурную мысль или плохой поступок, не упрекать его за нанесенную тебе обиду;найти в себе мужество признать свою неправоту;уметь радоваться общению с другими людьми;проявить смелость, терпение, силу воли и сострадание.

Самостоятельно сделанные выводы помогут детям обрести личностный смысл духовно-нравственных понятий и норм, включить их в систему своих ценностей.

1.2 Нравственное воспитание в системе обучения

Говоря о нравственном воспитании в системе обучения ребёнка в общеобразовательной школе, следует сказать, в первую очередь, о необходимости введения элементов социальной этики во все предметы во всех классах. В первую очередь эти вопросы должны рассматриваться в следующих образовательных областях: «Технология», где изучаются разделы «Культура дома», «Основы предпринимательства», культура труда; филология, искусство, обществознание (во всех этих областях важно анализировать этические проблемы в литературе, искусстве, истории).[24.С.100]

Затем эти вопросы должны рассматриваться при изучении языков (можно изучать соответствующие тексты), математики и естественных дисциплин (в частности, в рамках совместной деятельности), при занятиях физкультурой (спортивная этика, совместная деятельность).

В программу раздела «Культура дома» образовательной области «Технология» в начальной школе входят вопросы нравственного воспитания.

Основная цель этого раздела - формирование знаний, умений и навыков в области социальной этики, воспитание уважения к личности, забота в первую очередь о родных и близких людях, восстановление и упрочение семейных и национальных традиций.

Целью изучения социальной этики в школе должны быть: анализ и обсуждение различных жизненных ситуаций, выбор гуманной, честной, достойной линии человеческого поведения, обсуждение проблем семейной жизни: семейного уюта, теплоты, уважения и доверия в семье, проблем взаимоотношений в трудовом коллективе, правил поведения как «технологической» стороны реализации достойного поведения.

Жизнеспособное общество должно воспитывать свою молодежь в духе патриотизма: любви к своей Земле, к своей единой многонациональной, многокультурной, многорелигиозной стране - России, к природе своей страны, к великой русской культуре, созданной усилиями всех народов нашей страны, уважения к национальной культуре каждого народа, к отечественным достижениям в области науки и техники, уважения к победам предков при защите нашей страны. Любовь граждан к своей стране является основой развития общества и государства.

При изучении всех предметов в школе во все годы обучения необходимо касаться вопросов патриотического воспитания. Наиболее легко это сделать в следующих образовательных областях: обществоведение (при изучении родной истории), филология и искусство (русская и национальная культура), естествознание, математика, технология (вклад российских ученых в развитие мировой и отечественной науки и техники), физкультура (достижения наших спортсменов и ученых в области экологии человека).

Важно при этом избежать перегибов и националистического шовинизма, сохранив уважение к другим народам в нашей стране и за рубежом. В феврале 2001 г. Правительство РФ утвердило государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2001 - 2005 гг.[16.С.162]

Воспитание в области экологической этики включает формирование бережного отношения к природе - источнику физического и душевного здоровья людей и заботливое отношение к здоровью человека. Это здоровье - богатство самого человека, его близких, страны и человечества. Экологические образование и воспитание включает формирование бережного отношенияк природе - источнику физического и душевного здоровья людей, бережного отношения к здоровью людей, экономии материалов и энергии, использованию отходов. Цель этого воспитания -формирование экологической нравственности.

Экологическое образование и воспитание должны быть непрерывными и включать дошкольный, школьный и послешкольный, в том числе - вузовский, компоненты.

Необходимо провести большую работу по экологизации всех учебных предметов в школе, с I по XI класс, насыщению всех образовательных областей идеями социальной экологии (взаимоотношения человеческой цивилизации и окружающей среды) и экологии человека (сохранения физического и душевного здоровья человека в загрязненной окружающей среде. Это здоровье - богатство самого человека, его близких, его страны и человечества). В первую очередь «экологизация» должна быть проведена для дисциплин естественно-научного цикла: биологии, географии, химии, физики, а также в образовательной области «Технология», в которой рассматриваются процессы, приводящие к разрушению окружающей среды. Многое уже сделано. Далее «экологизации» должны подвергнуться математика (экологические примеры и задачи), литература, искусство, общественные дисциплины, языки (экологические тексты для перевода), физическая культура. Следует учесть опыт «экологизации» школьных предметов в Японии. Надо быстро выпустить методические рекомендации по «экологизации» отдельных предметов, подготовить дополнения (вкладыши) к учебникам, диафильмы, кодаграммы и видеофильмы, в которых должны быть освещены экологические аспекты изучаемых курсов.