Федеральное агентство по образованию
Пензенский Государственный Педагогический Университет им. В.Г.Белинского
Факультет психологии Кафедра педагогики и психологии
профессионального обучения
Курсовая работа по педагогике на тему: «Нравственное воспитание в процессе учебной деятельности».
Выполнила: студентка группы
ПС-23 Оськина М.А.
Проверила: Стенякова Н.Е.
Пенза, 2007 г
План
Введение
1. Нравственное воспитание школьников
1.1 Понятие нравственного воспитания. Методы и механизмы духовно–нравственного воспитания
1.2 Нравственное воспитание в системе обучения
1.3 Воспитание патриотизма, культуры межнационального общения, гуманизма
2. Труд как основа нравственности
2.1 Трёхсоставное понятие труда
2.2 Возможности нравственно - волевого воспитания учащихся в процессе трудового обучения
3. Практическая часть
3.1 Нравственное воспитание младших школьников с использованием компьютерной поддержки. Серия компьютерных игр, предполагающих альтернативный выбор в жизненных ситуациях. Работа проводилась в лицее–интернате № 3. г. Пензы
3.2 Материалы практикума по основам морали, этики и по обществоведению в 10 – х классах лицея – интерната № 3. г. Пензы
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Нравственное воспитание школьников в целом осуществляется в процессе обучения, через содержание преподаваемых предметов, способы взаимодействия учителя и учащихся, стиль их взаимоотношений; в процессе специально организованного просвещения (занятия по этике, беседы с учащимися на этические темы и т.д.); при формировании нравственного опыта в коллективной жизни; при воспитании нравственных привычек и формировании нравственных чувств.[9. С. 43.]
Актуальность данной работы несомненна. В конце XX века, как с наследием прошлого, наша страна столкнулась с угрожающим здоровью нации падением нравственности, аморализмом, бездуховностью, криминализацией общества.
В соответствии с этим важнейшими задачами наиболее массового социального института общества - общеобразовательной школы является нравственное воспитание учащихся.
Ещё В. Г. Белинский утверждал, что среди множества родов образования и развития, каждое из которых важно само по себе, самое важное — образование нравственное.
Нравственные качества являются «великой особенностью человека». Знания, образованность играют весьма значительную роль в развитии человека, если направлены одновременно на решение проблем нравственного его совершенствования. «...Мы смело высказываем убеждение, — писал Ушинский, — что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями...». Одно умственное развитие еще не предполагает прочной общественной нравственности.
Нравственное воспитание должно быть сквозной линией образования и входить во все образовательные области базисного учебного плана. Как отмечал В.Д. Шадриков, в школе сейчас берет верх, начинает господствовать дух практицизма, отдающего приоритеты прикладным знаниям и навыкам, а не морали. Образование становится безнравственным. Из школы уходит ее основная историческая задача: воспитание сына, мужа, гражданина. Воспитание всегда связано с преодолением порочных наклонностей, представляющих и определенную социальную опасность: агрессивности, сексуальной невоздержанности, чревоугодия, лености, распущенности, стяжательства и т.д. Преодоление их - воспитание добродетели не обходится без борьбы, требует постоянного напряжения духовных сил, жесткой самодисциплины и постоянных упражнений - в поступках. Воспитывающая педагогика - это педагогика поступка.
В данной работе будут рассмотрены вопросы понятия нравственного воспитания, методы и механизмы духовно – нравственного воспитания, проблемы нравственного воспитания в системе обучения, вопросы воспитания патриотизма, культуры межнационального общения, гуманизма, отдельно будет рассмотрен вопрос, связанный с понятием труда как основой нравственности. В практической части работы будут представлены результаты работы по нравственному воспитанию в школе – интернате № 3:серия компьютерных игр, предполагающих альтернативный выбор в жизненных ситуациях для детей младшего школьного возраста и материалы практикума по основам морали, этики и по обществоведению в 10 – х классах.
1. Нравственное воспитание школьников
1.1 Понятие нравственного воспитания. Методы и механизмы духовно–нравственного воспитания
Нравственное воспитание — это систематическое воздействие на личность с целью передачи ей существующих в обществе нравственных ценностей, с целью развития ее способности к нравственному совершенствованию.Сущностью нравственного воспитания является совокупность нравственных отношений (к Родине, обществу, живой и неживой природе, коллективу, материальным и духовным ценностям, другим людям, к самому себе и т.д.). Причем эти отношения устанавливаются согласно общепринятым в обществе нормам, оцениваемым с позиций добра и зла. Достижения науки, культуры, труда, проявление лучших человеческих качеств (героизма, патриотизма, чувства долга, коллективизма и др.) оцениваются в нашем обществе как добро — они имеют общественно ценный результат. Проявление безнравственности, проступки, правонарушения, негативные качества личности (лживость, лицемерие, ханжество, мещанство, карьеризм и др.) оцениваются с позиций зла, так как несут с собой результат, отрицательный для людей.[15.С.55.]
