Использую и такой приём, который называю: «Спроси свою совесть». Прошу ребят подумать и не говорить вслух: «Когда и за что ты благодарил свою маму?», «Была ли у тебя на днях ситуация, когда тебе было стыдно за свой поступок, за свои слова?». «Был ли недавно момент, когда ты был доволен собой? Почему?»Работаем мы по учебно-методическому комплекту, предоставленным лабораторией нравственного образования Института содержания и методов обучения. Комплект включает программу нравственного образования и практикум по «Основам морали». Программа даёт лишь перечень главных тем курса, и в этом недостаток: программа шире простого перечисления тем. Можно предъявить претензии и к пояснительной записке к программе, которая посвящена изложению истории нравственного образования, но не указывает требований к выпускнику школы, получившему это образование. Программа содержит примерное поурочное планирование курса «Основ морали» (9-11-й классы). Темы едины для всех параллелей.Практикумы в основном носят теоретический характер, в качестве методических разработок даны только упражнения и задания, почти без примеров, без проблемных заданий, без тем и ситуаций для обсуждения.
Считаю, что выставлять оценки за изучение экспериментального курса с такой темой некорректно, так как путь к нравственной истине значительно важнее для молодых людей, чем заученные понятия и суждения При подведении итогов изучения предмета полезно использовать защиту проектов по нравственной теме. Например: «Если бы я был главой Управы...». Тему предложило правительство Москвы. Это было бы достойным завершением школьного эксперимента изучения курса, а вместе с тем стало бы показателем нравственной зрелости выпускника, багажом его этических знаний, с которым можно смело вступать в мир взрослых идей и свершений.
Материалы практикума по основам морали, этики и по обществознанию. Опрос учащихся 10 класса. 23 человека.
Тема 1. «Кто я?»
Цель опроса: выявить критерии самоопределения учащихся.
Вот как распределились ответы учащихся по четырём категориям самоопределения:
1. родо-половая,
2. психологическая,
3. по отношению к школе,
4. по отношению к семье:
родо-половое — 41%, по отношению к школе — 29%,психологическое - 20%, по отношению к семье — 10%.
Тема 2. «Нравственность и СМИ».
Цель: выяснить роль СМИ в определении жизненных ценностей.
Вопросы и ответы:
• Нравятся ли вам отечественные фильмы прошлых лет? (Да - 19 чел.,нет — 4 чел.)
• Что Вы цените в отечественных фильмах прошлых лет?
1) отсутствие жестокости;
2) они интересны и познавательны;
3) режиссура и сюжет:
4) положительная атмосфера;
5) естественность, отсутствие вымысла;
6) духовное преобладает над материальным;
7) изображение настоящей жизни, без наигранности;
8) юмор;
9) патриотизм;
10) чистая любовь;
11) исторические события глазами режиссеров;
12) доброта, справедливость;
13) правдивая игра актёров;
14) люди;
15) спокойные, интересные:
16) рассказывают интересные истории;
17) изображение исторических событий, в которых хотел бы принимать участие;
18) показывается воля к победе;
19) смысловая нагрузка.
Наиболее отмечаемы позиции 4,5, 12 и 13.
• Что Вам нравится и не нравится в американских фильмах?
нравится | Не нравится |
зрелищность | Отсутствие смысла, примитив |
Некоторые фильмы с очень глубоким смыслом | Куча спецэффектов + классический сюжет, и всё без толку |
Симпатичные актёры, счастливые концы | Выдуманные сюжеты |
Если в фильме присутствует хоть какой – то смысл | Наигранность, нереалистичность, Жестокость, обман, заблуждение |
Яркость, красивое исполнение | Похожие сюжеты |
Актёрская игра в некоторых фильмах | коммерциализованность |
Высокое качество | Очень много негатива, сцены насилия, убийства |
Всегда запутанный сюжет | Игра некоторых актёров |
Много юмора | Даже если есть смысл. То они его доносят ужасно |
спецэффекты | бездуховность |
фантастика | боевики |
Юмор и профессионализм тупых американских комедий | Низменные чувства |
Отношения между родителями и старшими детьми слишком наигранны | |
Несмешной юмор |
Чаще всего среди положительных качеств назывались спецэффекты и красота.
Среди негативных качеств наиболее часто упоминались жестокость и неправдоподобие.
Какие ценности Вы отметили в отечественных фильмах?
■ уважение к старшим, к семье;
■ моральные, духовные, культурные: традиции и обычаи: идеология;доброта, взаимопомощь, любовь к людям, честность, искренность, открытость:
■ взаимоуважение, любовь;
■ гуманизм;
■ нравственность, понимание другого человека и терпимость;
■ трудолюбие, уважение к родителям;
■ индивидуальность;
■ любознательность;
■ соблюдение норм поведения.
Наиболее часто назывались нравственность, понимание другдруга.
Сформулируйте национальную идею или свою жизненную позицию.
■ равенство народов;
■ переход от коллективизма к индивидуализму: каждый за себя и себе;
■ наша национальная идем: приучать молодежь к труду; а взрослым меньше думать о материальном благополучии;
■ все должны быть патриотами;
■ стремление к лучшему, то есть любой гражданин нашего государства должен стремиться усовершенствовать государство, сделать его справедливым по отношению к народу;
■ общительность, добро между людьми, взаимопомощь;
■ настоящее демократическое общество;
капитализм;
■ стремление к лучшему;
■ приобщение молодежи к культуре (народным песням, танцам, некоторым обычаям).
■ возрождение такой великойстраны, как Россия, понимание того, что наша культура не хуже других, развитие экономики, нравственное воспитание, патриотизм, борьба сбедностью, борьба с коррупцией и бюрократизмом;
■ сплочённость против врага;
■ развитие межнациональных отношений;
■ быть защитником Родины, жить в мире;
■ жить достойно и духовно, и материально;
■ мир в России и демократическое общество;
■ стремиться к лучшему будущему, к лучшей жизни.
6 человек затруднялись ответить на последний вопрос.
Вариант того же опроса (влияние СМИ па моральные ценности современной молодежи) проведен среди десятиклассников: какие духовные ценности мы потеряли?
■ уважение к старшим людям (22?%); • доверие обществу, в которомживём (17%);
Патриотизм (13%)
■ романтизм, культура поведения,культура (17%);
■ забота о людях (13%);
■ толерантность (9%):
■ честность, доброта (9 %)
Каким вы видите выход из сложившейся ситуации?
■ увеличить соотношение
между негативной и позитивной
информацией в пользу позитивной; убрать рекламу;
■ более жёстко воспитывать в семье;
■ использовать архив СМИ;
■ снять руководство СМИ;
■ не развращать молодёжь;
■ пропагандировать прекрасное; в ввести цензуру, запрет на насилие;
■ выход зависит от каждого.
Выводы
Что показали опросы?
1. Молодежь переживает, как и всё общество, переход к новым жизненным ценностям. Многие ребята привержены вечным нравственным ценностям, традиционным для России. Так, например, деньги, по результатам опросов, занимают 5- 6-е место на шкале ценностей, а семья, друзья делят 1-3-е место.
2. Отмечая особенность нравственных отношений в обществе, почти все ребята осудили грубость, общение на сленге, распространённость нецензурной речи. Однако это не означает, что сами они не пользуются именно этими формами общения. При исследовании владения нравственными понятиями более 50% подростков не могли найти синонимы понятиям «честь», «порядочность», «достоинство».
3. Исследования позволили мне сделать вывод о том, что между мною и учащимися, которым я с седьмого класса преподаю историю и обществознание, установились достаточно доверительные отношения.
Диагностические исследования позволяют положительно ответить на вопрос, нужно ли вводить новый школьный курс «Основы морали». Этот курс получил устойчиво положительную оценку учащихся, выраженную одним из старшеклассников в такой форме: «Я стал лучше разбираться в себе и в людях». Старшеклассники получили в ходе обучения навыки ведения дискуссий, формирования и отстаивания собственной позиции по различным социальным проблемам, обрели умение анализировать жизненные ситуации, высказывать конструктивную критику. Правда, из-за перегруженности учебного плана «Основы морали» можно вводить скорее как модуль предмета обществознания.Особое значение имеет оценочный аспект уроков морали.
Заключение
Состояние нравственности российского общества таково, что с разрушением прежней идеологии, с резкой сменой экономической основы общества произошла дезориентация в нравственных ценностях у людей, как и у многих политических деятелях, которые определяют экономическое и социальное развитие страны. Эта ситуация осложняет формирование национальной идеи, которая смогла бы объединить общество на основе традиционных российских общенациональных ценностей.Духовно-нравственная сфера личности ребенка требует самых осторожных и тактичных действий со стороны педагога. Именно от него зависит в большой степени духовное здоровье воспитанника и общества в целом. Цель нравственного воспитания — формирование у учащихся системы отношений (к людям, обществу, Родине, самому себе), соответствующих моральным нормам. Отношение к труду в этой системе занимает особое место: оно в материализованном, наглядно-вещественном виде проявляет отношение к людям.Над детьми велика сила примера.В школе это прежде всего нравственное влияние личности учителя. Педагогическая компьютерная поддержка нравственного воспитания младших школьников может рассматриваться как фактор инновационного образования. Эффективность ее использования во многом зависит от педагогических условий, обеспечивающих результативность воспитательного процесса в целом.В ходе эксперимента по работе с серией компьютерных игр, предполагающих альтернативный выбор в жизненных ситуациях, было установлено, что воспитательная среда школы, а также «среда второго (виртуального) уровня» становятся внешними регуляторами относительно внутренних, психических регуляторов жизнедеятельности младшего школьника. При этом эффект перехода внешних воздействий во внутриличностный план будет тем выше, чем более они соответствуют разнообразным уровням развития субъектности (личности) школьника.