Цель нравственного воспитания — формирование у учащихся системы отношений (к людям, обществу, Родине, самому себе), соответствующих моральным нормам. Отношение к труду в этой системе занимает особое место: оно в материализованном, наглядно-вещественном виде проявляет отношение к людям. Центральным является отношение к Человеку как к наивысшей ценности.
Нравственное воспитание могло бы быть определено как целенаправленнoe формирование у учащихся способности видеть человека в окружающем мире, рассматривать его как наивысшую ценность, сопереживать человеку, содействовать благу человека и человечества через производство материальных и духовных ценностей.
Содержанием нравственного воспитания выступают такие качества личности, как гуманизм, коллективизм, патриотизм, отношение к труду. Нравственное отношение к труду — это такое отношение, при котором основным мотивом трудаявляется забота о «другом человеке».
В эти обобщенные нравственные качества входит множество других нравственных качеств:
1. дисциплинированность и ответственность,
2. доброта и вежливость,
3. трудолюбие и честность и др.
Специфика нравственных отношений придает нравственному воспитанию исключительный характер. Нравственные отношения в самом широком плане отражают отношение к Человеку, как таковому, постольку они пронизывают все социальные отношения личности: политические, правовые, эстетические, научно-познавательные, экологические и др.— все социальные сферы общественной жизни.
Развитие социальной культуры предполагает не просто обогащение знаний во всех сферах жизни и отношений людей, утонченности мыслей и чувств, но главное — развитие в человеке общественных свойств, правильного восприятия высшего смысла человеческой деятельности — активного служения обществу, гуманистическим идеалам, умение строить свое поведение на основе социальных ценностей, высоких устремлений.
Средствами нравственного воспитания являются:
1. обучение;
2. личный пример учителя;
3. убеждение;
4. умелое обращение с учащимися (педагогический такт);
5. меры предупреждения и поощрения и взыскания.
Духовно-нравственная сфера личности ребенка требует самых осторожных и тактичных действий со стороны педагога. Именно от него зависит в большой степени духовное здоровье воспитанника и общества в целом. В связи с этим внимание многих ученых и практиков сосредоточено на поиске и определении методов духовно-нравственного воспитания детей и механизмов, лежащих в их основе. Т.И. Власова среди методов воспитания духовности школьников называет формирование и медитационное закрепление образов, парадоксальную» аналогию, самооценку и др. В свою очередь С.И. Маслов предлагает методы пробуждения адекватных эмоций, акцентирования ценности, ценностных сопоставлений. Определенная последовательность этих методов образует механизм присвоения ценностей: их эмоциональное приятие, осознание и включение в систему ценностных ориентации личности. В качестве механизмов выступают внушение, заражение, убеждение, подражание, идентификация, обособление, интериоризация, экстериоризация, механизм сдвига мотива на цель, игра и др. Их знание и учет помогают более эффективностроить процесс духовно-нравственного воспитания детей. Выбор механизма зависит от возрастных особенностей воспитанников, мастерства педагога и реализуемых принципов воспитания. Для примера обратимся к Образовательной системе «Школа 2100», ограничившись двумя из принятых ею принципов мотивированности и проблемности. Первый требует от педагога, «чтобы вносимые в сознание человека идеи приобрели для него субъективный личностный смысл». Личностный смысл отражает субъективное, зачастую эмоциональное отношение к усваиваемой ценности. Оно возникает благодаря воздействию не на интеллектуальную, а на эмоциональную сферу личности.[23.С.3.]
В основе этого воздействия может лежать механизм внушения. Внушение (или суггестия) определяется как воздействие, рассчитанное на некритическое восприятие информации и изменение настроя, поведения человека в соответствии с этой информацией. Эффективность внушения зависит от ряда факторов. Чтобы изменить настрой, поведение воспитанника, в высказываниях педагога должны превалировать образность, ритм, внушающая интонация, а не логика и доказательность. Образность достигается не только речевыми, но и наглядными средствами. В медицине внушение проявляется в методе лечения гипнозом. В педагогике гипноз недопустим. В этом случае действенным оказывается, например, метод демонстрации.[23.С.4]